Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45

ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 181.95 Кб (Скачать)

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, 
      сложите полученные баллы.

Уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно   овладевает собственной  агрессивностью. 
Уровень II - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении  собственным  поведением. 
Уровень III - от 134 до 201 балла. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством  поведения  и  эмоций. 
Уровень IV - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Приложение 2

                           

                           Фрейбургская анкета агрессивности

        Анкета выявляет склонность  детей  к агрессивному поведению.

                      (Адаптированный вариант для родителей)

Ф.И.О.______________________________

Пол_________________________________

Возраст______________________________

        Инструкция  к данной анкете предлагает  обвести кружочком «да», если  соответствующее высказывание имеет  к отношение к ребенку, и   «нет», если оно его не касается.

                                                                                                    Таблица 12                                                      

                                   Вопросы

Ответы

 

1. Говорил ли вам ребенок  о том, что ребята  говорят  о нем плохо, за его спиной?

Да

Нет

2. Ребенок редко дает  сдачи , когда его бьют.

Да

Нет

3. Ребенок быстро теряет  самообладание, однако так же  быстро успокаивается.

Да

Нет

     

4. Ребенок может так  рассвирепеть, что будет, например, бить все подряд.

Да

Нет

5. Ребенку иногда доставляет  удовольствие мучить других.

Да

Нет

6.Если по отношению  к ребенку кто-то поступает  несправедливо, то он желает  ему настоящего наказания.

Да

Нет

7. Ребенок верит  в  то, что за зло можно отплатить  добром, и в соответствии с  этим и действует.

Да

Нет

8. Если грубо обращаются  к кому-нибудь из друзей  ребенка,  они вместе думают о наказании.

Да

Нет

9. У ребенка возникают  трудности в отношениях с вами?

Да

Нет

10. Как считает ребенок?  Собака которая не слушается,  заслуживает удара? 

Да

Нет

11. С ребятами которые  любезнее чем  мог бы ожидать   ребенок, он держится осторожнее.

Да

Нет

12. Если ребенок для  защиты своих прав должен применить  физическую силу, то он так  и делает.

Да

Нет

13. У  ребенка часто  бывают разногласия с другими.

Да

Нет

14. Ребенку кажется, что  большая часть дурных поступков  однажды будет наказана.

Да

Нет

15. Когда  ребенок разъярен  он охотно освобождается от  этого состояния во время физической  работы.

Да

Нет

16. Раньше ребенок очень  охотно мучил других, например, выворачивал  руки, дергал за волосы и т.д.

Да

Нет

17. Иногда ребенок представляет, какие ужасы должны были произойти  с теми, кто к нему несправедлив.

Да

Нет

18. Ребенок может припомнить, что однажды был так рассержен,  что взял первую оказавшуюся  под рукой вещь и разорвал  или разбил ее?

Да

Не


Чтобы определить общий фон агрессивности у ребенка, 
сложите полученные баллы.

        Уровень I «низкий» - от 0 до 9 баллов – общий фон агрессивности ребенка не высок, укладывается в картину нормального развития.

       Уровень II «высокий» - от 9 до 18 баллов  – общий фон агрессивности повышен, требуется помощь специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Приложение 3

 

Конспект занятия  направленного на развитие эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью  на тему «Ветер и Солнце»

 

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 4-7 лет.

Задачи:

  1. Коррекционные: развитие саморегуляции и самоуправления; развитие самовыражения через действия; отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения; развитие гибкости поведения.
  2. Воспитательные: выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  3. Образовательные: обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения; помощь ребенку в осознании своего реального “Я”, повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Оборудование: книга К. Ушинского «Ветер и Солнце», персонажи: Солнце, Ветер, Человек, листья (Фланелеграф или мягкие игрушки), трафареты листьев (кленовых, березовых, дубовых),  фломастеры, СD диск П.И. Чайковский, “Четыре времени года. Осень”, туристические коврики

СD диск “Happy baby”, альбом “Природа”, трек “Шум ветра”.

 

                                                 Ход занятия

Ритуальное приветствие: дети становятся в круг, держась за руки. Произносим все хором: “Всем, всем добрый вечер, мы очень рады встрече!”

Сказка: Константин Дмитриевич Ушинский «Ветер и Солнце».

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто  из них сильнее. Долго спорили  они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который  в это самое время ехал верхом по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как  я налечу на него: мигом сорву  с него плащ.

Сказал, – и начал дуть, что  было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер  сердился, свирепел, осыпал бедного  путника дождем и снегом; проклиная  Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут  уж Ветер и сам убедился, что  ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту  солнечных лучей, он приободрился, благословил  Солнце, сам снял свой плащ, свернул  его и привязал к седлу.

– Видишь ли, – сказало тогда  кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать  гораздо более, чем гневом.  

Задание на листах: выдаются трафареты листьев, нужно обвести их по контуру, самостоятельно дорисовать прожилки у листьев.

  Партер:  танцевально-двигательная терапия. Дети с осенними листьями в руках выполняют движения под плавную мелодию.

Подул ветер и сорвал листья с деревьев. Детям надо постараться  расслабиться и свободно лететь, как  листья (кружиться, падать на землю).

Стол:  кистевое упражнение.

Солнце спит и небо спит, (сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке).

Даже ветер не шумит  (указательный пальчик приставляем к губам – т-с-с).

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись).

Все лучи свои послало. (растопырили пальчики-лучики и шевелим ими)

Только солнышко проснулось,

Всем в округе улыбнулось (улыбаемся всем)

Партер: коммуникативная игра – драматизация. Один ребенок будет изображать Человечка. Он становится в середине круга. Остальные дети – Ветер и Солнце, образуют круг.

Когда дует Ветер (злой, холодный)– машем руками резко на Человечка.

Но вот появилось Солнце (теплое, доброе) – ласково, улыбаясь, гладим Человечка.

Релаксация: ведущий говорит: Ветер холодный – дети свернулись калачиком лежа на ковриках.

Ведущий говорит: Солнце теплое – дети расслабляются лежа на спине.

Ритуальное прощание: Дети стоят в кругу, держась за руки. Произносят сначала громко “До свидания”, затем шепотом “До свидания”.

 

Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: коррекционные,  воспитательные, образовательные. При систематическом выполнении заданий осуществляется профилактика эмоционально – поведенческих проблем дошкольников. У детей формируются положительные черты характера, способствующие развитию общения со взрослыми и сверстниками. Дети с удовольствием выполняют упражнения совместно с педагогом.

 

                                                                                                      Приложение 4

 

Конспект занятия, направленного на снятие агрессии  детей старшего  дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на тему «Марсиане».

 

Цель: коррекция агрессивного поведения дошкольников.

Задачи:

1. Коррекционные: снятие телесных напряжений, отражение негативных эмоций, активизация потребностей, снятие мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.

2. Воспитательные: осознание детьми своих проблем в виде телесных аналогов, осознание требований.

3. Образовательные: развитие невербальных компонентов общения, свободная реализация вербальной активности, направленная, целевая реализация вербальной активности.

Оборудование: CD диск со звуками сирены, бутылочки с водой, листы бумаги, фломастеры, ручки, картонная коробка или шкатулка.

                                        

                                             Ход занятия

ПРИБЫТИЕ: Дети идут друг за другом по кругу тяжелым шагом (проходят два круга).

Воспитатель: - « Марсиане идут. Они смотрят недоверчиво, враждебно на чужую планету Земля. Шаги изменяются, становятся более сильными, громкими, ритмичными. Так двигаются марсиане в своих скафандрах. Прочные скафандры защищают пришельцев от нападений и опасностей, но дышать  и  двигаться  в  них  трудно. 
Марсианам хочется снять, сбросить скафандры, освободиться от них, но страх сдерживает их желание. И вдруг один из марсиан срывает с себя шлем и вдыхает свежий воздух Земли. Ему это нравится. Все следуют его примеру, сбрасывают шлемы и вдыхают воздух. Их хмурые лица немного разглаживаются, некоторые пришельцы даже улыбаются».

ЯБЛОКО : Дети продолжают идти друг за другом по кругу свободным шагом (проходят два круга).

Воспитатель: - «Марсиане идут рядом с фруктовыми деревьями. Ароматно запахло яблоками. Им хочется сорвать и попробовать чудо-фрукт. Марсиане тянутся к веткам и резко срывают по яблоку. Каждый съедает яблоко. Затем все съедают по второму яблоку, затем — по третьему. Очень вкусно»!

МИНУТА  РАЗГОВОРА:

Воспитатель: - « Марсиане останавливаются и  прислушиваются к звукам, голосам. Им очень хочется самим поговорить, издать какие-то звуки. Разговор был  разрешен, но только на одну минуту. Каждый быстро проговаривает какие-то слова, предложения. Кто-то сочиняет рассказ, некоторые  читают  стихотворение. Взрослый ограничивает время каким-либо сигналом (например, звуковой игрушкой)».

ПЕРВЫЕ  СЛОВА:

Воспитатель:-« Марсиане продолжают свой путь. Во время ходьбы они тренируются  в произношении трех земных слов (по одной минуте каждое) с разной интонацией и громкостью: «Нет», «Да», «Я». Слово  «нет» звучит тихо, затем становится все более громким. Слово «да» произносится громко (как крик), но постепенно — все тише и тише. Слово «Я»  все говорят тихо, ударяя себя ладонью  в грудь, потом это слово произносится все громче и громче».

ПУГАЮЩАЯ ВСТРЕЧА:

Воспитатель: - «На крики марсиан  сбегаются животные и люди Земли. Марсиане останавливаются и готовятся  к встрече. Им эта встреча кажется  опасной, и они решают напугать землян. По сигналу (взрослый использует звуковой сигнал) все марсиане отходят друг от друга и начинают устрашающе кричать, топать ногами и махать руками. Земляне  с удивлением смотрят на пришельцев. Тогда марсиане производят пугающие движения еще раз. Земляне продолжают удивляться их энергичным действиям».

СМЕШНАЯ ГАЗИРОВКА:

Воспитатель: - «Землянам показалось, что пришельцы  хотят пить, и они дают каждому  бутылку газировки. Марсиане первый раз пробуют ароматный напиток. Одним глотком они выпивают все  и ощущают воздушные пузырьки внутри себя. Пришельцам это кажется  странным, и они хотят прогнать эти пузырьки прочь. Как будто  содержимое бутылки шампанского  хочет вырваться наружу, выбив  пробку из бутылки. Пузырьки поднимаются  от ног к рукам, животу, груди, становятся все сильнее и шипучее. Под  звук «бух» воздух вылетает через  антенну у марсиан на макушке. Еще раз «бух», и последний  раз «бух». Марсианам становится смешно, они дружно смеются. Смех становится все громче и громче. Вместе с  ними одну минуту смеются и земляне (взрослый вводит звуковой сигнал —  временной ограничитель)».

ДОБРЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ:  Воспитатель: - «Когда марсиане кончают смеяться, они глубоко дышат: делая вдох — выдох, вдох — выдох, вдох —  выдох. Это помогает им думать. И  они понимают, что на планете Земля  к ним относятся по-доброму. Марсианам  хочется поприветствовать всех представителей Земли. Они приветствуют людей нежным рукопожатием, а животных ласково  гладят.

Взрослый предлагает передавать движение по кругу, называя представителя  земли. Например: «Приветствуем зайчонка», «Приветствуем мальчика» и др. 
Так и подружились марсиане с землянами».

ПРАВИЛА ДЛЯ МАРСИАН:

Взрослый предлагает детям оказать  помощь марсианам. Им нужно подсказать, что на планете Земля является для них опасным. Каждый должен записать три требования (правила) на отдельном  листочке и положить этот листочек в шкатулку. 
После того как все выполнят данное задание, взрослый перемешивает записки и потом зачитывает их вслух. Правила отбираются общим голосованием и оформляются на отдельном листе под названием «Правила для марсиан».

Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: коррекционные,  воспитательные, образовательные. При систематическом выполнении заданий происходит снижение уровня агрессии, дети учатся контролировать свои эмоции , вырабатывать и подчиняться правилам.

Информация о работе Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип