Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:09, дипломная работа
Цель данной работы - выявит методы и приемы формирования представлений о гигиене зрения у младших школьников.
Задачи работы:
- изучить литературу (психолого – педагогическую и научную) по проблеме гигиены зрения младших школьников.
- раскрыть основные понятия по гигиене зрения.
- исследовать особенности гигиены зрения младших школьников.
- изучить и определить наиболее оптимальные методы и формы работы начальной школы по формированию предмета о гигиене зрения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования представлений в младших школьников……………………………………………………………..5
1.1 Представление как психолого – педагогическая категория………………..5
1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников…..20
1.3. Краткие сведения из истории гигиенного обучения и воспитания……...25
Глава 2. Методы формирования представлений у младших школьников…...27
2.1 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе…………………...27
2.2 Упражнение для укрепления зрения в учебном процессе………………...33
2.3 Опыт современных педагогов по формированию представлений о гигиене зрения…………………………………………………………………...40
Глава 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию представлений младших школьников о гигиене зрения в процессе обучения естествознания……………………………………………..45
3.1. Диагностика упражнения сформированности представлений о гигиене зрения младших школьников…………………………………………………...45
3.2. Формирующий этап…………………………………………………………49
3.3. Контрольный этап ………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56
I.
Образовательный процесс
- Игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).
-
Драматизации диалогов с
- Подвижными играми на переменах
- Наглядности
- Занимательных упражнений
- Фантазирования
-
Творческого характера
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач
Норма 4-7 видов за урок.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток.
расслабление кистей рук
массаж пальцев перед письмом
дыхательная гимнастика
предупреждение утомления глаз
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Технология
психологического сопровождения учебной
группы разработана М. Ю. Громовым и
Н. К. Смирновым как модель внедрения
в работу школы принципов психологии здоровья
и педагогической психотерапии. В её основе
– активное участие психологов в образовательном
процессе школы, превращение школьного
психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного
процесса, основанного на принципах здоровье
сбережения. Именно психогенные нарушения
здоровья являются наиболее распространёнными
среди школьников и служат в дальнейшем
основой развития большого числа разных
заболеваний. Учителям, освоившим эту
технологию становится и легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема
учебной дисциплины и происходит раскрепощение
учителя, открывается простор для его
педагогического творчества.
2.2
Упражнение для укрепления
Одна
из самых больших ценностей
Дети
в большинстве рождаются
Человечеством накоплен некоторый опыт развития зрения специальными упражнениями, например, определенные упражнения из арсенала индийской системы мировоззрения и упражнений.
Возникла идея – ввести в уроки физической культуры комплексы специальной зрительной гимнастики, а в физминутки на других уроках добавить специальные упражнения для развития зрения.
Идея была реализована, и сегодня есть опыт применения методики профилактики зрительного утомления и развития зрительных способностей у детей и у взрослых. Есть результаты, за сравнительно небольшое время классные коллективы улучшают остроту зрения на один – два порядка. Это достигается не только применением упражнений, но и изменением взглядов преподавателей на проведение уроков, на дозирование умственной нагрузки письма и чтения, осанку во время сидения за столом и партой, и самое главное, умение работать с детьми с нарушениями зрения и без них.
«Поле зрения» – называется пространство, которое одновременно воспринимается неподвижным глазом. Состояние поля зрения обеспечивает ориентацию в пространстве и позволяет дать функциональную характеристику зрительного анализатора при профессиональном отборе, призыве в армию, экспертизе трудоспособности, в научных исследованиях и т. д. Изменение поля зрения является ранним и нередко единственным признаком многих глазных болезней. Динамика поля зрения часто служит критерием для оценки течения заболевания и эффективности лечения, а также имеет прогностическое значение. Выявление нарушений поля зрения оказывает существенную помощь в топической диагностике поражений головного мозга в связи с характерными дефектами поля зрения при повреждении разных участков зрительного пути. Изменения поля зрения при поражении головного мозга нередко являются единственным симптомом, на котором базируется топическая диагностика.
Все это объясняет практическую значимость изучения поля зрения и вместе с тем требует единообразия методики для получения сопоставимых результатов.
Размеры поля зрения нормального глаза определяются как границей оптически деятельной части сетчатки, расположенной по зубчатой линии, так и конфигурацией соседних с глазом частей лица (спинка носа, верхний край глазницы). Основными ориентирами поля зрения являются точка фиксации и слепое пятно. Первая связана с областью центральной ямки желтого пятна, а второе — с диском зрительного нерва, поверхность которого лишена светорецепторов.
Исследование поля зрения заключается в определении его границ и выявлении дефектов зрительной функции внутри них. Для этой цели применяются контрольные и инструментальные методы.
Обычно поле зрения для каждого глаза исследуется отдельно (монокулярное поле зрения) и в редких случаях одновременно для обоих глаз (бинокулярное поле зрения).
Для снятия зрительной утомляемости на уроках можно использовать два тренажера разработанных д.м.н. В. Ф. Базарным:
1.
Плаката – схемы зрительно-
2.
Тренажер со зрительными
Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.
Одним из наиболее действенных факторов индуцирующих процесс развития функций зрения, является зрительно-двигательная активность детей в пространстве. Чтобы “раздвинуть” это пространство, по возможности убрать кубатуру, стены в классе расписаны тоже по особой методике В.Ф. Базарного с преобладанием цветов, успокаивающих нервную систему.
Кроме
того, повышение эффективности
Все это способствует развитию зрительно-моторной реакции, в том числе реакции на дорожно-транспортные ситуации.
Известно,
что современный процесс
Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относятся методики профессора Базарного В.Ф. (1987) и доцента Ковалева В.А. (1980). Мы остановимся на методике доцента Ковалева В.А.
В систематическую работу вовлечены дети на уроках, выполняющие две или три физкультминутки каждый день с использованием различных средств для профилактики зрительного утомления и развития основных зрительных функций.
Общее время затрат на выполнение специальных упражнений не превышает 6 минут за сутки и многие дети выполняют упражнения дома самостоятельно, так как абсолютное большинство из них уже через 5 – 6 недель замечают благотворные изменения в работе глаз и сами начинают применять упражнения данной методики. Этому способствуют родители учащихся, которые имеют возможность получить всю необходимую информацию на родительском собрании и на постоянных консультациях, организуемых в системе валеологического образования в школе.
Массаж активных точек лица. Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева является “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. На первом уроке дети по команде учителя выполняют следующие упражнения:
1. Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек. Затем выполняются потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице.
Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза. Для детей все упражнения имеют название - “зайчики умываются”.
Основная задача второй физкультминутки - продление периода высокой зрительной работоспособности на втором-третьем уроках. Для этого дети на 15-ой минуте урока по команде учителя “рисуют” точкой взора прямоугольники по периметру рисунка тренажера “Видеоазимут” на листе бумаги форматом А–3. Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и вертикали.
Движения
глазами осуществляются при относительно
неподвижном лице и способствуют
резкому улучшению
В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером “Флажок”, которым управляет учитель, траектории движения полотнища флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1 минуту.
Информация о работе Представление младших школьников о гигиене зрения