Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 03:40, реферат
Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.
Воспитание добросовестного
отношения к труду и сбережению
материальных ценностей как фактор
морального формирования личности. Функции
трудового воспитания.
Как отмечалось в
главе о целях воспитания, успешное
формирование личности в современной
школе может осуществляться только
на основе разумного организованного
соединения учебно-воспитательной работы
с практической трудовой деятельностью.
Передовые представители
Труд – основной
источник материального и духовного
богатства общества, главный критерий
социального престижа человека, его
священный долг, фундамент личностного
развития. Правильно осуществляемое
трудовое воспитание, непосредственное
участие школьников в общественно
полезном, производительном труде, является
действительным фактором гражданского
взросления, морального и интеллектуального
формирования личности, её физического
развития. Как бы не сложилась дальнейшая
судьба выпускников школы, трудовые умение
и закалка потребуются им в любой сфере
деятельности. Вот почему трудовой элемент
в школьном воспитании с давних времён
выступает как весьма существенная педагогическая
система.
В этом отношении
большой интерес представляет высказывание
учёного и просветителя, ректора
(1756-1830), который писал «В знаменитых
семействах наших два порока, деморализующий
людей: праздность и отвращение к занятиям
и труду, а поэтому основой хорошего воспитания
должно стать трудолюбие». Ещё большее
значение приобретает трудовое воспитание
в условиях научно-технического прогресса
и рыночной экономики, когда от человека
требуются высокая квалификация, широкий
технический кругозор и способность к
быстрому овладению более совершенными
трудовыми умениями и навыками. Вот почему
приобщения учащихся в той или иной форме
к производительному труду, организация
трудового воспитания всё более и более
пробивают себе дорогу в школах большинства
стран мира, Становятся неотъемлемой частью
учебно-воспитательного процесса. Они
осуществляются в США, Англии, Германии
и других странах. С 1987-88 учебного во всех
основных школах (обычно 9 классов) Баварии
введён предмет «Трудовое обучение). С
учащимися проводится производительная
практика в течении одной-двух недель,
во время которой они занимаются производительной
трудом, приобретают трудовые умения и
навыки, знакомятся с рабочими профессиями.
В то же время владелец предприятия, на
котором организуется практика, сам присматривается
к учащимся, бывает, некоторых из них приглашает
после окончания школы к себе на работу.
Необходимость трудового
обучения и воспитания в школах обусловила
большое значение их научного исследования.
Немало ценных идей по этой проблеме содержится
в трудах классиков педагогики –
Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци,
А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Различные аспекты
трудового воспитания исследованы
П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым,
К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским,
А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
В педагогике детально
раскрывается функции трудового
воспитания в развитии личности и
её нравственном формировании. Частности,
обращается внимание на следующие вопросы.
Труд, практическая
производственная деятельность оказывают
благотворное влияние на физическое
развитие человека. Физиологическое
исследования показывают, что физический
тру, связанный с движение и мускульными
упражнениями, с пребыванием на свежем
воздухе, укрепляет силы человека и
его здоровье, повышает его жизненную
энергию и умственную работоспособность.
Л.Н Толстой в соё время писал:
«При усидчивой
умственной работе, без движения и
телесного труда сущее горе. Не
походи я, не поработай я ногами и
руками в течение хоть одного дня,
вечером я уже никуда не гожусь:
ни читать ни писать ни даже внимательно
слушать других, голова кружиться, а в
глазах звёзды какие-то, и ночь проводится
без сна»
Такую же мысль высказал
и К.Д. Ушинский.
Кто, - писал он, - не
испытывал живительного освежающего
влияния труда на чувства? Кто
не испытывал, как после тяжёлого
труда, долго поглощавшего все силы
человека, и небо кажется светлее,
и солнце ярче, и люди добрее? Как
ночные призраки от свежего утреннего
луча, бегут от светлого и спокойного
лица труда – тоска, скука, капризы,
прихоти, все эти бичи людей праздных
и романтических героев, страдающих
обыкновенно высокими страданиями
людей, которым нечего делать»
Труд развивает
умственные способности человека, его
сообразительность, творческую смекалку.
Работа на современном производстве
требует широкой
Исключительно велико
значение труда в нравственном воспитании
личности. Многие педагоги связывали
трудовую деятельность с развитием
гражданского сознания школьников, патриотических
чувств и понимания своего общественного
долга. Каждый воспитанный готовиться
стать членом трудового коллектива.
Его значение и ценность как гражданина
будут зависеть исключительно от его
умения трудиться и приносить пользу себе
и людям. В то же время от трудовой подготовки
и личного вклада человека в общее дело
зависит его материальное благосостояние.
Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский подчёркивал:
«Самое воспитание, если оно желает счастья
человеку, должно воспитывать его не для
счастья, а приготовлять к труду жизни.
Существенная функция
труда состоит в формировании
у учащихся товарищеских отношений, коллективизма
и взаимной требовательности. «Только
участие в коллективном труде, - отмечал
А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать
правильное, нравственное отношение к
другим людям – родственную любовь и дружбу
отношению ко всякому трудящемуся, возмущение
и осаждение по отношению к лентяю, к человеку,
уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал
труд существенным элементом выработки
у воспитанников жизненной
Наконец, труд как
фактор воспитания способствует жизненному
самоопределению и правильному
выбору профессии. Как ни многогранно
воспитательное значение учения, оно
все же связано главным образом
с умственной деятельностью и, естественно,
формирует интерес
Сущность трудового
воспитания, трудового обучения и
профессиональной ориентации, Понятие
трудолюбия как личностного качества
и его внутренняя структура
Эти термины являются
родственными, но каждый из них имеет
свою специфику. Трудовое воспитание есть
процесс организации и
Понятно, что формирование
положительного отношения к труду
нельзя осуществлять без соответственного
научения трудовым умениям и навыкам.
В этом смысле трудовое обучение выступает
как специально организованный педагогический
процесс, направленный на овладение практическими
предметами того или иного труда, на формирование
и совершенствования трудовых умений
и навыков.
Профессиональная
же ориентация как педагогическая категория
обозначает процесс ознакомления учащихся
с различными профессиями и видами
труда и оказания им помощи в выборе
своей будущей профессии и
специальности в соответствии с
имеющимися склонностями и способностями.
Сопоставляя эти
три педагогические категории, следует
отметить, что понятие трудовое воспитание
является более широким по сравнению
с трудовым обучением и профессией.
Последние выступают как его составные.
Но, выполняя свои специфические роли,
все эти три процесса взаимосвязаны и
при их осуществлении способствуют формированию
у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие?
Трудолюбие является результатом трудового
воспитания, обучении и профессиональной
ориентации и выступает как личностное
качество, которое характеризуется прочной
потребно-мотивационной сферой, глубоким
пониманием большой преобразующе-воспитательной
силы труда (знания и убеждения), умением
и стремлением добросовестно выполнять
любую необходимую работу и проявлять
волевые усилия в преодолении тех преград,
которые встречаются в процессе трудовой
деятельности. Будучи личностным качеством,
трудолюбие, таким образом, включает в
себя следующие структурные компоненты:
а) потребность в
созидательно-трудовой деятельности и
её здоровые социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы
труда для общества и для себя
и убеждение в его нравственно
благотворительности (сознание);
в) наличие трудовых
умений и навыков и их постоянное
совершенствование;
г) достаточно сильную
волю личности.
Знание этой структуры
имеет определяющее значение для
осмысления методических основ трудового
воспитания.
Основные виды трудовой
деятельности школьников
Поскольку трудовое
воспитание осуществляется в процессе
включения учащихся в соответствующую
их возрасту трудовую деятельность, возникает
вопрос: в какие виды труда необходимо
вовлекать учащихся?
Широкое применение
в школе находит, прежде всего трудовая
деятельность учащихся, связанная с учебными
занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся
занимаются изготовлением разнообразных
учебно-наглядных пособий: таблиц, картин,
диаграмм, гербариев, коллекций, простейших
моделей, а в средних и старших классах,
кроме этого, школьники создают различные
механизмы, действующие модели, стенды
т.д. При изучении природоведения и ботаники
учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном
участке, в теплицах и садах, занимаются
выращиванием цветов, создают живые уголки,
организуют работу по подкормке птиц и
диких животных.
Значительное место
в трудовом воспитании и обучении
занимает ручной труд в начальных
классах, занятия в учебных мастерских
в средних классах и учебно-
Большую роль в трудовом
обучении и воспитании играет труд
по самообслуживанию. Он включает в
себя: уход за своими вещами, уборку классов
и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных
пособий, книг в школьной библиотеке,
мебели и инвентаря и т.д.
Следующим видом
трудовой деятельности учащихся является
общественно полезная работа по благоустройству
школьной территории, по сбору вторичного
сырья, лекарственных растений, озеленению
улиц в населённых пунктах, дорог
и т.д. К этой работе привлекаются
учащиеся от I до XI класса.
Наконец, в трудовом
воспитании важное значение имеет общественно
полезный труд, который организуется в
средних и старших классах на промышленных
предприятиях, в сельском хозяйстве и
который связан с сознанием материальных
ценностей.
Школьники не только
приобретают трудовые умения и навыки,
но и учиться хозяйствовать, проявлять
предприимчивость. Понятно, что многое
здесь зависит от инициативы, активность
и заботы педагогического коллектива,
от его делания сделать труд действительным
средством обучения и воспитания
учащихся.
Воспитание у учащихся
потребности в труде, бережном отношении
к материальным ценностям общества
и личным вещам
Как отмечено выше, существенной
задачей трудового воспитания является
формирование у учащихся потребности
в труде и бережном отношении
к материальным ценностям общества
и личным вещам. Только потребность
создаёт внутреннее влечение к трудовой
деятельности, побуждает учащегося
бережно относиться к материальным
ценностям общества, способствует формированию
таких личных качеств, как трудолюбие
и бережливость.