Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63
Исходя из результатов, представленных педагогическими работниками и отраженных в данной таблице, можно сделать вывод о том, среди детей с синдромом дефицита внимания I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности соответствует 1 ребенок из 8, что в процентном соотношении составляет 12,5%, а II уровню «высокий» 7 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 87,5%. Среди детей с нормой развития внимания I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности соответствует 6 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 75%, а II уровню «высокий» соответствует 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25%. Сравнительная характеристика проявления общего фона агрессии дошкольников с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников, в процентном соотношении представлена гистограмме 3.
Из приведенной гистограммы можно сделать вывод о том, что 12,5% детей с СДВГ (1 ребенок из 8) относится к I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности ребенка не высок, укладывается в картину нормального развития; и 87,5% (7 детей из 8) относятся ко II уровню «высокий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности повышен, требуется помощь специалистов. Что касается детей с нормой развития, то можно сделать вывод о том, что 75% (6 детей из 8) относится к I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности ребенка не высок, укладывается в картину нормального развития и 25% (2 ребенка из 8) относятся ко II уровню «высокий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности повышен, требуется помощь специалистов.
Таким образом, в результате
количественного и
Выводы по главе 2
На основании анализа
материалов, полученных в ходе исследования,
можно сделать следующие
В отличие от распространенных представлений о значительных эмоционально - поведенческих проблемах детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью недостатки эмоциональной сферы выражаемые в виде агрессии оказываются в значительной степени выраженными.
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками имеют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-поведенческой сфере. Однако, у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью они более выражены.
У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, в значительной степени более выражен общий фон агрессивности и наблюдаются такие ее проявления как: агрессивность в виде угрозы, агрессия, направленная на себя и на сверстников, физическая агрессия, так же проявляются такие реакции детей, как вспыльчивость, неуверенность в себе, гневливость, проявления, физической силы, злопамятность. Среди негативных признаков– вспыльчивость и жестокость, вербальная агрессия.
Так же было выявлено что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеют уровень «ниже среднего и «средний» проявления агрессивности, в то время как их сверстники с нормой развития остались в пределах «низкого» уровня проявления агрессии.
Наиболее выраженными признаками агрессивности у детей с синдромом дефицита внимания являются: внешние проявления (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивность (чувствительность к агрессии других), реакция на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальная (словесная) агрессия (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЬЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования
В результате проведённого исследования особенностей эмоционально – поведенческой сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания было выявлено, что у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в значительной степени большей нарушена эмоционально – поведенческая сфера, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. В рамках формирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель – разработать и теоретически обосновать систему целенаправленного коррекционно - педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии.
По результатам проведения констатирующего эксперимента у детей были выявлены следующие особенности эмоционально – поведенческой сферы: агрессивность в виде угрозы, агрессия, направленная на себя и на сверстников, физическая агрессия, так же проявляются такие реакции детей, как вспыльчивость, неуверенность в себе, гневливость, проявления, физической силы, злопамятность. Среди негативных признаков были выявлены – вспыльчивость и жестокость, вербальная агрессия. У таких детей повышен общий уровень агрессивности, и они нуждаются в помощи специалистов в лице педагогов, психологов и медицинских работников.
В соответствии с целью и выявленным своеобразием эмоционально – поведенческой сферы старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью определены следующие задачи:
1. Проанализировать программы по развитию эмоциональной и поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать проект
системы занятий направленных
на коррекцию эмоционально –
поведенческих проблем старших
дошкольников с синдромом
3. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, восптывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекционной работе направленной на эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Гипотеза: уровень эмоционально
– поведенческих проблем
В процессе занятий, направленных на коррекцию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефцита внимания с гиперактивностью, используются такие методы, как:
- наблюдение
- беседа;
- игра;
- проведение специально организованных занятий на основе игротерапии.
Опытно-экспериментальной базой исследования является ДОУ № 27 комбинированного вида и ДОУ № 89 комбинированного вида (Ленинского округа) города Мурманска. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, 8 детей нормально развивающихся старшего дошкольного возраста, 8 родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и 8 родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей и 4 педагогических работника данных дошкольных образовательных учреждений. Общее число респондентов – 36 человек.
3.2. Система целенаправленного
коррекционно - педагогического воздействия
на проблемы в эмоционально
– поведенческой сфере детей
старшего дошкольного возраста
с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью на основе
игротерапии (проект
Коррекционно-педагогическое воздействие осуществляется с учётом психологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в соответствии с возрастной группой.
При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, гиперактивность, отвлекаемость, недостаточную сформированность активной функции внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Нами была разработана cистема целенаправленного коррекционно - педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)
Игротерапия — вид арт-терапии. В ней используют терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие [38].
Система занятий рассчитана на детей 5—6 лет. Продолжительность занятий по 30–40 минут, которые проводятся один раз в неделю на протяжении трёх месяцев.
Разработанная система занятий включает 3 раздела по 4 занятия, всего 12 занятий направленных на коррекцию эмоционально – поведенческих проблем и коррегирование основных проявлений синдрома (нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность) у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Каждый раздел содержит 4 взаимосвязанные темы, на первом занятии детям даются игры на коррекцию агрессии, а последующие темы направлены на коррекцию недостаточности внимания, развитие навыков контроля за движениями и импульсивности. Дошкольниками предполагается выполнение различных игр и упражнений в интересной для детей форме, позволяющих освоить способы тренировки импульсивности, снятия напряжения, переключения, концентрации внимания и др. Разработанная система занятий может быть проведена в рамках тренингов и занятий с психологами. Так же в виде самостоятельного занятия во второй половине дня. Предусматривается одно занятие в неделю.
Тематическое планирование системы развивающих занятий в основе которых коррекционно - педагогическое воздействие на проблемы в эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии предложены в таблице 10.
Таблица 10
Система занятий по целенаправленному
коррекционно-педагогическому воздействию на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии .
Месяц |
Неделя |
№ п/п |
Тема занятия |
Задачи |
Февраль |
Раздел «Концентрация внимания» | |||
I |
1 |
«Ветер и Солнце» |
Снятие телесных напряжений, отражение негативных эмоций, активизация потребностей, снятие мышечных зажимов, развитие саморегуляции и самоуправления; развитие самовыражения через действия; отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения; развитие гибкости поведения.
| |
II |
2 |
«Найди отличия» |
Развитие умения концентрировать внимание на деталях. | |
III |
3 |
«Гвалт» |
Развитие концентрации внимания. | |
IV |
4 |
«Морские волны» |
Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. | |
Март |
Раздел «Осуществление контроля за движениями» | |||
I |
1 |
«Марсиане» |
Снятие телесных напряжений, отражение негативных эмоций, активизация потребностей, снятие мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы. | |
II |
2 |
«Запрещенное движение» |
Развитие умения действовать по правилам правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. | |
III |
3 |
«Кричалки-Шепталки-Молчалки» |
Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. | |
IV |
4 |
«Скалолазы» |
Развитие умения контролировать свои действия. Коррекция импульсивности. | |
Апрель |
Раздел «Коррекция импульсивности» | |||
I |
1 |
«Положительные эмоции» |
Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки; | |
II |
2 |
«Слушай хлопки» |
Тренировать внимание и контроль двигательной активности. Устранение импульсивности движений. | |
III |
3 |
«Лови комаров» |
Снятие мышечного напряжения с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе. | |
IV |
4 |
«Разговор с руками» |
Научить детей контролировать свои действия, эмоции. |
Некоторые конспекты занятий направленных на педагогическую коррекцию эмоционально-поведенческих проблем детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью предложены в приложениях 3, с.69; 4, с. 72; 5, с.76.
По окончании коррекционно-педагогической работы у детей формируются следующие черты личности:
- умение контролировать
проявление признаков агрессии
и самостоятельно управлять
- умение концентрировать
внимание, как на отдельных
деталях, так и на предмете
в целом. Внимательно слушать
инструкцию и действовать
- способность осуществлять контроль за собственными движениями;
- возможность самостоятельно
сдерживать импульсивные
Таким образом, систематическая коррекционно-педагогическая работа с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью помогает снизить уровень эмоционально – поведенческих проблем, агрессии и проявления основных симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
3.3.Методические рекомендации
практикующим специалистам –
дефектологам и родителями
Как правило, психологи спокойно относятся к агрессии дошкольников, возникающей в процессе их общения. Многие из них считают, что родителям, если дело не идет к серьезной драке, вообще не стоит вмешиваться в ссоры малолетних играющих детей.
Агрессия наших детей - это всегда крик о помощи. Дети, как и все другие люди, имеют право на любое человеческое чувство, в том числе и на агрессию. Единственное, о чем все же стоит позаботиться, - уже в этом возрасте учить ребенка осознавать свои негативные чувства и эмоции и выражать их многими способами, то есть не только с помощью кулака, но и словами, жестами, молчанием, при помощи юмора. Как мы уже говорили, научить этому можно единственным способом: самим разнообразно и конструктивно реагировать на агрессию [31, с. 46-48].
У чувствительных, со слабым типом нервной системы детей может возникнуть еще одна форма защиты: самоагрессия. Выражается она в приступах самобичевания в случае неудачи: я плохая, я глупая, раз у меня ничего не получается. Некоторые дети могут даже бить себя по рукам или кусать. Это серьезный сигнал для родителей: скорее всего он означает, что ребенку тяжело тащить груз надежд, которые вы на него возложили. Так выражают свое крайнее неудовольствие чересчур загруженные дети, лишенные возможности даже играть сколько и когда хотят. Самоагрессия разрушительно действует на развивающуюся личность и в лучшем случае может положить начало серьезным комплексам неполноценности, а в худшем - стать причиной настоящего психического заболевания.