Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.
Задачи:
- провести аналитический обзор литературы по теме исследования,
- раскрыть понятие воображения и изучить закономерности его развития,
- составить и реализовать диагностическую программу по изучению особенностей воображения младших школьников,
- провести анализ полученных результатов исследования особенностей воображения младших школьников.
Введение.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность
данной формы психического процесса
заключается в том, что воображение,
вероятно, характерно только для человека
и странным образом связано с
деятельностью организма, будучи в
то же самое время самым "психическим"
из всех психических процессов и
состояний. Последнее означает, что
ни в чем другом, кроме воображения,
не проявляется идеальный и
Воображение
представляет собой особую форму
отражения, которая заключается
в создании новых образов и
идей путем переработки имеющихся
представлений и понятий. Развитие
воображения идет по линиям совершенствования
операций замещения реальных предметов
воображаемыми и воссоздающего
воображения. Ребенок постепенно начинает
создавать на основе имеющихся описаний,
текстов, сказок все более сложные
образы и их системы. Содержание этих
образов развивается и
Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно. Таким образом, диагностика и развитие воображения у детей младшего школьного возраста являются актуальными.
Актуальность
данной курсовой работы состоит том,
что исследования по проблеме изучения
особенностей развития творческих способностей,
в частности, воображения, у детей
младшего школьного возраста заключается
в том, что в современных
Объект исследования - воображение как высшая психическая функция.
Предмет исследования - особенности воображения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.
Задачи:
-
провести аналитический обзор
литературы по теме
- раскрыть понятие воображения и изучить закономерности его развития,
-
составить и реализовать
-
провести анализ полученных
Гипотеза:
если использовать систему упражнений
для развития творческого мышления,
его уровень значительно
В работе использованы методы исследования:
Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества). Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования. Представление результатов исследования: рисунки, таблицы.
База
исследования. Школа №14 г. Абая (Абайский
район, ул Карла-Маркса 44), учащиеся 2 класса
в количестве 14 человек.
Глава I.
Теоретические основы особенностей воображения
младших школьников.
1.1 Воображение,
как высшая психическая
Определение
воображения и выявление
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Ксензова утверждает, что специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. [11, 85]
Воображение
- это необходимый элемент
Процессы
воображения имеют аналитико-
Итак, воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.
Воображение может быть четырех основных видов:
Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.
Создаваемый
личностью ирреальный мир-попытка
заменить несбывшиеся надежды, восполнить
тяжёлые утраты, ослабить психические
травмы. Этот вид воображения
Развитие воображение основывается на развитии определенных мыслительных операций (см. Приложение 1).
Воображение
характеризуется активностью, действенностью.
И опережающее отражение
Первый такой способ — агглютинация, т. е. “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является
типизация. Для него
Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Воображение
имеет субъективную сторону, связанную
с индивидуально-личностными
яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);
по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);
по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения). [6, с.216]
В
процессе жизнедеятельности человека
воображение выполняет ряд
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С
помощью воображения человек
может управлять многими