Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в направлении развития творческих способностей в изобразительной деятельности. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

Содержание

Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Проблема творчества, творческих способностей в современной педагогике и психологи стр.
Понятие «творчество» и «творческих способности» стр.
Компоненты творческих способностей стр.
Развитие изобразительных способностей стр.
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей стр.
Вывод по главе I стр.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Развитие качеств творческого мышление стр.
2.2 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности стр.
2.3 Условия успешного развития творческих способностей детей
Глава II Методы исследования развития творческих способностей
Методы исследования стр.
Заключение стр.
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дошкольной педагогике (ИЗО деятельность).docx

— 89.52 Кб (Скачать)

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик  творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов  творческого потенциала человека составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении  и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать  оригинальные идеи и изобретать  новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности  вещей и явлений.

8. Высокие эстетические  ценности.

9. Развитая интуиция. [          ]

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о  составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Таким образом можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Развитие изобразительных способностей

 

Развития творческих способностей в период дошкольного возраста, является, периодом усиленного развития ребенка. Это период парадоксов и противоречий, без которых невозможен процесс развития творчества ребенка [          ]

В отечественной психологии к проблеме развития способностей существует ряд подходов:

1 подход: Дифференциально-психологический

Способности рассматриваются как комплекс свойств, определяющих индивидуальность данного человека.

2 подход: Из способностей выделены психические свойства, отвечающие требованиям деятельности, так как в основе изучения особенностей взяты определенные виды деятельности. Изучение индивидуальных различий в способностях  при данном подходе выступает как производный фактор [          ]

Развитие творческих способностей на ранних  этапах онтогенеза  большинство  современных исследователей соотносит  с развитием воображения. Эта  проблема глубоко изучалась Л. С. Выготским, в исследованиях которого показана связь воображения с  опытом ребенка, выявлена динамика развития данного процесса. В теории  Л. С. Выготского рассматриваются противоречия между аффективными и интеллектуальными  компонентами психики ребенка.

. По мнению ряда исследователей, подобной единицей может  выступать  символ. [          ]

В научной литературе символ определен как культурологический, семиотический и психологический  феномен. Выделяются проблемы разведения знака и символа; рассмотрение знаково – образной природы символа и его неограниченных возможностей для творчества. В этом аспекте отдельные явления (интонация, жесты, мимика, цвет, геометрические фигуры) могут использоваться в качестве символов. С другой стороны в культуре сложились формы, где символы сконцентрированы в наибольшей степени (миф, сказка).

 Роль символических средств в развитии творческих способностей детей 3-5 лет в литературно-художественном творчестве на материале сказок изучалось Л. Г. Коротаевой Автор делает выводы о сензитивности дошкольного возраста для развития творческих способностей  считает, что символическое опосредование позволяет включить в творческую деятельность эмоционально-позновательный опыт ребенка, что ведет к эмоциональной насыщенности детских «произведений», использованию в них разнообразной, существующей в культуре символики.  Образование символов связано с непосредственным опытом ребенка. Л. Г. Коротаева выделяет следующие сферы: фольклор, люди, природа. Сфера «люди» занимает доминирующее положение, так как наиболее понятна и эмоционально близка к дошкольникам.

Сфера «природа» (солнце, горы, земля, молния) как символ жизни и  художественно-литературном творчестве расширяет представления детей  о мироустройстве и наполняет  их собственное творчество (сочинение  сказок) новыми образами.

Создание вербальных сказочных  образов фольклорного жанра результат  художественно-литературного творчества детей влияет на  характер и содержание художественных образов в рисунке.

Творчество – одно из наиболее содержательных форм психической активности детей, которая рассматривается как универсальную способность, обеспечивающая успешное выполнение разнообразной детской деятельности.

Творческое отношение  к явлениям окружающей  действительности включает эстетический компонент (ребенок воспринимает, воспринимаемое проходит через его эмоции, чувства, переживания). В творчестве ребенок выражает свою личностную позицию, свое «Я».

А. А. Мелик – Пашаев рассматривает  эстетическое отношение к жизни  как первооснову способности к художественному творчеству. Автор изложил свое понимание проблемы в том, что эстетическое отношение к жизни – это психологическая первооснова художественно-творческой одаренности человека.

В эстетическое отношение  входит эмоциональный отклик ребенка  на прекрасное, доброе, творческая деятельность, стремление преобразовать окружающего, к оценке гармоничных красок.[          ]

Ветлугина Н. А. предлагает трехкомпонентную модель эстетического отношения.

Первый компонент – способности эмоционального переживания ребенка к прекрасного в окружающем исскустве.

Второй компонент – способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельному учению, к поисковым действиям, экспериментированию

Третий компонент – специально художественные и творческие способности, которые развиваются в процессе восприятия, исполнительства и творчества.

Все три компонента взаимодополняют  друг друга, образуя целостную модель, которая проектируется на все  виды художественной деятельности  и предполагает развитие у детей  творческих способностей, как общих, так и специальных для каждого  вида детского творчества. [           ]

По отношению ко всем видам  художественной деятельности необходимо выделить общие группы важных психических  процессов, составляющих основу творческих способностей.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном взаимодействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение объединений отдельных ощущений в целостные образы вещей. Восприятие отражает предмет в целом, с совокупности его свойств. При этом не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия – осмысления.

В изобразительной деятельности, в рисунках дети отражаются впечатления от восприятия окружающего мира. Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны представляют целые системы звуков речи, цветового спектра, геометрических форм. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия, которое является важнейшим условием развития творчества у детей. Формирования сенсорного опыта (зрительного, осязательного, кинестетического) значительно обогащает изобразительную деятельность, так как восприятие действительности становится образным, эстетически окрашенным и эмоционально насыщенным новыми впечатлениями.

Первый источник знаний о  мире – это ощущения,  с помощью  которых ребенок познает отдельные  признаки, свойств, предметов, а богатство  ощущений и восприятий является предпосылкой для полноценного познания им окружающего  мира, развития мыслительных процессов.

 На протяжении всего  дошкольного возраста происходит  изменения действий восприятия: от простых попыток рассмотреть  предмет, не отвечая на вопросы взрослого, до стремления более полно и последовательно обследовать и описать, выделяя наиболее заметные особенности. Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая на более высокий уровень умения рассматривать предметы, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину. Восприятие не лишает детских рисунков выразительности, образности, так как сам процесс творчества индивидуален и ребенок может по-своему использовать сенсорные эталоны в предметных и сюжетных композициях.

Основой художественного  образа являются зрительные восприятия окружающей действительности, личностная позиция каждого ребенка выражается при выборе материалов, использования  изобразительных средств, которые  в каждом виде изобразительной деятельности специфические: линия, форма, цвет –  в рисунке.

Восприятие предметов  и явлений окружающей действительности, овладение детьми сенсорными эталонами  способствует формированию сенсорной  культуры, которая имеет большое  значение для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы,  это дает возможность ребенку  лучше понимать произведение изобразительного искусства, получать удовольствие от рассматривания картин, чтения художественных произведений.

Приобщая детей к художественному  творчеству, педагог воспитывает  эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, способствуют накоплению эмоциональных впечатлений, формирует у детей индивидуальные интересы, склонности, способности.

Образное  мышление – мышление которое социально обусловленный, неразрывно связанный с речью. Психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения  действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе    практической деятельности из чувственного познания.  В психологии принята условная классификация видов мышления:

-  наглядно – действенное;

- наглядно – образное;

- отвлеченное (теоретическое) мышление.

В простейшей форме  наглядно – образное мышление  возникает  преимущественно у дошкольника  в возрасте 7 лет. Связь мышления с практическими действиями у  них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как более раннем возрасте. Наглядно – образное мышление  опирается  на зрительные представления и их трансформацию в средство решения  мыслительной задачи.  Вступления в  новую стадию мышления не означает изживание предыдущей. Наглядно-действенное мышление сохраняется у ребенка и помогает дальнейшему развитию. Образное мышление является основой развития разнообразных видов деятельности и творческих способностей. Исследователи утверждают, наглядно-образное  мышление необходимо для творчества не только для детей дошкольного возраста, но взрослых. Для развития у дошкольников образного мышления особо благоприятна изобразительная деятельностью.

По мнению А. В. Запоржца, изобразительная деятельность подобна игре, которая позволяет более глубоко осмыслить интересующие образы, сюжеты ребенка. По мере овладения изобразительной деятельностью у старшего дошкольника создается внутренний индивидуальный план, который отсутствует в раннем дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности материализуется в рисунках детей.

Процесс познания  изображения  у ребенка  тесно связан с речью. Дети называют предметы, которые они  изображают. Объясняют действия и  поступки героев, иногда детально описывают  весь процесс изображения, вступают в диалоги с партнерами по игре, рассказывают, какие  действия происходят на рисунке. Речевое сопровождение  процесса игры, изображения позволяет  ребенку осознать, что он рисует понять и выделить качества изображаемого, последовательно строить этот процесс.

Психологи указывают на то, что любая деятельность, в том  числе и изобразительная должна включать мотивы и цели.

Л. А. Венгер писал, что  переход  от преобладания интереса к процессу деятельности, к направленности на получения результата дает возможность  умственным развитиям ребенка, формированием  творческих способностей. Детей начинает интересовать не только процесс, но и результат деятельности. У них формируется умственные действия: анализ, синтез, сравнения, обобщения, элементы классификации, которые наиболее ярко прослеживаются при выполнении рисунков предметного и сюжетного характера, при оценке.[           ]

Воображение творчество. Воображение, или фантазия, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа, продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов.

Б. М. Теплов писал о том, что «Воображение – это создание новых образов на материале прежних восприятий. В каждой области творчества воображение играет значительную роль. Воображение характеризуется активностью, действенностью. В некоторых обстоятельствах оно может выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться, уйти от кажущихся ему неразрешенных проблем, чаще всего житейского характера.» [] Такая форма воображения называется пассивным воображением. Пассивное воображение может быть подразделено на предметное и непредметное. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности