Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:09, дипломная работа
Цель данной работы - выявит методы и приемы формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.
Задачи работы:
- изучить литературу (психолого – педагогическую и научную) по проблеме гигиены зрения младших школьников.
- раскрыть основные понятия по гигиене зрения.
- исследовать особенности гигиены зрения младших школьников.
- изучить и определить наиболее оптимальные методы и формы работы начальной школы по формированию предмета о гигиене зрения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших школьников……………………………………………………………..5
1.1 Представление как психолого – педагогическая категория………………..5
1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников…..20
1.3. Краткие сведения из истории гигиенного обучения и воспитания……...25
Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников…...27
2.1 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе…………………...27
2.2 Упражнение для укрепления зрения в учебном процессе………………...33
2.3 Опыт современных педагогов по формированию представлений о гигиене зрения…………………………………………………………………...40
Глава 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения в процессе обучения естествознания……………………………………………..45
3.1. Диагностика упражнения сформированности представлений о гигиене зрения младших школьников…………………………………………………...45
3.2. Формирующий этап…………………………………………………………49
3.3. Контрольный этап ………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56
Критерии о сформированности о гигиене зрения были таковы:
Высокий уровень: Учащимся известны витамины, употребляемые для поддержания высокого уровня зрения; они знают о том, что во время работы глазам нужно давать отдых и пользуются этим на практике; учащиеся следят за уровнем своего зрения и соблюдают гигиену зрения, а также знают о вредном влиянии мониторов и ношения темных очков.
Средний уровень: учащимся известны витамины, употребляемые для поддержания высокого уровня зрения, но на практике это знание применяют не всегда, учащиеся не всегда соблюдают гигиену зрения, знают о вредном влиянии мониторов и ношения темных очков.
Низкий уровень: учащимся неизвестны витамины, употребляемые для поддержания высокого уровня зрения; они знают о том, что во время работы глазам нужно давать отдых, но на практике это знание учащиеся не применяют.
Фамилия, имя | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 Аксенов Дима | + | |||
2 Алексеев Олег | + | |||
3 Бабенко Катя | + | |||
4 Бареева Ульяна | + | |||
5 Брагинец Мила | + | |||
6 Ворона Аня | + | |||
7 Гирченко Илья | + | |||
8 Гринев Глеб | + | |||
9 Гулуя Яна | + | |||
10 Джаримок Леня | + | |||
11 Еременко Леня | + | |||
12 Злыденко Настя | + | |||
13 Кабашурова Диана | + | |||
14 Киященко Саша | + | |||
15 Косьяненко Саша | + | |||
16 Нагорская Катя | + | |||
17 Назримадова Маша | + | |||
18 Никитченко Даша | + | |||
19 Плехно Алина | + | |||
20 Плотко Лера | + | |||
21 Саранцева Лера | + | |||
22 Сафонов Саша | + | |||
23 Середа Катя | + | |||
24 Тицкий Артем | + | |||
25 Ульянова Кристина | + | |||
26 Хабибрахманова Л. | + | |||
27 Шубитидзе Саша | + |
Цель: выявит методы и приемы работы учителя по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения. В ходе наблюдения и беседы было установлено:
Анализ учебной документации
Анализ учебной документации показал, что:
- в
календарно–тематическом
- не
запланирована факультативная
- в
медицинских картах школьников
не обозначены
Шкалирование
Учащимся был предоставлен ряд ценностей: фрукты, деньги, еда, компьютер.
Детям было предложено расставить их по значимости от более к менее важному.
В ходе исследования было проведено анкетирование родителей. Анкета содержала следующие вопросы:
В результате выяснилось, что многие родители мало внимания уделяют тому, как их дети следят за своим зрением и сами не достаточно регулярно приводят своих детей на осмотр специалиста.
Таким образом, результаты проведения диагностического этапа поставили следующие задачи:
3.2.
Формирующий этап
Анализ теоретических и практических исследований по проблеме позволил составить ряд рекомендаций по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения:
- активизировать познавательную деятельность младших школьников по привитию гигиенических навыков на уроках естествознания и во внеклассной работе;
-
проводить повседневное
- привлечь школьников к участию в проведении посильных для них мероприятий по гигиене зрения.
Цель:
сформировать представления младших
школьников о гигиене зрения с
помощью знаний по темам: «Глаз –
орган зрения», «Гимнастика для
глаз» и родительского
На занятии по теме «Глаз – орган зрения» детям был предложен рассказ о том, что глаза – это самое ценное, что есть у человека. В качестве наглядного пособия детям была предложена схема «Строение орган зрения – глаза».
«Глаз – орган зрения»
«Гимнастика для глаз»
На данном занятии детям была предложена китайская методика сохранения зрения. Эта методика предлагает массаж глаз при помощи нажатий на отдельные точки лица, а также своеобразный тренажер для глаз.
На каждом уроке использовался дополнительный материал в виде загадок, а также дополнительные оздоровительные упражнения.
Загадки и скороговорки
Два соседа – непоседы день на работе, ночь – на отдыхе.
Шел косой козел с косой. Пришел косой козел с косой.
Почему человек назад не оглядывается?
Какая женщина не смотрит в зеркало?
Таким образом, проводя итоги формирующего этапа, у учащихся были сформированы умения и навыки сохранения зрения.
Родители
были заинтересованы проблемой гигиены
зрения своих детей.
3.3.
Контрольный этап
На контрольном этапе было проведено повторное анкетирование учащихся экспериментального класса.
Критерии о сформированности о гигиене зрения были таковы:
Высокий уровень: Учащимся известны витамины, употребляемые для поддержания высокого уровня зрения; они знают о том, что во время работы глазам нужно давать отдых и пользуются этим на практике; учащиеся следят за уровнем своего зрения и соблюдают гигиену зрения, а также знают о вредном влиянии мониторов и ношения темных очков.
Средний уровень: учащимся известны витамины, употребляемые для поддержания высокого уровня зрения, но на практике это знание применяют не всегда, учащиеся не всегда соблюдают гигиену зрения, знают о вредном влиянии мониторов и ношения темных очков.
Низкий уровень: учащимся неизвестны витамины, употребляемые для поддержания высокого уровня зрения; они знают о том, что во время работы глазам нужно давать отдых, но на практике это знание учащиеся не применяют.
Фамилия, имя | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 Аксенов Дима | + | |||
2 Алексеев Олег | + | |||
3 Бабенко Катя | + | |||
4 Бареева Ульяна | + | |||
5 Брагинец Мила | + | |||
6 Ворона Аня | + | |||
7 Гирченко Илья | + | |||
8 Гринев Глеб | + | |||
9 Гулуя Яна | + | |||
10 Джаримок Леня | + | |||
11 Еременко Леня | + | |||
12 Злыденко Настя | + | |||
13 Кабашурова Диана | + | |||
14 Киященко Саша | + | |||
15 Косьяненко Саша | + | |||
16 Нагорская Катя | + | |||
17 Назримадова Маша | + | |||
18 Никитченко Даша | + | |||
19 Плехно Алина | + | |||
20 Плотко Лера | + | |||
21 Саранцева Лера | + | |||
22 Сафонов Саша | + | |||
23 Середа Катя | + | |||
24 Тицкий Артем | + | |||
25 Ульянова Кристина | + | |||
26 Хабибрахманова Л. | + | |||
27 Шубитидзе Саша | + |
Таким образом, анализ анкеты показал, что уровень сформированности представлений о гигиене зрения повысился, что позволило сделать выводы о том, что работа проведена успешно. Следовательно, можно говорить о том, что целенаправленное и систематическое соблюдение правил гигиены зрения младших школьников способствует более успешному формированию у него представлений о гигиене зрения.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие вопросы:
- повышать уровень заинтересованности в событии гигиены зрения;
- осмысленно применять методы и приемы сохранения зрения не только в школе, но и вне ее пределов.
Многочисленными исследователями доказано, что целенаправленное использование системы методов и приемов по формированию представлений о гигиене зрения является важным условием формирования осознанной потребности в соблюдении правил гигиены зрения.
Опыт
работы с младшими школьниками убеждает,
что детей можно заинтересовать
проблемой, используя разнообразные
методы и приемы, умелое использование
которых приведет к тому, что дети в дальнейшем
будут сами использовать их на практике.
Заключение
В процессе работы нами рассмотрена проблема формирования представлений гигиены зрения в процессе обучения у младших школьников.
Были решены следующие задачи:
- рассмотрен вопрос о формировании представлений у младших школьников.
Было выявлено, что быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно
Информация о работе Представление младших школьников о гигиене зрения