Воображение младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.
Задачи:
- провести аналитический обзор литературы по теме исследования,
- раскрыть понятие воображения и изучить закономерности его развития,
- составить и реализовать диагностическую программу по изучению особенностей воображения младших школьников,
- провести анализ полученных результатов исследования особенностей воображения младших школьников.

Работа содержит 1 файл

курсач люда.docx

— 49.48 Кб (Скачать)

     Введение. 

     Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

     Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с  деятельностью организма, будучи в  то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и  состояний. Последнее означает, что  ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание  его поныть и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

     Воображение представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования  операций замещения реальных предметов  воображаемыми и воссоздающего  воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные  образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становиться  опосредованным и преднамеренным.

     Вообще, каких-либо проблем, связанных с  развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много  и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и  богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно. Таким образом, диагностика и развитие воображения у детей младшего школьного возраста являются актуальными.

     Актуальность  данной курсовой работы состоит том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей  младшего школьного возраста заключается  в том, что в современных социокультурных  условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения  всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески  решать поставленные задачи, проектировать  предполагаемый конечный результат  приобретают особую значимость.

     Объект  исследования - воображение как высшая психическая функция.

     Предмет исследования - особенности воображения детей младшего школьного возраста.

     Цель  исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.

     Задачи:

     - провести аналитический обзор  литературы по теме исследования,

     - раскрыть понятие воображения  и изучить закономерности его  развития,

     - составить и реализовать диагностическую  программу по изучению особенностей  воображения младших школьников,

     - провести анализ полученных результатов  исследования особенностей воображения  младших школьников.

     Гипотеза: если использовать систему упражнений для развития творческого мышления, его уровень значительно повысится  и в дальнейшем станет способствовать повышению общего уровня обучаемости  младших школьников.

     В работе использованы методы исследования:

     Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества). Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования. Представление результатов исследования: рисунки, таблицы.

     База  исследования. Школа №14 г. Абая (Абайский район, ул Карла-Маркса 44), учащиеся 2 класса в количестве 14 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы особенностей воображения младших школьников. 

1.1 Воображение,  как высшая психическая функция. 

     Определение воображения и выявление специфики  его развития - одна из наиболее сложных  проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и  отличии от других психических процессов  до сих пор остается дискуссионным.

     Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Ксензова утверждает, что специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. [11, 85]

     Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы  поведения в тех случаях, когда  проблемная ситуация характеризуется  также неопределённостью. В зависимости  от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так  и с помощью мышления.

     Процессы  воображения имеют аналитико-синтетический  характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

     Итак, воображение в психологии рассматривается  как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.

     Воображение может быть четырех основных видов:

  1. Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

     Активное  воображение является признаком  творческого типа личности, которая  постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для  новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая  активность надсознательна, интуитивна.

  1. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.

     Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка  заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические  травмы. Этот вид воображения свидетельствует  о глубоком внутриличностном конфликте.

  1. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
  2. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.

     Развитие  воображение основывается на развитии определенных мыслительных операций (см. Приложение 1).

     Воображение характеризуется активностью, действенностью. И опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как  правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

     Первый  такой способ — агглютинация, т. е. “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

     Второй  способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.

     Третий  известный способ создания образов  фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

       Четвертым способом является  типизация. Для него характерно  выделение существенного, повторяющегося  в однородных в каком-то отношении  фактах и воплощении их в  конкретном образе. Например, существуют  профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

     Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

     Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

     Воображение имеет субъективную сторону, связанную  с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом  нервной системы, особенностями  мышления и др.). По Дудецкому люди различаются по:

     яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);

     по  глубине переработки образов  реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального  оригинала);

     по  типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или  зрительных образов воображения). [6, с.216]

     В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических  функций, первая из которых состоит  в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

     Вторая  функция воображения состоит  в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

     Третья  функция воображения связана  с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

     Четвертая функция воображения состоит  в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

     Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

     С помощью воображения человек  может управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела и т.п. Данные факты лежат  в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. 

Информация о работе Воображение младших школьников