Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:48, реферат
Восприятие — форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основой его становления как высшей психической функции является активное движение. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов, например величина, вес, форма, регулярность,— что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. В отличие от простейшего психического процесса — ощущения,— восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно сказываются особенности личности воспринимающего. Отсюда следует, что внешняя среда воспринимается нами под углом зрения наших потребностей, интересов, под давлением необходимости выбирать адекватную форму поведения. Можно сказать, что восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир — это лишь описание, программа восприятия, которая закладывается в сознание человека с самого детства. Ребенок воспринимает мир в соответствии со сформированным в его сознании описанием, и эти описания и их интерпретации могут быть частично ошибочными.
Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста
Восприятие —
форма целостного отражения предметов
и явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Основой
его становления как высшей психической
функции является активное движение.
Именно восприятие больше всего связано
с преобразованием информации, поступающей
из внешней среды. В результате этого формируются
психические образы, которыми в дальнейшем
оперируют внимание, память, представление,
воображение, мышление, эмоции. Благодаря
связям, образующимся между разными анализаторами
при восприятии, в психических образах
отражаются такие свойства предметов
и явлений, для которых нет специфических
анализаторов, например величина, вес,
форма, регулярность,— что свидетельствует
о сложной организации этого психического
процесса. В отличие от простейшего психического
процесса — ощущения,— восприятие зависит
не только от раздражителя, но и от самого
воспринимающего субъекта (воспринимает
не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии
обязательно сказываются особенности
личности воспринимающего. Отсюда следует,
что внешняя среда воспринимается нами
под углом зрения наших потребностей,
интересов, под давлением необходимости
выбирать адекватную форму поведения.
Можно сказать, что восприятие — это прижизненно
формирующаяся система перцептивных действий,
с помощью которой дети строят образ окружающей
действительности и затем ориентируются
в ней. Таким образом, привычный мир —
это лишь описание, программа восприятия,
которая закладывается в сознание человека
с самого детства. Ребенок воспринимает
мир в соответствии со сформированным
в его сознании описанием, и эти описания
и их интерпретации могут быть частично
ошибочными.
Важнейшие свойства восприятия — предметность,
целостность, константность и обобщенность.
Предметность — это отнесенность восприятия
к отображаемому объекту, способность
выделять предмет из окружающего фона
как отдельно взятую вещь. Целостность
— органическая взаимосвязь частей и
целого в образе. Константность — относительная
независимость образа от физических условий
восприятия, проявляющаяся в его неизменности.
Обобщенность — отнесенность каждого
образа к некоторому классу объектов,
имеющих название. Все эти свойства не
являются врожденными и развиваются в
течение всей жизни человека.
Приведем несколько примеров. У маленького
ребенка окружающие его предметы не сохраняют
константные характеристики, т. е. постоянство
размера, веса, объема. Так, у 2—3-летнего
ребенка константность восприятия еще
очень несовершенна: воспринимаемые размеры
предметов уменьшаются с их удаленностью,
но к 10-летнему возрасту они устанавливаются
на уровне взрослого. Предметность у него
тоже еще выражена слабо, поскольку ребенок
плохо выделяет себя из среды, он как бы
слит с миром внешних объектов. Интересна
по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает,
что константность восприятия размеров
и расстояния развивается и достигает
высокого уровня уже в период младенчества,
но только по отношению к ближнему пространству,
в котором ребенок непосредственно действует.
Дальнее пространство в младенческом
и детском возрасте воспринимается неконстантно
вследствие недостатка собственного опыта
в этой среде.
У младших школьников восприятие уже хорошо
развито. Они не только различают цвет,
форму, величину предметов и их положение
в пространстве, но и могут правильно назвать
предлагаемые формы и цвета, правильно
соотнести предметы по их величине. Они
могут изобразить простейшие формы и раскрасить
их в заданный цвет. Однако в первом и в
начале второго класса восприятие еще
весьма несовершенно и поверхностно. Дети
допускают неточности и ошибки в дифференцировке
при восприятии сходных объектов. Иногда
не отличают и смешивают сходные по начертанию
и произношению буквы и слова, изображения
сходных предметов и сами сходные предметы.
Часто выделяют случайные детали, а существенное
и важное не воспринимают. Таким образом,
они не умеют еще хорошо рассматривать
предметы. Другой особенностью восприятия
младших школьников является его тесная
связь с действиями. Для младшего школьника
воспринять предмет — значит что-то сделать
с ним, как-то изменить, взять, потрогать.
Вместе с тем, его восприятие отличается
остротой и свежестью, своего рода созерцательной
любознательностью.
Очень точно такие особенности восприятия
детей прослеживаются в стихотворении
А. Барто «Я у мальчиков спросила...»:
Я у мальчиков спросила:
— Это что за деревце?
— Говорят они: — Осина.
— Только мне не верится.
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
Мы в своей тетрадке синей
Нарисуем все листы
И не скажем об осине:
«Ах, береза, это ты!».
Очень важно, чтобы дети в этом возрасте
умели устанавливать идентичность предметов
тому или иному эталону. Такое умение наблюдается
еще не всегда. В природе существует бесконечное
разнообразие цветов, форм и звуков, и
человечество только постепенно упорядочило
их, сведя к сенсорным эталонам — системам
цветов, форм, звуков. Эталоны — это выработанные
человечеством образцы основных разновидностей
качеств и свойств предметов. Если ребенок
может правильно назвать цвет и форму
предмета, если он может соотнести воспринимаемое
качество с эталоном, то он может установить
идентичность (мяч круглый), частичное
сходство (яблоко круглое, но не настолько,
как мяч) и несходство (шар и куб).
В предложенной нами схеме диагностики
психологической готовности детей к школе
уделяется внимание оценке перцептивного
развития ребенка. Известно, что замедленность
процессов приема и переработки сенсорной
информации, неполноценность пространственной
ориентировки, недостаточное овладение
образом слова нередко приводит к задержке
психического развития у детей. Используя
модификацию теста О. М. Дьяченко «Художник»,
мы просим детей дорисовать восемь изображенных
на листе бумаги схожих фигурок так, чтобы
не получилось одинаковых рисунков. После
завершения рисования ребенку надо дать
картинкам названия, то есть воспринять
изображения, которые он нарисовал, и соотнести
их с каким-либо классом предметов из хранящихся
в памяти (с эталоном), а затем обозначить
словами свои изображения. Практика показывает,
что около трети детей 6—7 лет, проходящих
отбор в первый класс, испытывают трудности
в вербализации, дают стереотипные названия
или вовсе не могут дать название собственному
рисунку, то есть соотнести его с эталонами,
хранящимися в памяти. Эти проблемы чаще
обнаруживаются у мальчиков.
Уже из приведенных выше фактов можно
видеть, что такое свойство
восприятия, как обобщенность,
у многих детей еще несовершенно. В то
же время, именно обобщенность предопределяет
становление других психических познавательных
процессов — памяти, представления, речи,
мышления. Обобщенность связывает индивидуальный
и общественный опыт человека, обеспечивая
семантическую константность. К сожалению,
операции обобщения и классификации у
детей этого возраста находятся еще только
в стадии формирования, что может отражаться
не только на академической успеваемости
ребенка, но и на его способности к усвоению
норм и требований взрослых. Даже будучи
воспринятыми, они по своему смыслу могут
оставаться недоступными.
Источник: "Психологическая
защита у детей" (И.М.Никольская Р.М.Грановская)
Восприятие также
характеризуется
Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.
Восприятие в I—II
классах отличается слабой
дифференцированностью: часто
дети путают похожие
и близкие, но не тождественные
предметы и их свойства (6
и 9, З и 3, «зеркальность»),
а среди частотных ошибок
замечаются пропуски
букв и слов в предложениях,
замены букв в словах
и другие буквенные
искажения слов. Чаще
всего последнее — результат
нечеткого восприятия
текста на слух. Но к III классу
дети обучаются «технике»
восприятия: сравнению
сходных объектов, выделению
главного, существенного.
Восприятие превращается
в целенаправленный,
управляемый процесс,
становится расчлененным.
Говоря об отдельных
видах восприятия, следует
отметить, что в младшем
школьном возрасте нарастает
ориентация на сенсорные
эталоны формы, цвета,
времени. Так, обнаружено,
что к форме и цвету
дети подходят как к отдельным
признакам предмета и
никогда их не противопоставляют.
В одних случаях для
характеристики предмета
они берут форму, в других
— цвет.
Но в целом восприятие
цветов и форм становится
более точным и дифференцированным.
Восприятие формы лучше
дается в плоскостных
фигурах, а в назывании
объемных фигур (шар,
конус, цилиндр) долго
встречаются затруднения
и попытки опредметить
незнакомые формы через
конкретные знакомые
предметы (цилиндр =
стакан, конус = крышка
и т.д.). Дети часто не
узнают фигуру, если
она необычно расположена (например,
квадрат уголком вниз).
Это связано с тем, что
ребенок схватывает
общий вид знака, но
не его элементы, поэтому
в этом возрасте очень
полезны задачи на расчленение
и конструирование (пентамино,
геометрическая мозаика
и т.п.).
Восприятие цвета идет
по пути все более точного
различения оттенков
и смешения цветов.
Восприятие пространства
и времени в младшем
школьном возрасте сопряжено
со значительными трудностями,
хотя от класса к классу
становится более правильным.
Большинство детей,
например, преувеличивают
длительность минуты,
а при восприятии больших
промежутков времени (5, 10, 15
минут) преувеличивают
действительную длительность
времени. Это связано
с 1) отсутствием рефлекса
на время и 2) с тем, чем
заполнено время ребенка.
В восприятии сюжетной
картинки обнаруживается
тенденция к истолкованию,
интерпретации сюжета,
хотя не исключено и
простое перечисление
изображенных предметов
или их описание.
В целом развитие восприятия
характеризуется нарастанием произвольности, И
там, где учитель учит
наблюдению, ориентирует
на разные свойства
объектов, дети лучше
ориентируются и в действительности
в целом, и в учебном
материале в частности.
Источник:
Сапогова Е.Е. "Психология
развития человека"
Содержание
Введение 3
Глава 1
Восприятие как часть процесса мышления
1.1. Понятие восприятия 6
1.2. Функции и свойства восприятия 7
1.3. Виды восприятия 15
Глава 2
Теоретические положения развития младших
школьников
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
20
2.2. Связь учебной деятельности с процессом
восприятия младшего школьника 30
Глава 3
Исследование особенностей восприятия
младшего
школьника 41
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение1
Введение
Все мы воспринимаем окружающий мир с
помощью осязания, зрения и слуха. Однако
нейрофизиологией доказано, что обычно
для каждого человека один из этих трех
информационных каналов - ведущий, а остальные
два вспомогательные. Согласно условной
классификации, люди с доминирующим слуховым
восприятием называются аудиалами, люди
с доминирующим зрительным восприятием
визуалами, а люди с доминирующим осязательным
восприятием кинестетиками. Присмотритесь
к своему ребенку:
* Дети-аудиалы раньше других начинают
говорить. Они любят петь, рассказывать
стихи, отвечать на вопросы взрослых. В
разговоре они весьма многословны. В школе
такие дети легко усваивают новую информацию,
запоминают материал с первого объяснения,
на слух. Дети-аудиалы легко устанавливают
контакты со сверстниками и любят быть
в центре внимания.
* Визуалы придают большое значение своему
внешнему виду. Для них очень важно, чтобы
одежда была чистой и аккуратной и подходила
по цвету. Такие дети легче запоминают
объяснения учителя, если они дублируются
на доске или на плакатах. Им проще увидеть
и запомнить как выглядит слово, чем понять
правило его написания. Наглядные пособия,
иллюстрации, зарисовка цветными карандашами,
разнообразные подчеркивания способствуют
лучшему усвоению учебного материала
ребенком-визуалом.
* Кинестетики познают мир преимущественно
через тактильные ощущения. Такие дети
очень подвижны и опережают сверстников-аудиалов
и визуалов в физическом развитии, раньше
начинают ходить и т.д. При этом они поздно
начинают говорить и не могут долго концентрировать
внимание на одном предмете. Ребенок-кинестетик
выражает свое отношение к окружающему
миру движениями, жестами, мимикой. Детям-кинестетикам
бывает сложно в школе, где требуется усидчивость,
внимание и есть ограничения в движении
и пространстве.
Актуальность темы исследования подтверждается
многолетним вниманием, направленным
на проблему восприятия. Известные российские
учёные Выготский и Эльконин, подтверждая
и опровергая теории Пиаже, исследуют
процесс восприятия в составе исследований
интеллекта. На основании полученных выводов
строятся системы обучения и происходит
школьная реформа.
В существующих работах и монографиях
сегодня легко найти, что ребенок младшего
школьного возраста наглядно мыслит, каков
у него объем внимания, как повышается
наблюдательность. Мы находим, что с первого
по четвертый класс у ученика ряд психических
свойств усиливается, увеличивается и
развивается. Но остается совершенно неизвестным,
что же при этом изменилось, в какой фактуре.
Кроме того, можно ли отличить изменения
в восприятии от изменений во внимании,
изменения в памяти от изменений в мышлении.
Нам нужен целостный подход к характеристике
младшего школьника. В поисках единицы
целостного подхода мы провели исследование
особенностей восприятия младших школьников
6-9 лет на примере второго и третьего класса
начальной школы.
Целью нашего исследования было выявить
основные репрезентативные системы младших
школьников и наиболее используемые при
восприятии механизмы мышления.
Основные задачи определились целью исследования:
- проанализировать существующее положение
дел, отражённое в литературе и исследованиях
отечественных авторов;
- выявить основные системы восприятия
младших школьников;
-выявить тенденции и динамику изменений
в пределах выборки.
Объектом исследования явился сегодняшний
младший школьник.
Предмет исследования параметры восприятия.
Гипотеза исследования формулируется
в вопросе о соотношении учебного процесса
и особенностей восприятия. При взаимозависимости
и тесном взаимодействии учебного процесса
и ученика как объекта воздействия этого
процесса, использовании наглядного материала,
к средним классам развивается визуальное
восприятие как основное в репрезентативной
системе и процесс визуализации восприятия
сопровождается сокращением наглядного
и стимульного материала в учебном процессе.
Глава 1
Восприятие как часть процесса мышления
1.1. Понятие восприятия
Восприятие это следующий за ощущением,
более высокий уровень познания окружающих
предметов и явлений. Восприятие происходит
одновременно с ощущением. Информация
от органов чувств различные ощущения,
являются «материалом» для процесса восприятия,
его элементами. Если ощущение это отражение
отдельных свойств и качеств предмета
(что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук
донесся), то в процессе восприятия у человека
возникает целостный образ вещей и событий.
Образно можно сказать, что ощущение отвечает
на вопрос «какое?», а восприятие на вопрос
«что это?». Восприятием называют психический
процесс отражения предметов и явлений
действительности в совокупности их различных
частей и свойств при непосредственном
их воздействии на органы чувств. Широко
известна притча о мудрецах, которые с
завязанными глазами ощупывали слона,
пытаясь определить, что это. Один обхватил
ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал
кончик хобота и сказал: «Это рот». Третий
провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый
попытался обхватить туловище и уверенно
изрек: «Это стена». Когда же с них сняли
повязки, то все хором воскликнули: «Да
ведь это слон как же мы не узнали!». Эта
метафора очень точно характеризует сущность
восприятия.
Образ предмета, получаемый в результате
восприятия не только целостен, но и субъективен
одну и ту же совокупности свойств или
качеств предмета разные люди объединяют
в разные целые, особенно если предмет
трудно узнаваем (в силу размытости контуров,
неопределенности формы, нечеткости изображения,
неизвестности и т. п.). Известны «пятна
Роршаха» чернильные пятна неопределенных
очертаний. Психиатр Роршах случайно капнул
чернилами в середину сложенного пополам
листа бумаги; развернув лист, он увидел
симметричное бесформенное изображение.
В дальнейшем такие изображения стали
одной их методик исследования личности,
так как оказалось, что бессмысленные
пятна воспринимаются как что-то осмысленное
(собака, озеро, облако). Причем каждый
человек видит в фигурах что-то свое, отражающее
его индивидуальные особенности, характер,
жизненный опыт, взгляды на жизнь. В одном
и том же изображении кто-то видит «мрачную
старуху с длинным носом», а кто-то «тянущуюся
руку». Каждый из нас смотрел на облака
и узнавал в них какие-то особенные изображения,
между тем как другие люди видели в них
другие фигуры.
1.2. Функции и свойства восприятия
Восприятие может быть пассивным или активным.
При пассивном восприятии сам предмет
совокупностью своих свойств воздействует
на человека, «запуская» процесс восприятия.
При активном восприятии человек всеми
доступными ему органами чувств стремится
ощутить как можно больше характеристик
предмета или события, а также некоторую
часть информации додумать, доисследовать,
довообразить.
В составе процесса восприятия можно выделить
четыре операции:
1) обнаружение исходная фаза, на которой
человек может лишь определить, есть ли
воздействие;
2) различение выделение в предмете интересующих
человека признаков;
3) идентификация сопоставление предмета
с одним из известных человеку образцов;
4) опознание знакомых объектов.
Восприятие очень быстрый процесс. Эта
быстрота эволюционно обусловлена и необходима
для выживания и ориентировки в окружающим
мире: если кошка будет долго «распознавать»,
не мышка ли это перед ней бежит, то останется
голодной. Последовательное протекание
всех операций восприятия часто кажется
мгновенным.
Восприятие предметов происходит, в основном,
за счет восприятия формы, так как она
является наиболее надежным признаком
вещи, остающимся неизменным при изменениях
цвета, величины, положения предмета. Формой
называются характерные очертания и взаимное
расположение деталей предмета. Форма
бывает трудно различимой, и не только
в силу сложных очертаний самой вещи. На
восприятие формы может влиять множество
других объектов, обычно находящихся в
поле зрения и могущих образовывать самые
причудливые сочетания. Иногда непонятно,
принадлежит ли данная часть этому предмету
или другому, какой предмет эти части образуют.
На этом построены многочисленные иллюзии
восприятия, когда предмет воспринимается
не таким, какой он есть на самом деле,
по объективным характеристикам (больше
или меньше, легче или тяжелее, светле
или темнее).
Например, иллюзии зрения.
А. Диаметр какого кружка на рис.1 больше?
(Кружок, окруженный кружками поменьше,
кажется больше диаметром, чем кружок,
окруженный большими кругами).
Рис. 1
Б. Одинаковы ли средние отрезки на рис.
2? А короткие отрезки? (Отрезки одинаковы,
но кажутся разными).
Разумеется, далеко не
сразу у младших школьников формируется
правильное отношение к учению. Они пока
не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре
оказывается, что учение труд, требующий
волевых усилий, мобилизации внимания,
интеллектуальной активности, самоограничений.
Если ребёнок к этому не привык, то у него
наступает разочарование, возникает отрицательное
отношение к учению. Для того, чтобы этого
не случилось учитель должен внушать ребёнку
мысль, что учение не праздник, не игра,
а серьёзная, напряжённая работа, однако
очень интересная, так как она позволит
узнать много нового, занимательного,
важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация
учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы
хорошо учатся, руководствуясь своими
отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо
учится по мотивам взаимоотношений с коллективом.
Большую роль играет и личный мотив: желание
получить хорошую оценку, одобрение учителей
и родителей.
Вначале у него формируется интерес к
самому процессу учебной деятельности
без осознания её значения. Только после
возникновения интереса к результатам
своего учебного труда формируется интерес
к содержанию учебной деятельности, к
приобретению знаний. Вот эта основа и
является благоприятной почвой для формирования
у младшего школьника мотивов учения высокого
общественного порядка, связанных с подлинно
ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной
деятельности, приобретению знаний связано
с переживанием школьниками чувства удовлетворения
от своих достижений. А подкрепляется
это чувство одобрением, похвалой учителя,
который подчёркивает каждый, даже самый
маленький успех, самое маленькое продвижение
вперёд. Младшие школьники испытывают
чувство гордости, особый подъём сил, когда
учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя
на младших связано с тем, что учитель
с самого начала пребывания детей в школе
становится для них непререкаемым авторитетом.
Авторитет учителя самая важная предпосылка
для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах
стимулирует, прежде всего, развитие психических
процессов непосредственного познания
окружающего мира ощущений и восприятий.
Младшие школьники отличаются остротой
и свежестью восприятия, своего рода созерцательной
любознательностью. Младший школьник
с живым любопытством воспринимает окружающую
среду, которая с каждым днём раскрывает
перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболее характерная черта восприятия
этих учащихся его малая дифференцированность,
где совершают неточности и ошибки в дифференцировке
при восприятии сходных объектов. Следующая
особенность восприятия учащихся в начале
младшего школьного возраста тесная связь
его с действиями школьника. Восприятие
на этом уровне психического развития
связано с практической деятельностью
ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка
значит что-то делать с ним, что-то изменить
в нём, произвести какие-либо действия,
взять, потрогать его. Характерная особенность
учащихся ярко выраженная эмоциональность
восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка
восприятия, оно поднимается на более
высокую ступень развития, принимает характер
целенаправленной и управляемой деятельности.
В процессе обучения восприятие углубляется,
становится более анализирующим, дифференцирующим,
принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи
вниманию учащихся начальных классов.
Основная из них слабость произвольного
внимания. Возможности волевого регулирования
внимания, управления им в начале младшего
школьного возраста ограничены. Произвольные
внимания младшего школьника требует
так называемой близкой мотивации. Если
у старших учащихся произвольное внимание
поддерживается и при наличии далёкой
мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться
на неинтересной и трудной работе ради
результата, который ожидается в будущем),
то младший школьник обычно может заставить
себя сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации (перспективы
получить отличную отметку, заслужить
похвалу учителя, лучше всех справиться
с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном
возрасте развито непроизвольное внимание.
Всё новое, неожиданное, яркое, интересное
само собой привлекает внимание учеников,
без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем
школьном возрасте развиваются под влиянием
обучения. Усиливается роль и удельный
вес словесно-логического, смыслового
запоминания и развивается возможность
сознательно управлять своей памятью
и регулировать её проявления. В связи
с возрастным относительным преобладанием
деятельности первой сигнальной системы
у млаших школьников более развита наглядно-образная
память, чем словесно-логическая. Они лучше,
быстрее запоминают и прочнее сохраняют
в памяти конкретные сведения, события,
лица, предметы, факты, чем определения,
описания, объяснения. Младшие школьники
склонны к механическому запоминанию
без осознания смысловых связей внутри
запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения
в младшем школьном возрасте это совершенствование
воссоздающего воображения. Оно связано
с представлением ранее воспринятого
или созданием образов в соответствии
с данным описанием, схемой, рисунком и
т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется
за счёт всё более правильного и полного
отражения действительности. Творческое
воображение как создание новых образов,
связанное с преобразованием, переработкой
впечатлений прошлого опыта, соединением
их в новые сочетания, комбинации, также
развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный
переход от познания внешней стороны явлений
к познанию их сущности. Мышление начинает
отражать существенные свойства и признаки
предметов и явлений, что даёт возможность
делать первые обобщения, первые выводы,
проводить первые аналогии, строить элементарные
умозаключения. На этой основе у ребёнка
постепенно начинают формироваться элементарные
научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность
в начале младшего школьного возраста
ещё весьма элементарна, находится в основном
на стадии наглядно-действенного анализа,
основывающегося на непосредственном
восприятии предметов.
Младший школьный возраст возраст достаточно
заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со
взрослыми и сверстниками, включение в
целую систему коллективов, включение
в новый вид деятельности учение, которое
предъявляет ряд серьёзных требований
к ученику.
Всё это решающим образом сказывается
на формировании и закреплении новой системы
отношений к людям, коллективу, к учению
и связанным с ними обязанностям, формирует
характер, волю, расширяет круг интересов,
развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается
фундамент нравственого поведения, происходит
усвоение моральных норм и правил поведения,
начинает формироваться общественная
направленность личности.
Характер младших школьников отличается
некоторыми особенностями. Прежде всего
они импульсивны склонны незамедлительно
действовать под влиянием непосредственных
импульсов, побуждений, не подумав и не
взвесив всех обстоятельств, по случайным
поводам. Причина потребность в активной
внешней разрядке при возрастной слабости
волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая
недостаточность воли: младший школьник
ещё не обладает большим опытом длительной
борьбы за намеченную цель, преодоления
трудностей и препятствий. Он может опустить
руки при неудаче, потерять веру в свои
силы и невозможности. Нередко наблюдается
капризность, упрямство. Обычная причина
их недостатки семейного воспитания. Ребёнок
привык к тому, что все его желания и требования
удовлетворялись, он ни в чём не видел
отказа. Капризность и упрямство своеобразная
форма протеста ребёнка против тех твёрдых
требований, которые ему предъявляет школа,
против необходимости жертвовать тем,
что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны.
Эмоциональность сказывается, во-первых,
в том, что их психическая деятельность
обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети
наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает
у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых, младшие школьники не умеют
сдерживать свои чувства, контролировать
их внешнее проявление, они очень непосредственны
и откровенны в выражении радости. Горя,
печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
В-третьих, эмоциональность выражается
в их большой эмоциональной неустойчивости,
частой смене настроений, склонности к
аффектам, кратковременным и бурным проявлениям
радости, горя, гнева, страха. С годами
всё больше развивается способность регулировать
свои чувства, сдерживать их нежелательные
проявления.
Большие возможности предоставляет младший
школьный возраст для воспитания коллективистских
отношений. За несколько лет младший школьник
накапливает при правильном воспитании
важный для своего дальнейшего развития
опыт коллективной деятельности деятельности
в коллективе и для коллектива. Воспитанию
коллективизма помогает участие детей
в общественных, коллективных делах. Именно
здесь ребёнок приобретает основной опыт
коллективной общественной деятельности.
1.2. Связь учебной деятельности с процессом
восприятия младшего школьника
Для того чтобы ребенок мог перейти к систематическому
обучению в школе, необходим известный
уровень его психического развития, уровень,
который и достигается в последний период
дошкольной жизни детей.
Переход к систематическому усвоению
знаний, в свою очередь, влияет на развитие
психики ребенка, изменяя не только общую
направленность и черты личности младшего
школьника, но и характер протекания его
психических процессов. Под влиянием обучения
изменяются восприятие, память, мышление
ребенка, изменяется вся его психика.
Решающая роль школьного обучения в развитии
психики ребенка зависит как от содержания
знаний, так и от способа их усвоения.
Систематическое усвоение основ наук
обогащает ребенка новыми знаниями, расширяет
его кругозор, дает новое содержание его
психической деятельности; в свою очередь
это новое содержание изменяет характер
умственных процессов, характер деятельности
мозга. На протяжении школьного возраста
изменяется не только то, о чем думает
и что запоминает ребенок, но и то, как
он думает и как запоминает. Например,
для того, чтобы выучить раздел, относящийся
к истории или естествознанию, школьник
IV класса не может воспользоваться простым
повторением текста и его дословным запоминанием.
Так можно было выучить коротенькое стихотворение
или несколько строчек по русскому языку,
которые ему задавали в самом начале его
школьного обучения. Но урок по естествознанию,
истории можно выучить, только работая
над текстом, выделяя существенное, усваивая
логические связи в излагаемом материале,
а не просто запоминая перечень фактов
и событий.
Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.
Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая яблоко, человек знает, что именно яблоко, что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным словом – “яблоко”, которым обозначен не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое. “Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть”, - писал французский психолог П.Жанэ, - “а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который “вошел” в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти”.
Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.
Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.
Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики.
Современная психология рассматривает не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие – это процесс, связанные по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В. Запорожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.