Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:09, дипломная работа
Цель данной работы - выявит методы и приемы формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.
Задачи работы:
- изучить литературу (психолого – педагогическую и научную) по проблеме гигиены зрения младших школьников.
- раскрыть основные понятия по гигиене зрения.
- исследовать особенности гигиены зрения младших школьников.
- изучить и определить наиболее оптимальные методы и формы работы начальной школы по формированию предмета о гигиене зрения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших школьников……………………………………………………………..5
1.1 Представление как психолого – педагогическая категория………………..5
1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников…..20
1.3. Краткие сведения из истории гигиенного обучения и воспитания……...25
Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников…...27
2.1 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе…………………...27
2.2 Упражнение для укрепления зрения в учебном процессе………………...33
2.3 Опыт современных педагогов по формированию представлений о гигиене зрения…………………………………………………………………...40
Глава 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения в процессе обучения естествознания……………………………………………..45
3.1. Диагностика упражнения сформированности представлений о гигиене зрения младших школьников…………………………………………………...45
3.2. Формирующий этап…………………………………………………………49
3.3. Контрольный этап ………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56
-
детские спонтанные
-
обобщение, стоящее за такими
спонтанными философским
-
спонтанные философские
-
спонтанные представления
-
внешней формой существования
спонтанных представлений
-
необходимым условием
-
отдельные философские
- философские представления различны, это объясняется как несовпадением референтных сфер, социального опыта, когнитивных стратегий, уровня интеллектуального развития
людей, так и спецификой самой философской проблемы.
Выделяют два типа детских представлений. За представлениями первого типа стоит конкретное представление, образы конкретной ситуации. Подобные представления – это своего рода «вербальные картинки». В основе обобщения, связанного с абстрактным словом лежит «объективно существующая, но конкретная, наглядная и фактическая связь», существующая между узкой группой объектов. Так, например «красота – это цветы», «красивые узоры», «счастье – это когда папа дает в компьютер поиграть» и т.д.
Представления второго типа являются не конкретными, единичными представлениями, а обобщенными образами-символами, отражающими то содержание, которое ребенок связывает с «абстрактными» словами обыденного языка. Для объяснения своего понимания того или иного «абстрактного» слова обыденного языка дети прибегают к обобщению и символизации собственного опыта, выделению существенного по их мнению признака и репрезентации этого признака с помощью другого, более знакомого им образа. Вербальной формой представлений второго типа является мировоззренческая метафора. Она в определенном контексте может репрезентировать признак выделенный ребенком в результате обобщения своих представлений, связанных с «абстрактными» словами обыденно языка. Например, «добро – это цветок, он всех радует и всем приносит пользу», «время – как песок, оно сыплется, уходит, и его нельзя вернуть».
Таким
образом, можно сказать, что весь
ход развития в младшем школьном
возрасте (те изменения, которые происходят
в социальной ситуации ребенка, самосознании,
мышлении, процесс становления ценностей,
образа будущего, картины мира) является
основой для развития мировоззренческих
представлений.
1.3.
Краткие сведения из истории
гигиенного обучения и
Гигиена
(от греч. «гигиенос» - здоровый) – это
профилактическое направление медицины,
которое известные влияние
Гигиена дает научно обоснованные развитие норм, правил и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и общества жизни людей.
Современная гигиена – сложная наука. Она состоит из ряда отраслей. Наиболее древней из них является личная гигиена. Личная гигиена предписывает систему правил, позволяющих каждому человеку поддерживать свой организм в порядке, сохранять здоровье и высокую работоспособность. Содержание тела и одежды в чистоте, рациональное питание, оптимальная двигательная активность, правильная организация труда и отдыха, сна и бодрствования – все это проблемы личной гигиены. Она определяет санитарно0гигиеническое поведение человека. Вопрос о том, как поддерживать свое здоровье, никогда не был праздным. Он появился в то время, когда человек начинал сознавать свои действия. Перед людьми вставали многочисленные проблемы, от решения которых зависело не только здоровье, но и выживание: чем питаться, кА хранить продукты, как узнать, пригодна ли вода для питья, как уберечься от болезней.
Гигиена как наука оформилась
лишь во второй половине ХIX
века, но корни ее уходят в глубь веков.
Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников
2.1
Здоровье сберегающие технологии в начальной
школе
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются.
Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня.
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человека зависит
на 50% - от образа жизни
на 25% - от состояния окружающей среды
на 15% - от наследственной программы
на 10% - от возможностей медицины.
И
хотя, традиционно считается, что
основная задача школы – дать необходимое
образование, не менее важная задача
сохранить в процессе обучения здоровье
детей. С состоянием здоровья связана
и успешность обучения. Все это
требует внимательного отношения к организации
школьной жизни: создание оптимальных
гигиенических, экологических и других
условий, обеспечение организации образовательного
процесса, предотвращающей формирование
у обучающихся состояний переутомления.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки содержательных, методических и здоровье сберегающих технологических аспектов образования.
Поэтому детей нужно учить: 1) мыслить, 2) находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей знаний, 3)здоровому образу жизни.
Подготовка к здоровому образу
жизни ребенка на основе
Благодаря здоровье сберегающим технологиям возможен результативный процесс обучения. Это способствует широкому охвату комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При разработке здоровье сберегающих технологий важно опираться на приоритетные направления деятельности учреждения.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровье сберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии, функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка ( занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно – оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории); в работе с педагогическим коллективом (обучение педколлектива в условиях инновационного образовательного учреждения).
Особенности здоровье сберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников.
В
последнее время становится понятной
некоторая ограниченность традиционной
классно-урочной системы
Вот почему очень важно и необходимо на одно из первых мест поставить здоровье сбережение детей. Современному обществу необходимо здоровое поколение людей.
Здоровье сберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровье сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель опыта здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровье сберегающие образовательные технологии – экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало- конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
На
основании изложенного
Основные задачи опыта:
-формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
-обучать
школьников доступным
-добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
-воспитывать
у детей любознательность, честность,
творческую инициативу, способствующую
развитию познавательных
Цели здоровье сберегающих технологий определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
Обще методические - это основные положения, определяющие содержание, организованные формы методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровье сберегающих образовательных технологий.
Принцип сознательной активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышение сознательности и активности способствует применению педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления.
Принцип
активности – предполагает в учащихся
высокую степень
Принцип
наглядности – обязывает
Принцип
систематичности и
Принцип оздоровленной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии ).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Учитывая сказанное, необходимо придерживается здоровье сберегающей организации учебного процесса.
Информация о работе Представление младших школьников о гигиене зрения