Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63
Родителям детей был предложен опросник в виде таблицы (приложение 2 с. 67), состоящий из 19 характеризующих признаков агрессивности, в каждом разделе которых даны более подробные примеры поведения ребенка.
Родителям предлагается оценить выраженность ситуационно – личностных реакций агрессивности у ребенка, обведя соответствующий проявлению данного признака балл, следующим образом:
Оценка родителями выраженности ситуационно – личностных реакций агрессивности у ребенка
Выраженность ситуационно – личностных реакций агрессивности ребенка |
Баллы |
|
нет проявлений агрессивности |
0 баллов | |
проявления
агрессивности наблюдаются |
1 балл | |
часто проявляется агрессивность |
2 балла | |
почти всегда проявляется агрессия |
3 балла | |
непрерывно проявляется агрессия |
4 балла |
Впоследствии набранные баллы суммируются, и определяется уровень проявления агрессивности ребенка и степень оказания ему помощи. Оценка происходит в соответствии со следующими уровнями:
I уровень «низкий» - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
II уровень «ниже среднего» - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
III уровень «средний» - от 134 до 201 балла. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
IV уровень «высокий» - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Краткое описание уровней проявления агрессивности детей приведены в таблице 2.
Уровни проявления агрессивности
Уровни проявления признаков агрессивности |
Баллы |
Уровень проявления агрессивности ребенка и степень оказания ему помощи |
I уровень «низкий» |
0-67 баллов |
Нет опасности закрепления агрессивных реакций, ребенок сам овладевает собственной агрессивностью |
II уровень «ниже среднего» |
67-134 баллов |
Есть
опасность закрепления |
III уровень «средний» |
134 - 201 балла |
Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью |
IV уровень «высокий» |
201-268 баллов |
Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь |
Методика № 2 «Фрейбургская анкета» Анкета направлена на определение общего фона агрессивности детей (авторская интерпретация, адаптирована для анкетирования родителей и воспитателей). Анкета представлена в виде таблицы (приложение 2 с.67), состоящей из 18 вопросов, на каждый из которых предполагается один вариант ответа, либо «да», либо «нет». Инструкция к этой анкете предполагает обвести вариант ответа - «да», если соответствующее высказывание имеет к ребенку отношение, и «нет», если оно его не касается. В данной методике предполагается следующий уровень оценивания:
Оценка родителями общего фона агрессивности детей
Баллы |
Категория ответов |
1 балл |
Да |
0 баллов |
Нет |
После того как воспитатели или родители заполнили данную анкету, производится подсчет баллов. Если на предлагаемое высказывание респондент отвечает «Да», то за данный ответ начисляется 1 балл, а если ответ «Нет», то 0 баллов. Критерии оценивания разбиты по уровням:
Уровень I «низкий» - от 0 до 9 баллов – общий фон агрессивности ребенка не высок, укладывается в картину нормального развития.
Уровень II «высокий» - от 9 до 18 баллов – общий фон агрессивности повышен, требуется помощь специалистов. Краткое описание уровней интенсивности проявления общего фона агрессии, см. таблицу 4.
Уровни интенсивности проявления общего фона агрессии
Уровни |
Баллы |
Уровни проявления общего фона агрессии |
I уровень «низкий» |
0-9 баллов |
« Общий фон агрессии невысок» |
II уровень «высокий» |
9-18 баллов |
«Общий фон агрессии повышен, требуется помощь специалистов» |
Таким образом, данные методики позволят выявить насколько эмоционально – поведенческая сфера дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, более подвержена проявлениям признаков агрессивности по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками
Дети старшего дошкольного возраста часто страдают поведенческими и эмоциональными проблемами. Это касается, как детей с нормой развития, так и детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние. [38, c 40-47].
Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным, а впоследствии - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие подвержены депрессивным состояниям, легко расстраиваются из-за неудач.
Спокойная обстановка, наставления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено.
При проведении экспериментального исследования с родителями, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, и родителями, воспитывающими нормально развивающихся детей, трудностей не возникло, задание выполнили все родители. Результаты анкетирования родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и родителей воспитывающих нормально развивающихся детей, посредством анкеты «Ребенок глазами взрослого» занесены в таблицу 5 «Результаты обработки данных анкеты».
Результаты обработки данных анкеты «Ребенок глазами взрослого
Дети с нормой развития |
Дети с СДВГ | ||||
Ребенок |
Кол-во баллов |
Уровни проявления признаков агрессивности |
Ребенок |
Кол-во балов |
Уровни проявления признаков агрессивности |
1 |
47 |
I уровень «низкий» |
1 |
118 |
II уровень «ниже среднего» |
2 |
53 |
I уровень «низкий» |
2 |
107 |
II уровень «ниже среднего» |
3 |
37 |
I уровень «низкий» |
3 |
137 |
III уровень «средний» |
4 |
28 |
I уровень «низкий» |
4 |
113 |
II уровень «ниже среднего» |
| |||||
5 |
45 |
I уровень «низкий» |
5 |
111 |
II уровень «ниже среднего» |
6 |
32 |
I уровень «низкий» |
6 |
117 |
II уровень «ниже среднего» |
7 |
48 |
I уровень «низкий» |
7 |
118 |
II уровень «ниже среднего» |
8 |
39 |
I уровень «низкий» |
8 |
135 |
III уровень «средний» |
Анализ анкетирования родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, позволил выделить следующие категории ответов: нет проявлений агрессивности; проявления агрессивности наблюдаются иногда; часто проявляется агрессия; почти всегда проявляется агрессия; непрерывно проявляется агрессия. Из полученных ответов, можно сделать вывод, о том, что большинство родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, выделяют такие признаки агрессивности, как: внешние проявления (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивность (чувствительность к агрессии других), реакция на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальная (словесная) агрессия (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым). Анализ анкетирования родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, позволил выделить следующие категории ответов: нет проявлений агрессивности; проявления агрессивности наблюдаются иногда; часто проявляется. Из полученных ответов, можно сделать вывод, что большинство родителей в своих детях выделяют такие признаки агрессивности, как внешние проявления (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивность (чувствительность к агрессии других), реакция на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальная (словесная) агрессия (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым). Сравнительная характеристика проявления признаков агрессии у детей с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников в процентном соотношении представлены в гистограмме 1.
Гистограмма 1. Сравнительная характеристика проявления признаков агрессии у детей с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников
Из приведенной гистограммы можно сделать вывод о том, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивность в количестве 6 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 75% соответствуют II уровню «ниже среднего» проявления признаков агрессивности, т.е. есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением; и 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25% соответствуют III уровню «средний» проявления признаков агрессивности, т.е. ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Также в отношении нормально развивающихся детей можно сделать вывод, о том, что 8 детей из 8, что в процентном соотношении, составляет 100% соответствуют I уровню «низкий» проявления признаков агрессивности, т.е. у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.