Представление младших школьников о гигиене зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - выявит методы и приемы формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.
Задачи работы:
- изучить литературу (психолого – педагогическую и научную) по проблеме гигиены зрения младших школьников.
- раскрыть основные понятия по гигиене зрения.
- исследовать особенности гигиены зрения младших школьников.
- изучить и определить наиболее оптимальные методы и формы работы начальной школы по формированию предмета о гигиене зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших школьников……………………………………………………………..5
1.1 Представление как психолого – педагогическая категория………………..5
1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников…..20
1.3. Краткие сведения из истории гигиенного обучения и воспитания……...25
Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников…...27
2.1 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе…………………...27
2.2 Упражнение для укрепления зрения в учебном процессе………………...33
2.3 Опыт современных педагогов по формированию представлений о гигиене зрения…………………………………………………………………...40
Глава 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения в процессе обучения естествознания……………………………………………..45
3.1. Диагностика упражнения сформированности представлений о гигиене зрения младших школьников…………………………………………………...45
3.2. Формирующий этап…………………………………………………………49
3.3. Контрольный этап ………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Представления у младших школьнико огигиене здоровья.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    - изучены здоровье сберегающие технологии в начальной школе.

    За  последние десятилетия уровень  здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что  обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических  и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания – 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся младшего школьного возраста занимают нервно-психические дисфункции (37,7%), нарушения осанки (30%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды.

    Именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

    Понятие «здоровьесберегающие технологии»  как раз и интегрирует все  направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

    - дан комплекс упражнений для укрепления зрения.

    - проанализирован педагогический  опыт по формированию гигиены  зрения у младших школьников.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников 

  1. Апанасенко  Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые  проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 49-60.
  2. Ахутина Т. В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. – Т.7. - №2. – С. 21-28.
  3. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 201-208
  4. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
  5. Белов В. В. Психология здоровья. – СПб.,1994. – 272 с.
  6. Борисова В. В. Здоровый ребенок – хороший ученик // Начальная школа. - №9. – С. 97-98.
  7. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  8. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
  9. Валеология: диагности, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993. – 269 с.
  10. Васильева О. С. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. – Ротов – на Дону, 2007. – Вып. 3. – С. 420 – 429.
  11. Гайреда В. Н. Научить быть здоровым // Начальная школа. – 2000. - №9. – С. 99-100
  12. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
  13. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  14. Глушкова Е. К. Берегите зрения. – М.,1987. – 154 с.
  15. Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. – М., 1971.
  16. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М.: АПН СССР, 1989.
  17. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1999.
  18. Зайцев Г. К. Педагогика здоровья. – СПб.,1994. – 78 с.
  19. Зайцев Г. К. Школьная валеология. – СПб., 1998. – 159 с.
  20. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.
  21. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
  22. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н.Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001. – №3. – С.3–6.
  23. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  24. Колбанов В. В. Валеология в школе. – СПб.,1992. – 258 с.
  25. Кузнецов  Е. Д. Новая валеология нового времени. – Тюмень, 1999
  26. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  27. Менчинская Е.А. Основы здоровье сберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  28. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  29. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
  30. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.
  31. Разумов А.Н., Пономаренко В.А. Здоровье здорового – М.: Медицина, 1996. – 416 с.
  32. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3, с. 56-61.
  33. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  34. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  35. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

Информация о работе Представление младших школьников о гигиене зрения