Самооценка младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Деятельность учителя влияет на индивидуальные особенности самооценки младшего школьника.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

дипл на печать.docx

— 120.51 Кб (Скачать)

     Введение.

     Начальная школа - первая ступень общего образования, конечная цель которого состоит не только в освоении учащимися определенного  объема знаний и универсальных учебных  действий, но и в воспитании полноценной, активной, реализующей свои способности  личности. При этом центральной характеристикой  любого человека является самооценка.

     Самооценка  — важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам, она влияет на эффективность деятельности и  дальнейшее развитие личности. При  этом самооценка формируется именно в младшей школе.

     Переход от дошкольного детства к школьному  характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. В этом возрасте у детей формируется обобщенное отношение к самому себе: появляется осознание себя как личности, понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самооценки, произвольности психических функций, возникают рефлексия и самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

       Учебная деятельность  является одним  из важнейших факторов, оказывающим влияние  на формирование  самооценки детей  младшего школьного  возраста, поэтому  учитель начальных  классов должен  знать психологические  особенности младших  школьников и учитывать  индивидуальные особенности  самооценки в учебном  процессе, осуществляя  индивидуальный и  дифференцированный  подход в обучении. 
 

     Проблема: в чем особенности  самооценки у младших  школьников?

     Цель: изучение особенностей самооценки детей  младшего школьного  возраста.

     Гипотеза: Деятельность учителя влияет на индивидуальные особенности самооценки младшего школьника.

     Объект  исследования: самооценка младшего школьника.

     Предмет исследования: особенности  самооценки младшего школьника.

     Задачи:

  1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
  2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
  3. Осуществить наблюдение за деятельностью учителя.
  4. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
  5. Соотнести данные, полученные в ходе наблюдения и диагностики
  6. Проанализировать полученный результат.

     На  основе выведенных задач  были определенны  следующие методы:

     Теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме;

     Эмпирические: наблюдение, диагностические  методики; 
 
 
 

     Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.

     I.1. Я - концепция личности

     Понятие « Я – концепции» появилось в отечественной  педагогике относительно недавно, в начале 70-х  годов. Однако изучение этой психологической  структуры велось давно. В работах  американского психолога  У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной  мере посвящены работы многих известных  отечественных психологов, таких как И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.

     Что же такое « Я  – концепция», какую  роль она играет в  психической жизни  ребенка? «Я – концепция» - система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих.

     Первая  составляющая – определения, те слова, как правило, прилагательные, к  которым мы прибегаем  для описания особенностей собственного характера, качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый»  и т.д.

     Вторая  составляющая – самооценка,  эмоционально – аффективная  оценка того представления, которое мы  составляем о себе.

     Третья  составляющая – поведенческая  реакция, т.е. конкретные действия, которые  могут быть вызваны  образом «Я» и  самооценкой.

     В литературе, посвященной  «Я - концепции», можно найти два ее развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит К.Р. Роджерсу [34]. Он утверждает, что « Я - концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми  и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это – сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные  и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.

     Во  втором определении, принадлежащем Стейнсу, «Я - концепция» формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.[35]

     По  мнению Роберта Бернса [8], «Я - концепция» включает в себя следующие три составляющие:

     Когнитивная составляющая « Я - концепции».

       Пытаясь охарактеризовать  какого-то человека, мы обычно прибегаем  к помощи прилагательных :  “надежный”, “ общительный”, “сильный”, “совестливый”   и т.д. Все  это абстрактные  характеристики, которые  никак не связаны  с конкретным событием  или ситуацией.  В качестве составляющих  цельного образа  индивида они отражают, с одной стороны,  устойчивые тенденции  в его поведении,  а с другой –  избирательность  нашего восприятия. То же самое  происходит, когда  мы описываем самих  себя: мы с помощью  слов пытаемся  выразить основные  характеристики нашего  самовосприятия. Их  можно перечислять  до бесконечности,  поскольку к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, а также описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все это входит в « Образ Я» с различным удельным весом -  одни качества представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания  и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием конкретной ситуации. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

     Оценочная составляющая «Я-концепции».

     Качества, которые мы приписываем  собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и , вероятно, с ними не всегда готовы согласиться  другие люди. Некоторые  характеристики точны  и разногласий  не вызовут, к примеру, возраст, пол, рост, профессия  и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же в  попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» - это  не только констатация, описание черт своей  личности, но и вся  совокупность их оценочных  характеристик  и  связанных с ними переживаний. Даже такие, на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут  для разных людей  иметь разное значение, обусловленное общей  структурой их « Я- концепции».

     Если  человек обладает непривлекательной  внешностью, физическими  недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), сопровождающие его при любом  взаимодействии с  социальной средой. В этом случае развитие позитивной «Я- концепции» будет серьезно затруднено. Порой, даже эмоционально нейтральные, на первый взгляд, характеристики собственной личности могут содержать  в себе открытую оценку. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.

     Человек усваивает оценочный  смысл различных  характеристик, присутствующих в его «Я –концепции». При этом усвоение новых оценок может  влиять и на значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий  экзамены, считает  себя способным учеником. Он горд и доволен  собой, поскольку  это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции  учителей, встречают  поддержку в семье  и вообще имеют  благоприятный социальных резонанс. Однако, эта  позитивная самооценка может оказаться  поколебленной в  результате срыва  на экзаменах или  в случае, если в  кругу сверстников  ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким–либо  другим ценностным ориентиром, скажем спортивными  достижениями. Кроме  того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе  сами по себе еще  не приносят счастья  и не являются гарантией  успеха в других жизненных  ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким  образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в  зависимости от внешних  обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений  индивида о себе является его социокультурное  окружение, в котором  они нормативно фиксируются  в языковых значениях. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый»  содержат негативную оценку, в то время  как «умный», «смелый», « надежный» - позитивную. Источником оценочных  представлений индивида могут быть также  социальные реакции  на какие-то его проявления и самонаблюдения.

     Самооценка  проявляется в  сознательных суждениях  индивида, в которых  он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или  явно присутствует в  любом самоописании. Всякая  попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

     Поведенческая составляющая «Я - концепции».

     Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко  прямое, непосредственное выражение установки  в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или  его страха перед  возможными последствиями. Например, подросток, считающий  себя человеком  твердым и суровым, не может проявлять  подобные качества характера  по отношению к  своему школьному  учителю.

     Всякая  установка – это  эмоционально окрашенное убеждение, связанное  с определенным объектом. Особенность «Я- концепции» как комплекса  установок заключается  лишь в том, что  объектом в данном случае является  сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются очень  сильными и устойчивыми.

     Когда возникает наше «Я»? Каковы первые признаки воспоминания? По мнению В.Т. Бахура, доктора  медицинских наук, консультанта и руководителя неврологического цикла  Центральной республиканской  клинической больницы, первые воспоминания всегда очень отрывочные, зафиксировавшиеся  в памяти благодаря  какому-то необычному сочетанию обстоятельств, чрезвычайно обостривших  в этот момент эмоциональную  восприимчивость[31]. И хотя какие-то полуосознанные ощущения и восприятия в нашей памяти могут в отдельных случаях относиться к довольно ранним периодам жизни, все же обычно первые четкие фрагменты наших воспоминаний приходятся на возраст не ранее трех лет.

     А что же до этого, до этих первых воспоминаний? На самых ранних стадиях  развития младенца, по крайней мере, до 4 месяцев, его  личность и окружающий мир еще абсолютно  не дифференцируются в его психике. Этот яркий, многоцветный, многозвучный «хаос», впечатления о  мире еще даже минимально не систематизированы. Внешнее слито  в психике младенца с внутренним. Окружающие предметы для младенца до 4 месяцев существуют как его ощущения. Все действия еще  крайне беспорядочны, хаотичны.

     Лишь  в возрасте 4-8 месяцев  ребенок начинает производить действия, уже определенно  направленные на предметы и явления, существующие вне его и отдельно от него. В это  время и происходит простейшие выделение  ребенком своего тела из окружающего. В  мозге активно  происходят процессы формирования так  называемой схемы  тела: импульсы, приходящие  от различных частей тела, фиксируются  в прогрессивно созревающих  мозговых структурах, создавая в них  некий устойчивый комплекс, соответствующих  нашему телесному  единству. Ведь именно наше тело, как пишет  советский ученый Е.В. Черносвистов, - это то начало отсчета, та формация, которая  ограничивает каждое наше «Я». Формирование в мозге структур в виде «схемы тела»  и создает в  нашей психике  основу нашего «Я».[31]

Информация о работе Самооценка младшего школьника