Воображение младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить уровень воображения младших школьников.
Задачи исследования: - проанализировать литературу по проблеме воображения у младших школьников;
- охарактеризовать виды воображения младших школьников;
- выявить уровень воображения у младших школьников.
Методы исследования: - анализ литературы, наблюдение, тестирование.

Содержание

Введение
1 Теоретические проблемы воображения
1.1 Понятие воображения
1.2 Виды воображения
1.3 Особенности воображения в младшем школьном возрасте
2 Исследование воображения младшего школьника
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовик1_воображение.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     Введение

     1 Теоретические проблемы воображения

       1.1 Понятие воображения

       1.2 Виды воображения

       1.3 Особенности воображения в младшем  школьном возрасте

     2 Исследование воображения младшего  школьника

       2.1 Организация и проведение исследования

       2.2 Анализ результатов

     Заключение

     Библиографический список

     Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребёнка с семи до десяти-одиннадцати лет (1-4 классы школы). В странах, где дети идут в школу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естественно, другие хронологические рамки. Как особый период жизни ребёнка он выделился исторически совсем недавно. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и полного среднего образования.

     Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

     Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека, связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало, и продолжает его стимулировать в наши дни.

     Воображение представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок, более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.

     Воображение - это важнейшая сторона нашей  жизни. Представьте на минуту, не обладая фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они бы смогли устраивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижается возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науки.

     Данная  тема курсовой работы остается актуальной на сегодняшний день, так как уровень  воображения младших школьников играет большую роль в учебной деятельности.

     Объект  исследования – воображение как  психически познавательный процесс.

     Предмет исследования - воображения у младших  школьников.

     Цель  исследования - выявить уровень воображения  младших школьников.

     Задачи  исследования: - проанализировать литературу по проблеме воображения у младших школьников;

     - охарактеризовать виды воображения  младших школьников;

     - выявить уровень воображения  у младших школьников.

     Методы  исследования: - анализ  литературы, наблюдение, тестирование. 
 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ 
 

      1.1 Понятие воображения

      По  определению Р.С. Немова, воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы состоит в том , что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Воображение, желание его понять и объяснить, как привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

     Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе и его анатомо-физиологической  основе .

     Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою  
деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида  « гомосапиэнс ». Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

     Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства практических действий.

     Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия воображения отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует в сознании такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

       Основное отличие собственно  воображения от образной памяти  связано с иным отношением  к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого  опыта. Функция памяти – сохранить  в возможной неприкосновенности  результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовать. Но и эта противоположность существует и осуществляется в конкретной деятельности человека лишь как единство противоположностей. В процессе развития с изменением воображения и процессов сохранения и воспроизведения изменялось и их взаимное отношение. На ранних ступенях развития, когда отношение воспроизведенного образа к прошлому не сознается четко как таковое, сознательная установка на точность воспроизведения, на его соответствие объективной действительности еще отсутствует. Поэтому на этих ранних ступенях воспроизведение является копией далеко не воспроизводимого. Оно содержит множество неправильностей, сдвигов, изменений, трансформаций; воспроизведение еще четко не отделилось от воображения. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.  Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так М.В. Водопьянов или И.Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на не тогда; когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли.

     Воображение может, наконец, совершить и такой  отлет от действительности, который  создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает вовсе с действительностью В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

     Таким образом, воображение является не абстрактной  функцией, а закономерно выступающая  сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем  определенная способность, по мере того как воображение формируется  в какой - нибудь  конкретной творческой деятельности.

     1.2 Виды воображения

     В воображении проявляются все  виды и уровни направленности личности; они порождают различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется, прежде всего, тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит  самотеком, непроизвольно,на высших  в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

     В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущихся сил аффективные моменты потребностей, влечений. З.Фрейд сделал попытку- очень тенденциозную- определить  основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения.

     В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются  и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

     В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором - об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.

     Различают также воображение воспроизводящее  и творческое, или преобладающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее оригинальным творческим преобразованием.

     В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают  иногда конкретное и абстрактное  воображение.

     Образы, которыми оперирует воображение, могут  быть различны, это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна  целая иерархия или  ступенчатая система наглядных  образов, отличающаяся   друг от друга в различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения -  более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами - схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов.

     Необходимо, наконец, различать виды воображения  по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой «мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслонится от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получат воплощение в творческой деятельности.

     Воображение и творчество теснейшим образом  связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому   существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и так далее. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

Информация о работе Воображение младших школьников