Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(МГПУ)
ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕГАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕГАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Драгомерецкая Валерия
Научный руководитель:
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические
особенности детей старшего дошкольного
возраста с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью……………………………………
1.3. Эмоционально – поведенческие
проблемы детей старшего дошкольного
возраста с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью……………………………………
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой
сферы детей старшего дошкольного возраста
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
по сравнению с их нормально развивающимися
сверстниками………………………………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………..45
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
(ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2.
Система целенаправленного коррекционно-педагогического
воздействия на проблемы в эмоционально
– поведенческой сфере детей старшего
дошкольного возраста с синдромом дефицита
внимания с гиперактивностью на основе
игротерапии (проект формирующего эксперимента)……………………………………………
3.3.Методические рекомендации практикующим
специалистам – дефектологам и родителями
имеющим детей с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью……………………………………
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет большую социальную и педагогическую проблему, так как встречается у большого количества детей дошкольного возраста, и является распространенной причиной трудностей обучения в дошкольном возрасте, нарушений эмоционально - волевой сферы. Рост числа гиперактивных детей, особенности их поведения и эмоций обозначает актуальность вопроса о педагогической коррекции эмоционально поведенческих проблем таких детей.
Современные исследования свидетельствуют, что длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивность уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость.
Проблематика коррекции эмоциональной и поведенческой сферы старших дошкольников, является достаточно хорошо освещенной в педагогике и психологии. К данной проблеме обращались многие отечественные и зарубежные исследователи (Алексеева Л.Г., Барашнев Ю.И., Галкина Е.В., Гуревич К.М., Журба Л.Т., Крук И.В., Лебедев Б.В., Матннер Д., Трошин В.Д., Фрейдков В.И., Халецкая О.В., Castellanos F.X., Carlson C.L., Esser G., Gordon N., Harris G. и др.).
Изучение поведенческих и эмоциональных проблем детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и развитие их дефицитарных функций имеет важное значение для психолого – педагогической практики именно в дошкольном возрасте, когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть вероятность предотвратить формирование патологии [26, c.123-124].
Многие авторы отмечают такие характерные для этой группы детей черты как: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, подверженность депрессивным состояниям. Все эти особенности, существенно снижают эффективность коррекционной работы с такими детьми, создавая дополнительные трудности на пути выправления и без того "нарушенного" развития [32, c. 24-28; 38, c. 26-30].
Таким образом, актуальность
темы настоящей работы определяется
возросшим в силу объективных
причин (социальных, экономических, экологических)
количеством детей с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью;
значительными сложностями
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.
Объект исследования - эмоционально – поведенческая сфера старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Предмет исследования - особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования: уровень эмоционально – поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью будет ниже в том случае, если будут соблюдены следующие условия:
- проведение систематической коррекционной работы;
- целенаправленное формирование
у ребенка познавательной
- конкретизация правил
поведения ребенка в
- немедленное разрешение со стороны взрослых, конфликтов и разногласий, даже незначительных.
- соблюдение разработанных
нами методических
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Методолого-теоретическая
основа исследования базируется: на объективных
закономерностях психического развития
нормального и аномального
В соответствии с целью
исследования и поставленными задачами
в работе использовались следующие
методы исследования: теоретический
анализ психолого-педагогической и
специальной литературы в аспекте
изучаемой проблемы; анкетирование
родителей детей, анализ программ по
воспитанию и обучению детей дошкольного
возраста; наблюдение за детьми в процессе
эксперимента и в воспитательно-
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (декабрь 2009г.)
был связан с теоретическим осмыслением
проблемы изучением психолого-
Второй этап (февраль-апрель 2010 г.) был связан с количественно-качественным анализом результатов констатирующего эксперимента и созданию проекта системы занятий формирующего эксперимента.
Третий этап (май 2010 г.) был посвящен разработке методических рекомендаций, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, обеспечивающих эффективность реализации на практике проекта системы занятий.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены имеющиеся представления об особенностях эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
- обоснована необходимость целенаправленной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
- разработаны проект системы занятий направленных на педагогическую коррекцию эмоционально – поведенческих проблем и методические рекомендации специалистам (дефектологам, психологам, воспитателям) и родителям, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект системы занятий направленных на педагогическую коррекцию эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью способствует эффективной коррекции эмоциональных и поведенческих проблем детей данной категории и их успешной социальной адаптации в обществе, посредством коррекционных игровых технологий. Сформулированы практические рекомендации по организации такой работы.
Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором, выражаются в том, что разработан проект системы занятий по педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, который подходит и для их нормально развивающихся сверстников.