Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45

ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 181.95 Кб (Скачать)

Исходя из результатов, представленных педагогическими работниками и отраженных  в данной таблице, можно сделать вывод о том, среди детей с синдромом дефицита внимания I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности соответствует 1 ребенок из 8, что в процентном соотношении составляет 12,5%, а II уровню «высокий» 7 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 87,5%. Среди детей с нормой развития внимания I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности соответствует 6 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 75%, а II уровню «высокий» соответствует 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25%. Сравнительная характеристика проявления общего фона агрессии дошкольников с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников, в процентном соотношении представлена гистограмме 3.

                                                                                                 Гистограмма 3. Сравнительная характеристика проявления общего фона агрессии дошкольников с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников

Из приведенной гистограммы  можно сделать вывод о том, что 12,5% детей с СДВГ (1 ребенок  из 8) относится  к I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности ребенка не высок, укладывается в картину нормального развития; и 87,5% (7 детей из 8) относятся ко II уровню «высокий» проявления общего фона агрессивности  т.е. общий фон агрессивности повышен, требуется помощь специалистов. Что касается детей с нормой развития, то можно сделать вывод о том, что 75% (6 детей из 8) относится к I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности ребенка не высок, укладывается в картину нормального развития и 25% (2 ребенка из 8) относятся ко II уровню «высокий» проявления общего фона агрессивности  т.е. общий фон агрессивности повышен, требуется помощь специалистов.

Таким образом, в результате количественного и качественного  анализа полученных данных, можно  сделать вывод о том, что дети с синдромом дефицита внимания с  гиперактивностью в значительной степени  более подвержены расстройствам  в эмоционально- поведенческой сфере,  по  сравнению с их нормально  развивающимися сверстниками, так же у детей с синдромом дефицита внимания в большей степени проявляется  общий фон агрессии,  в отличие от детей с нормой в развитии.

 

 

Выводы по главе 2

 

 

На основании анализа  материалов, полученных в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:

В отличие от распространенных представлений о значительных эмоционально - поведенческих проблемах детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью недостатки эмоциональной сферы выражаемые в виде агрессии оказываются в значительной степени выраженными.

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками имеют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-поведенческой сфере. Однако,  у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью они более выражены.

У детей с синдромом  дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с их нормально  развивающимися сверстниками, в значительной степени более выражен общий  фон агрессивности и наблюдаются такие ее проявления как:  агрессивность в виде угрозы, агрессия, направленная на себя  и на сверстников, физическая агрессия, так же проявляются такие реакции детей, как вспыльчивость, неуверенность в себе, гневливость, проявления, физической силы, злопамятность. Среди негативных признаков– вспыльчивость и жестокость, вербальная агрессия.

Так же было выявлено что  дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеют уровень  «ниже среднего и «средний» проявления агрессивности, в то время как  их сверстники с нормой развития остались в пределах  «низкого» уровня проявления агрессии.

Наиболее выраженными  признаками агрессивности у детей  с синдромом дефицита внимания являются: внешние проявления (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивность (чувствительность к агрессии других), реакция на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальная (словесная) агрессия (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).

 

 

 

ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ  ПРОЬЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА  ВНИМАНИЯ  С  ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

 

3.1. Цели, задачи, методы экспериментального  исследования

 

 

В результате проведённого исследования особенностей эмоционально – поведенческой сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания было выявлено, что у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в значительной степени большей нарушена эмоционально – поведенческая сфера, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. В рамках формирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель – разработать и теоретически обосновать систему целенаправленного коррекционно - педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии.

По результатам проведения констатирующего эксперимента у  детей были выявлены следующие особенности эмоционально – поведенческой сферы: агрессивность в виде угрозы, агрессия, направленная на себя  и на сверстников, физическая агрессия, так же проявляются такие реакции детей, как вспыльчивость, неуверенность в себе, гневливость, проявления, физической силы, злопамятность. Среди негативных признаков были выявлены – вспыльчивость и жестокость, вербальная агрессия. У таких детей повышен общий уровень агрессивности, и они нуждаются в помощи специалистов в лице педагогов, психологов и медицинских работников.

В соответствии с целью  и выявленным своеобразием эмоционально – поведенческой сферы старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью определены следующие задачи:

1. Проанализировать программы по развитию эмоциональной и поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать проект  системы занятий направленных  на коррекцию эмоционально –  поведенческих проблем старших  дошкольников с синдромом дефицита  внимания с гиперактивностью.

3. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, восптывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекционной работе направленной на эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Гипотеза: уровень эмоционально – поведенческих проблем старших  дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью будет ниже в том случае, если  будет организованно проведение систематической коррекционной работы, конкретизированы правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного детского сада, семьи соблюдение единой системы требований к выполнению этих правил.

В процессе занятий, направленных на коррекцию эмоциональной сферы  у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефцита внимания с гиперактивностью, используются такие методы, как:

- наблюдение

- беседа;

- игра;

- проведение специально организованных занятий на основе игротерапии.

Опытно-экспериментальной  базой исследования является ДОУ  № 27 комбинированного вида и ДОУ № 89 комбинированного вида (Ленинского округа) города Мурманска. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, 8 детей нормально развивающихся старшего дошкольного возраста, 8 родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и 8 родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей и 4 педагогических работника данных дошкольных образовательных учреждений. Общее число респондентов – 36 человек.

 

 

3.2. Система целенаправленного  коррекционно - педагогического воздействия  на проблемы в эмоционально  – поведенческой сфере детей  старшего дошкольного возраста  с синдромом дефицита внимания  с гиперактивностью на основе  игротерапии (проект формирующего  эксперимента)

 

 

Коррекционно-педагогическое воздействие осуществляется с учётом психологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в соответствии с возрастной группой.

При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, гиперактивность, отвлекаемость, недостаточную сформированность активной функции внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Нами была  разработана cистема целенаправленного коррекционно - педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)

Игротерапия — вид арт-терапии. В ней используют терапевтическое  воздействие игры, чтобы помочь ребенку  преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие [38].

Система занятий рассчитана на детей 5—6 лет. Продолжительность занятий по 30–40 минут, которые проводятся  один раз в неделю на протяжении трёх месяцев.

Разработанная система занятий включает 3 раздела по 4 занятия, всего 12 занятий направленных на коррекцию эмоционально – поведенческих проблем и коррегирование основных проявлений синдрома (нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность) у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Каждый раздел содержит 4 взаимосвязанные темы, на первом занятии детям даются игры на  коррекцию агрессии, а последующие темы направлены на коррекцию недостаточности внимания, развитие навыков контроля за движениями и импульсивности. Дошкольниками  предполагается выполнение различных игр и упражнений в интересной для детей форме, позволяющих освоить способы тренировки импульсивности, снятия напряжения, переключения, концентрации внимания и др. Разработанная система занятий может быть проведена в рамках тренингов и занятий с психологами. Так же в виде самостоятельного занятия во второй половине дня. Предусматривается одно занятие в неделю.

Тематическое планирование системы развивающих занятий в основе которых коррекционно - педагогическое воздействие на проблемы в эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии предложены в таблице 10.

Таблица 10

Система занятий по целенаправленному

коррекционно-педагогическому воздействию на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии .

Месяц

Неделя

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Февраль

Раздел «Концентрация  внимания»

I

1

«Ветер и Солнце»

Снятие телесных напряжений, отражение негативных эмоций, активизация потребностей, снятие мышечных зажимов, развитие саморегуляции и самоуправления; развитие самовыражения через действия; отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения; развитие гибкости поведения.

 

II

2

«Найди отличия»

Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

III

3

«Гвалт»

Развитие концентрации внимания.

IV

4

«Морские волны»

Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Март

Раздел «Осуществление контроля за движениями»

I

1

«Марсиане»

Снятие телесных напряжений, отражение негативных эмоций, активизация потребностей, снятие мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.

II

2

«Запрещенное движение»

  Развитие умения действовать  по правилам правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

III

3

«Кричалки-Шепталки-Молчалки»

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

IV

4

«Скалолазы»

Развитие умения контролировать свои действия. Коррекция импульсивности.

Апрель

Раздел «Коррекция импульсивности»

I

1

«Положительные

эмоции»

Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки;

II

 

2

«Слушай хлопки»

Тренировать внимание и контроль двигательной активности.  Устранение импульсивности движений.

III

3

«Лови комаров»

Снятие мышечного напряжения с  кистей рук, дать возможность гиперактивным  детям подвигаться в свободном  ритме и темпе.

IV

4

«Разговор с руками»

Научить детей контролировать свои действия, эмоции.


Некоторые конспекты занятий  направленных на педагогическую коррекцию эмоционально-поведенческих проблем детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью предложены в приложениях 3, с.69; 4, с. 72; 5, с.76.

По окончании коррекционно-педагогической работы у детей формируются следующие черты личности:

- умение контролировать  проявление признаков агрессии  и самостоятельно управлять ими;

-   умение концентрировать  внимание,  как на отдельных  деталях,  так и на предмете  в целом. Внимательно слушать  инструкцию и действовать согласно  ей;

-  способность осуществлять  контроль  за собственными движениями;

-  возможность самостоятельно  сдерживать импульсивные выпады  и проявления.

Таким образом, систематическая коррекционно-педагогическая работа с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью помогает снизить уровень эмоционально – поведенческих проблем, агрессии и проявления основных симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

 

 

3.3.Методические рекомендации  практикующим специалистам –  дефектологам и родителями имеющим  детей с синдромом дефицита  внимания с гиперактивностью

 

 

Как правило, психологи спокойно относятся к агрессии дошкольников, возникающей в процессе их общения. Многие из них считают, что родителям, если дело не идет к серьезной драке, вообще не стоит вмешиваться в  ссоры малолетних играющих детей.

Агрессия наших детей - это всегда крик о помощи. Дети, как и все  другие люди, имеют право на любое  человеческое чувство, в том числе и на агрессию. Единственное, о чем все же стоит позаботиться, - уже в этом возрасте учить ребенка осознавать свои негативные чувства и эмоции и выражать их многими способами, то есть не только с помощью кулака, но и словами, жестами, молчанием, при помощи юмора. Как мы уже говорили, научить этому можно единственным способом: самим разнообразно и конструктивно реагировать на агрессию [31, с. 46-48].

У чувствительных, со слабым типом  нервной системы детей может  возникнуть еще одна форма защиты: самоагрессия. Выражается она в приступах  самобичевания в случае неудачи: я плохая, я глупая, раз у меня ничего не получается. Некоторые дети могут даже бить себя по рукам или  кусать. Это серьезный сигнал для  родителей: скорее всего он означает, что ребенку тяжело тащить груз надежд, которые вы на него возложили. Так  выражают свое крайнее неудовольствие чересчур загруженные дети, лишенные возможности даже играть сколько  и когда хотят. Самоагрессия разрушительно  действует на развивающуюся личность и в лучшем случае может положить начало серьезным комплексам неполноценности, а в худшем - стать причиной настоящего психического заболевания.

Информация о работе Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип