Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:09, дипломная работа
Цель данной работы - выявит методы и приемы формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.
Задачи работы:
- изучить литературу (психолого – педагогическую и научную) по проблеме гигиены зрения младших школьников.
- раскрыть основные понятия по гигиене зрения.
- исследовать особенности гигиены зрения младших школьников.
- изучить и определить наиболее оптимальные методы и формы работы начальной школы по формированию предмета о гигиене зрения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших школьников……………………………………………………………..5
1.1 Представление как психолого – педагогическая категория………………..5
1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников…..20
1.3. Краткие сведения из истории гигиенного обучения и воспитания……...25
Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников…...27
2.1 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе…………………...27
2.2 Упражнение для укрепления зрения в учебном процессе………………...33
2.3 Опыт современных педагогов по формированию представлений о гигиене зрения…………………………………………………………………...40
Глава 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения в процессе обучения естествознания……………………………………………..45
3.1. Диагностика упражнения сформированности представлений о гигиене зрения младших школьников…………………………………………………...45
3.2. Формирующий этап…………………………………………………………49
3.3. Контрольный этап ………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56
Для снятия утомления с аккомодационного аппарата хрусталика на последних уроках используются тренажеры “Ракетка –2” или “Дорожка”, позволяющие эффективно снижать степень утомления глаз при напряженном чтении, письме, рисовании.
В комплект тренажера входит таблица для определения остроты зрения в домашних условиях с подходом к ней и определением расстояния при нормальном видении знаков. Эта методика легко усваивается детьми и взрослыми и помогает решать вопросы самоконтроля остроты зрения и создании у учеников мотивации на занятия гимнастикой зрения при получении первых положительных результатов.
Три года работы с данной методикой дали следующие результаты:
-
до начала работы у 45% детей
класса снижение остроты
-
родительское собрание, обеспечение
класса тренажерами и обучение
детей методике выполнения
- в конце второго года обучения улучшение остроты зрения у 65%, без изменеий у 27% (положительный фактор сохранения исходного зрения), снижение остроты зрения у 2-х детей (8%).
При норме зрения в 1,0 у детей произошли следующие изменения исходных показателей: на 0,7 прирост у одного учащегося, на 0,5 у двух человек, на 0,4 - 5 человек, на 0,3 - 8 учащихся, на 0,2 - 2 школьника и на 0,1 - 2 человека.
Снижение остроты зрения у одного ребенка на 0,1 и у другого на 0,2. Причины - пассивное поведение во время выполнения гимнастики, воздействие учебных зрительных нагрузок и переутомление в работе с домашним компьютером.
Большую роль играет контакт с родителями, которые помогают детям усваивать упражнения дома и контролировали выполнения домашних заданий.
Методика работает уже пятнадцать лет и результаты ее внедрения убедительны - она помогает сохранить зрение и осанку.
Серию тренажеров можно начать с описания тренажеров «Видеоазимут». Он выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры, на чертежном листе. Егo размеры от 30 х 42 см до 140х330 см. Он служит развитию конвергенции, являясь синтезом идей тренажеров «Флажок», «Звездочка» и других подобных им.
Первый
внешний прямоугольник
Схема упражнений для тренажера.
1.
Оббежать только взором, не двигая
головой, красный
2.
Оббежать взором зеленый
3. Оббежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.
4. Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.
Скорость оббегания каждый, определяет сам. Необходимо темп держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно его ширине. Старайтесь не двигать головой.
При обучении малышей тренировочным движениям глазами используйте указку, но только на первом этапе.
Если на тренажере нарисованы картинки (опорные точки), можно называть их для облегчения освоения детьми программы движений глазами.
Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.
Изучение
влияния систематических занятий циклическими
упражнениями (бег, плавание, ходьба на
месте, на лыжах) умеренной интенсивности
в сочетании с гимнастикой для глаз показано,
что у людей с близорукостью средней степени
не только повышается общая выносливость,
но и значительно улучшается зрение.
2.3
Опыт современных педагогов по
формированию представлений
о гигиене зрения
В стране существует достаточный педагогический опыт по формированию гигиены зрения у детей младшего школьного возраста. Иллюстративно покажем данный опыт.
Образовательный процесс в современной школе предъявляет повышенные требования к органу зрения. Все чаще и чаще "расплатой" за качественное среднее и высшее образование становится ухудшение зрения детей и подростков. Так, по данным Всероссийской диспансеризации детского населения глазная патология вышла на второе место после заболеваний опорно-двигательного аппарата. Каждый третий выпускник средней школы в Архангельской области имеет заболевание зрительного аппарата. Только в Архангельске проживает 110 детей - инвалидов по зрению. В этих условиях большое значение имеет совместная деятельность медицинских и образовательных учреждений по охране зрения детей.
В
настоящее время никого не удовлетворяет
традиционнная система
Работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса ведётся в трёх направлениях:
Образование, построенное на принципах валеологии;
Здоровье
- медицинское обоснование
Семья - просвещение родителей, привлечение их к проблеме оздоровления себя и детей.
Для
согласования действий всех участников
образовательного процесса создан медико-психолого-
Врачи
и психологи медико-психолого-
Педагоги школы большое внимание уделяют созданию благоприятного психологического климата в учебном процессе, применяют личностно-значимые способы обучения, сочетают групповые и индивидуальные формы работы.
Обязательный элемент каждого урока - валеологические паузы, физкультминутки, смена динамических поз, необходимых для профилактики школьного утомления. В образовательный процесс включаются оздоровительные техники, тренинговые занятия, техники саморегуляци и релаксации.
Существует класс нетрадиционных рабочих мест, его называют беспарточным, как альтернатива учебным кабинетам, а в кабинетах есть зоны отдыха. Всё это раскрепощает ребёнка, способствует эмоциональной уравновешенности, снижает тревожность, даёт уверенность в своих возможностях, а значит, сохраняет здоровье детей, учителей, родителей.
Школьный учебный план наполнен предметами и спецкурсами валеологического содержания такими как "Милосердие", "Репродуктивное здоровье", "Культура здоровья", "Оздоровительные игры", "Музыкально-ритмические занятия".
Лечебной физкультурой занимаются не только дети, но и взрослые. Такой предмет как валеология преподается на основе дыхательного тренинга с использованием компьютерной программы "Биологическая обратная связь".
В начальной школе валеология преподаётся с элементами "Су Джок - терапии". В игровой форме, рисуя на пальцах смешные рожицы, ребята постигают азы этой оздоровительной методики. И даже самый маленький ребёнок знает, на какую точку нужно нажать, если вдруг что-то начинает болеть.
Во внеурочное время работают оздоровительные клубы и секции, каждую вторую и четвёртую неделю месяца открыт кинолекторий с богатой подборкой видеофильмов. Ребята активно занимаются в научном обществе учащихся, исследуя проблемы здоровья, являются авторами и соавторами школьных проектов, таких как "Цветотерапия в школе", "Школьный сайт", "Школьное кафе как культурно-образовательный центр". В проектной деятельности участвуют педагоги и родители, а родители обязательные участники совместных оздоровительных мероприятий, праздников, походов и встреч.
Здоровье сберегающая деятельность позволила сделать доступным обучение в общеобразовательной школе детей с особыми образовательными потребностями, в настоящее время в школе обучается 35 детей-инвалидов, среди них - слабослышащие, 108 детей с нарушениями речи. С этими ребятами занимаются помимо специально подготовленных педагогов, врачей, психологов, логопеды и сурдопедагоги по индивидуальным коррекционно-развивающим планам и программам. Нами отмечено, что различные виды интеграции способствуют лучшей адаптации слабослышащих детей в общеобразовательной среде.
Деятельность школы по здоровье сбережению за последние 5 лет привела к снижению заболеваемости школьников по нарушениям опорно-двигательного аппарата на 15,2%, по снижению зрения - на 6,4%.
Уровень заболеваний ОРВИ и гриппом снизился на 10%.
Занятия
слабослышащих детей
На
базе школы создан и центр повышения
квалификации, который реализует образовательную
программу центра по теме "Адаптивно-развивающее
образование в подготовке специалиста
педагог-абилитатор".
Глава
3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной
работы по формированию представлений
младших школьников о гигиене зрения в
процессе обучения естествознания
3.1.
Диагностика упражнения
Практической работе предшествовал диагностический этап, на котором была проведена диагностика с целью выявления уровня сформированности представлений младших школьников о гигиене зрения, у учащихся 3 «Б» класса к началу формирований работы. На этом этапе использовались следующие методы:
Анкетирование.
Цель:
определить уровень сформированности
представлений младших
Детям экспериментального класса была предложена анкета, которая состоит из 10 вопросов:
Информация о работе Представление младших школьников о гигиене зрения