Трудовое развитие младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 03:40, реферат

Описание работы

Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.20 Кб (Скачать)

Воспитание добросовестного  отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции  трудового воспитания. 

Как отмечалось в  главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной  школе может осуществляться только на основе разумного организованного  соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской  и педагогической мысли видели в  труде большую преобразующую  силу, которая обеспечивает прогрессивное  развитие как общества в целом, так  и каждого человека в отдельности. 

Труд – основной источник материального и духовного  богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его  священный долг, фундамент личностного  развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно  полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального  формирования личности, её физического  развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система. 

В этом отношении  большой интерес представляет высказывание учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9 классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает, некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу. 

Необходимость трудового  обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики –  Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. 

Различные аспекты  трудового воспитания исследованы  П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым. 

В педагогике детально раскрывается функции трудового  воспитания в развитии личности и  её нравственном формировании.  Частности, обращается внимание на следующие вопросы. 

Труд, практическая производственная деятельность оказывают  благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое  исследования показывают, что физический тру, связанный с движение и мускульными  упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и  его здоровье, повышает его жизненную  энергию и умственную работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал: 
 

«При усидчивой  умственной работе, без движения и  телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и  руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна» 

Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский. 

Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего  влияния труда на чувства? Кто  не испытывал, как после тяжёлого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как  ночные призраки от свежего утреннего  луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями  людей, которым нечего делать» 

Труд развивает  умственные способности человека, его  сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной  и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов. 

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали  трудовую деятельность с развитием  гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного  долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. 

Существенная функция  труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». 

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки  у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских  чувств. «Мы хорошо знаем, - писал  он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми  данными, но в жизни одни умеют  работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более  сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они  воспитываются в нём в течение  его жизни и в особенности  в молодости. 

Наконец, труд  как  фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному  выбору профессии. Как ни многогранно  воспитательное значение учения, оно  все же связано главным образом  с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно  к интеллектуальной работе. Между  тем большинство учащихся после окончания школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах  производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни. 
 
 
 
 

Сущность трудового  воспитания, трудового обучения и  профессиональной ориентации, Понятие  трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура 

Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет  свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них  добросовестного отношения к  выполняемой работе, проявлению в  ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. 

Понятно, что формирование положительного отношения к труду  нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. 

Профессиональная  же ориентация как педагогическая категория  обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и  специальности в соответствии с  имеющимися склонностями и способностями. 

Сопоставляя эти  три педагогические категории, следует  отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению  с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты: 

а) потребность в  созидательно-трудовой деятельности и  её здоровые социальные и личные мотивы; 

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственно  благотворительности (сознание); 

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование; 

г) достаточно сильную  волю личности. 

Знание этой структуры  имеет определяющее значение для  осмысления методических основ трудового  воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные виды трудовой деятельности школьников 

Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую  их возрасту трудовую деятельность, возникает  вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся? 

Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных. 

Значительное место  в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных  классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производительная практика в старших классах. 

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в  себя: уход за своими вещами, уборку классов  и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных  пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д. 

Следующим видом  трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству  школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог  и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса. 

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с сознанием материальных ценностей. 

Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учиться хозяйствовать, проявлять  предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и воспитания учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении  к материальным ценностям общества и личным вещам 

Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности  в труде и бережном отношении  к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность  создаёт внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося  бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость. 

Информация о работе Трудовое развитие младшего школьника