Представление младших школьников о гигиене зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - выявит методы и приемы формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.
Задачи работы:
- изучить литературу (психолого – педагогическую и научную) по проблеме гигиены зрения младших школьников.
- раскрыть основные понятия по гигиене зрения.
- исследовать особенности гигиены зрения младших школьников.
- изучить и определить наиболее оптимальные методы и формы работы начальной школы по формированию предмета о гигиене зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших школьников……………………………………………………………..5
1.1 Представление как психолого – педагогическая категория………………..5
1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников…..20
1.3. Краткие сведения из истории гигиенного обучения и воспитания……...25
Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников…...27
2.1 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе…………………...27
2.2 Упражнение для укрепления зрения в учебном процессе………………...33
2.3 Опыт современных педагогов по формированию представлений о гигиене зрения…………………………………………………………………...40
Глава 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения в процессе обучения естествознания……………………………………………..45
3.1. Диагностика упражнения сформированности представлений о гигиене зрения младших школьников…………………………………………………...45
3.2. Формирующий этап…………………………………………………………49
3.3. Контрольный этап ………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Представления у младших школьнико огигиене здоровья.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    - детские спонтанные представления генерализованы родным для ребенка языком.

    - обобщение, стоящее за такими  спонтанными философским представлениями  не является содержательным, происходит  по любому, произвольно выбранному  признаку, который выступает основанием  познавательной позиции ребенка.

    - спонтанные философские представления  культурно-исторически обусловлены,  тесно связаны как со становящимися  особенностями личности ребенка,  так и со спецификой общественного  уклада в самом широком смысле  этого слова. 

    - спонтанные представления монологичны и метафизичны; при обобщении того мыслительного содержания, которое связано с абстрактным словом обыденного языка, ребенок ориентируется на единственный изолированный признак, не может сформулировать более одной модели преодоления философской проблемы.

    - внешней формой существования  спонтанных представлений является  вербальная модель — совокупность  высказываний, отражающих образ,  связанный в сознании ребенка  со словом - аналогом философских  понятий. 

    - необходимым условием возникновения  философских спонтанных представлений является философская проблемная ситуация, диалог по поводу решения проблем, традиционно относимых к области философии.

    - отдельные философские представления  не интегрированы в целостную  картину мира.

    - философские представления различны, это объясняется как несовпадением референтных сфер, социального опыта, когнитивных стратегий, уровня интеллектуального развития

    людей, так и спецификой самой философской  проблемы.

    Выделяют  два типа детских представлений. За представлениями первого типа стоит конкретное представление, образы конкретной ситуации. Подобные представления – это своего рода «вербальные картинки». В основе обобщения, связанного с абстрактным словом лежит «объективно существующая, но конкретная, наглядная и фактическая связь», существующая между узкой группой объектов. Так, например «красота – это цветы», «красивые узоры», «счастье – это когда папа дает в компьютер поиграть» и т.д.

    Представления второго типа являются не конкретными, единичными представлениями, а обобщенными образами-символами, отражающими то содержание, которое ребенок связывает с «абстрактными» словами обыденного языка. Для объяснения своего понимания того или иного «абстрактного» слова обыденного языка дети прибегают к обобщению и символизации собственного опыта, выделению существенного по их мнению признака и репрезентации этого признака с помощью другого, более знакомого им образа. Вербальной формой представлений второго типа является мировоззренческая метафора. Она в определенном контексте может репрезентировать признак выделенный ребенком в результате обобщения своих представлений, связанных с «абстрактными» словами обыденно языка. Например, «добро – это цветок, он всех радует и всем приносит пользу», «время – как песок, оно сыплется, уходит, и его нельзя вернуть».

    Таким образом, можно сказать, что весь ход развития в младшем школьном возрасте (те изменения, которые происходят в социальной ситуации ребенка, самосознании, мышлении, процесс становления ценностей, образа будущего, картины мира) является основой для развития мировоззренческих представлений. 

    1.3. Краткие сведения из истории  гигиенного обучения и воспитания 

    Гигиена (от греч. «гигиенос» - здоровый) – это  профилактическое направление медицины, которое известные влияние факторов природной сферы, образа жизни, быта и труда на организм человека и развивает конкретные рекомендации, направленные на оздоровление населения.

    Гигиена дает научно обоснованные развитие норм, правил и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и общества жизни  людей.

    Современная гигиена – сложная наука. Она  состоит из ряда отраслей. Наиболее древней из них является личная гигиена. Личная гигиена предписывает систему  правил, позволяющих каждому человеку поддерживать свой организм в порядке, сохранять здоровье и высокую работоспособность. Содержание тела и одежды в чистоте, рациональное питание, оптимальная двигательная активность, правильная организация труда и отдыха, сна и бодрствования – все это проблемы личной гигиены. Она определяет санитарно0гигиеническое поведение человека. Вопрос о том, как поддерживать свое здоровье, никогда не был праздным. Он появился в то время, когда человек начинал сознавать свои действия. Перед людьми вставали многочисленные проблемы, от решения которых зависело не только здоровье, но и выживание: чем питаться, кА хранить продукты, как узнать, пригодна ли вода для питья, как уберечься от болезней.

       Гигиена как наука оформилась  лишь во второй половине ХIX века, но корни ее уходят в глубь веков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников

    2.1 Здоровье сберегающие технологии в начальной школе 

    Концепция модернизации российского образования  предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются.

    Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу  проходит все население страны, в  школе дети проводят больше времени в течение дня.

    Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.

    Здоровье  человека зависит 

    на 50% - от образа жизни

    на 25% - от состояния окружающей среды

    на 15% - от наследственной программы

    на 10% - от возможностей медицины.

    И хотя, традиционно считается, что  основная задача школы – дать необходимое  образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана  и успешность обучения. Все это  требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. 

    Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки  содержательных, методических и здоровье сберегающих технологических аспектов образования.

    Поэтому детей нужно учить: 1) мыслить, 2) находить и решать проблемы,  используя  для этой цели знания из разных областей знаний, 3)здоровому образу жизни.

      Подготовка к здоровому образу  жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий  стала приоритетным направлением в деятельности начальной школы.

    Благодаря здоровье сберегающим технологиям возможен результативный процесс обучения. Это способствует широкому охвату комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При разработке здоровье сберегающих технологий важно опираться на приоритетные направления деятельности учреждения.

    Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровье сберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии, функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка ( занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж,  психогимнастика, тренинги); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно – оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории); в работе с педагогическим коллективом (обучение педколлектива в условиях инновационного образовательного учреждения).

    Особенности здоровье сберегающих технологий, используемые мною в  начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников.

    В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы организации  учебного процесса, в связи с чем  актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий. В системе образования очень важна правильная организация учебной деятельности. Больные дети – это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

    Вот почему очень важно и необходимо на одно из первых мест поставить здоровье сбережение детей. Современному обществу необходимо здоровое поколение людей.

    Здоровье сберегающая педагогика  не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровье сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Цель  опыта здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить  использовать  полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровье сберегающие образовательные технологии – экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма  в динамике (начало- конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

    На  основании изложенного определена и главная цель опыта: повысить эффективность  процесса обучения у младших школьников за счет средства здоровье сберегающих технологий.  

    Основные  задачи опыта:

    -формировать  у учащихся жизненно важные  гигиенические умения, навыки и  полезные привычки;

    -обучать  школьников доступным физкультурным  знаниям, умениям и навыкам,  способствующим укреплению здоровья  школьников;

    -добиваться  того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

    -воспитывать  у детей любознательность, честность,  творческую инициативу, способствующую  развитию познавательных способностей  у школьников.

    Цели  здоровье сберегающих технологий определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

    Обще методические - это основные  положения, определяющие содержание, организованные формы методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровье сберегающих образовательных технологий.

    Принцип сознательной активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания,  устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышение сознательности и активности способствует применению педагогом специальных методических  приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления.

    Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

    Принцип наглядности – обязывает строить  процесс обучения с максимальным использования форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

    Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет  перейти к освоению нового и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.      Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы

    Принцип оздоровленной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

    Принцип активного обучения, заключающийся  в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые  технологии ).

    Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

    Принцип связи теории с практикой - призывает  настойчиво приучать учащихся применять  свои знания на практике, используя  окружающую действительность  не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

    Учитывая  сказанное, необходимо придерживается здоровье сберегающей организации учебного процесса.

Информация о работе Представление младших школьников о гигиене зрения