Представление младших школьников о гигиене зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - выявит методы и приемы формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.
Задачи работы:
- изучить литературу (психолого – педагогическую и научную) по проблеме гигиены зрения младших школьников.
- раскрыть основные понятия по гигиене зрения.
- исследовать особенности гигиены зрения младших школьников.
- изучить и определить наиболее оптимальные методы и формы работы начальной школы по формированию предмета о гигиене зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших школьников……………………………………………………………..5
1.1 Представление как психолого – педагогическая категория………………..5
1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников…..20
1.3. Краткие сведения из истории гигиенного обучения и воспитания……...25
Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников…...27
2.1 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе…………………...27
2.2 Упражнение для укрепления зрения в учебном процессе………………...33
2.3 Опыт современных педагогов по формированию представлений о гигиене зрения…………………………………………………………………...40
Глава 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения в процессе обучения естествознания……………………………………………..45
3.1. Диагностика упражнения сформированности представлений о гигиене зрения младших школьников…………………………………………………...45
3.2. Формирующий этап…………………………………………………………49
3.3. Контрольный этап ………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Представления у младших школьнико огигиене здоровья.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    Критерии  о сформированности о гигиене  зрения были таковы:

    Высокий уровень: Учащимся известны витамины, употребляемые для поддержания высокого уровня зрения; они знают о том, что во время работы глазам нужно давать отдых и пользуются этим на практике; учащиеся следят за уровнем своего зрения и соблюдают гигиену зрения, а также знают о вредном влиянии мониторов и ношения темных очков.

    Средний уровень: учащимся известны витамины, употребляемые для поддержания  высокого уровня зрения, но на практике это знание применяют не всегда, учащиеся не всегда соблюдают гигиену  зрения, знают о вредном влиянии  мониторов и ношения темных очков.

    Низкий  уровень: учащимся неизвестны витамины, употребляемые для поддержания  высокого уровня зрения; они знают  о том, что во время работы глазам нужно давать отдых, но на практике это знание учащиеся не применяют.

Фамилия, имя Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Аксенов Дима   +  
2 Алексеев Олег   +  
3 Бабенко Катя     +
4 Бареева Ульяна   +  
5 Брагинец Мила   +  
6 Ворона Аня +    
7 Гирченко Илья     +
8 Гринев Глеб   +  
9 Гулуя Яна   +  
10 Джаримок Леня   +  
11 Еременко Леня +    
12 Злыденко Настя     +
13 Кабашурова Диана +    
14 Киященко Саша +    
15 Косьяненко Саша +    
16 Нагорская Катя +    
17 Назримадова Маша   +  
18 Никитченко Даша +    
19 Плехно Алина   +  
20 Плотко Лера   +  
21 Саранцева Лера     +
22 Сафонов Саша   +  
23 Середа Катя   +  
24 Тицкий Артем +    
25 Ульянова Кристина     +
26 Хабибрахманова Л.   +  
27 Шубитидзе Саша     +
 

    Цель: выявит методы и приемы работы учителя  по формированию представлений младших  школьников о гигиене зрения. В  ходе наблюдения и беседы было установлено:

  1. учитель недостаточно уделял внимание упражнениям для поддержания уровня зрения;
  2. тематика родительских собраний не освещает вопросы гигиены зрения;
  3. недостаточно выделяется работа по формированию навыков ЗОЖ;
  4. не приглашается для беседы с детьми другие специалисты (врачи) по вопросам гигиены зрения;
  5. Не объясняются последствия несоблюдения правил гигиены зрения.

    Анализ  учебной документации

    Анализ  учебной документации показал, что:

    - в  календарно–тематическом планировании  разделы по гигиене зрения;

    - не  запланирована факультативная работа  по ЗОЖ младших школьников;

    - в  медицинских картах школьников  не обозначены профилактические  осмотры окулистов, хотя в каждом  классе детей с нарушенным  зрением.

    Шкалирование

    Учащимся  был предоставлен ряд ценностей: фрукты, деньги, еда, компьютер.

    Детям было предложено расставить их по значимости от  более к менее важному.

    В ходе исследования было проведено анкетирование  родителей. Анкета содержала следующие  вопросы:

  1. Придерживается ли ваша семья какой-либо диеты?
  2. Соблюдает ли ваша семья правила гигиены зрения?
  3. Соблюдает ли ваша семья рацион питания?
  4. Покупаете ли вы витамины?
  5. Питается ли ваш ребенок в школьной столовой?
  6. Говорите ли вы со своим ребенком о полезности продуктов?
  7. Что ваш ребенок предпочитает есть на завтрак?

    В результате выяснилось, что многие родители мало внимания уделяют тому, как их дети следят за своим зрением  и сами не достаточно регулярно приводят своих детей на осмотр специалиста.

    Таким образом, результаты проведения диагностического этапа поставили следующие задачи:

  1. Повысить уровень сформированности представлений о гигиене зрения
  2. Заинтересовать учителей проведением занятий по формированию у учащихся представлений о гигиене зрения
  3. Выявить наиболее эффективные методы по формированию представлений о гигиене зрения.
 

    3.2. Формирующий этап 

    Анализ  теоретических и практических исследований по проблеме позволил составить ряд  рекомендаций по формированию представлений  младших школьников о гигиене  зрения:

    - активизировать познавательную  деятельность младших школьников по привитию гигиенических навыков на уроках естествознания и во внеклассной работе;

    - проводить повседневное гигиеническое  воспитание в школе, в семье,  включающее контроль за применением  школьником на практике приобретенных  ЗУНов;

    - привлечь школьников к участию в проведении посильных для них мероприятий по гигиене зрения.

    Цель: сформировать представления младших  школьников о гигиене зрения с  помощью знаний по темам: «Глаз –  орган зрения», «Гимнастика для  глаз» и родительского собрания: «Как сохранить зрение».

    На  занятии по теме «Глаз – орган  зрения» детям был предложен  рассказ о том, что глаза –  это самое ценное, что есть у  человека. В качестве наглядного пособия  детям была предложена схема «Строение  орган зрения – глаза».

    «Глаз – орган зрения»

    «Гимнастика для глаз»

    На  данном занятии детям была предложена китайская методика сохранения зрения. Эта методика предлагает массаж глаз при помощи нажатий на отдельные  точки лица, а также своеобразный тренажер для глаз.

    На  каждом уроке использовался дополнительный материал в виде загадок, а также дополнительные оздоровительные упражнения.

    Загадки и скороговорки

    Два соседа – непоседы день на работе, ночь – на отдыхе.

    Шел косой козел с косой. Пришел косой  козел с косой.

    Почему  человек назад не оглядывается?

    Какая женщина не смотрит в зеркало?

    Таким образом, проводя итоги формирующего этапа, у учащихся были сформированы умения и навыки сохранения зрения.

    Родители  были заинтересованы проблемой гигиены  зрения своих детей. 

    3.3. Контрольный этап  

    На  контрольном этапе было проведено повторное анкетирование учащихся экспериментального класса.

  1. Зачем человеку зрение?
  2. Какие продукты самые полезные для работы глаз?
  3. Нужно ли давать отдых глазам во время работы?
  4. От чего зависит хорошее зрение человека?
  5. Следишь ли ты за уровнем своего зрения?
  6. Соблюдаешь ли ты гигиену зрения?
  7. Для чего нужны витамины?
  8. Перечисли известные тебе витамины, важные для работы глаз
  9. Часто ли ты смотришь телевизор?
  10. Часто ли ты носишь темные очки?

    Критерии  о сформированности о гигиене  зрения были таковы:

    Высокий уровень: Учащимся известны витамины, употребляемые для поддержания  высокого уровня зрения; они знают  о том, что во время работы глазам нужно давать отдых и пользуются этим на практике; учащиеся следят за уровнем своего зрения и соблюдают гигиену зрения, а также знают о вредном влиянии мониторов и ношения темных очков.

    Средний уровень: учащимся известны витамины, употребляемые для поддержания  высокого уровня зрения, но на практике это знание применяют не всегда, учащиеся не всегда соблюдают гигиену зрения, знают о вредном влиянии мониторов и ношения темных очков.

    Низкий  уровень: учащимся неизвестны витамины, употребляемые для поддержания  высокого уровня зрения; они знают о том, что во время работы глазам нужно давать отдых, но на практике это знание учащиеся не применяют.

Фамилия, имя Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Аксенов Дима +    
2 Алексеев Олег   +  
3 Бабенко Катя   +  
4 Бареева Ульяна   +  
5 Брагинец Мила +    
6 Ворона Аня +    
7 Гирченко Илья   +  
8 Гринев Глеб +    
9 Гулуя Яна +    
10 Джаримок Леня   +  
11 Еременко Леня +    
12 Злыденко Настя   +  
13 Кабашурова Диана +    
14 Киященко Саша +    
15 Косьяненко Саша +    
16 Нагорская Катя +    
17 Назримадова Маша   +  
18 Никитченко Даша +    
19 Плехно Алина   +  
20 Плотко Лера   +  
21 Саранцева Лера +    
22 Сафонов Саша +    
23 Середа Катя +    
24 Тицкий Артем +    
25 Ульянова Кристина     +
26 Хабибрахманова Л.   +  
27 Шубитидзе Саша     +

    Таким образом, анализ анкеты показал, что уровень сформированности представлений о гигиене зрения повысился, что позволило сделать выводы о том, что работа проведена успешно. Следовательно, можно говорить о том, что целенаправленное и систематическое соблюдение правил гигиены зрения младших школьников способствует более успешному формированию у него представлений о гигиене зрения.

    По  результатам проведенного исследования были сформулированы следующие вопросы:

  1. Психолого-педагогический анализ процесса формирования представлений о гигиене зрения свидетельствует об исключительной важности целенаправленного использования системы методов и приемов на уроках естествознания;
  2. Целенаправленные исполнительные системы методов и приемов на уроках естествознания позволяет:

    - повышать уровень заинтересованности в событии гигиены зрения;

    - осмысленно применять методы  и приемы сохранения зрения  не только в школе, но и  вне ее пределов.

    Многочисленными исследователями доказано, что целенаправленное использование системы методов  и приемов по формированию представлений о гигиене зрения является важным условием формирования осознанной потребности в соблюдении правил гигиены зрения.

    Опыт  работы с младшими школьниками убеждает, что детей можно заинтересовать проблемой, используя разнообразные методы и приемы, умелое использование которых приведет к тому, что дети в дальнейшем будут сами использовать их на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В процессе работы нами рассмотрена проблема формирования представлений гигиены  зрения в процессе обучения у младших школьников.

    Были  решены следующие задачи:

    - рассмотрен вопрос о формировании представлений у младших школьников.

    Было  выявлено, что быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно

Информация о работе Представление младших школьников о гигиене зрения