Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45

ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 181.95 Кб (Скачать)

Помните, что запрет и повышение  голоса - самые неэффективные способы  преодоления агрессивности. Лишь поняв  причины агрессивного поведения  и сняв их, вы можете надеяться, что  агрессивность вашего ребенка будет  снята; Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась. Показать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелесные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести"; Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас. 
Пусть ребенок остается один в комнате и выскажет все, что накопилось в адрес того,  кто его раздражает; Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе; Дать ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что - то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти; Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее; Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для  этого  следует:

Обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии  и страхи;

Обсуждать с ребенком на кого он хочет  быть похож, какие качества характера,  его  привлекают, а какие нет.

Следить за тем, какой пример вы подаете  ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их "ярлыками", возможно он повторяет ваши действия. Быть готовым внимательно выслушивать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений. Поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

 

 

Выводы по главе 3

 

 

Поскольку игра является ведущим  видом деятельности на данном этапе  возрастного развития то целесообразно  применить такой метод как  игротерапия для осуществления  коррекционно-педагогической работы с  детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. На основе этого  была создана система занятий  направленных на коррекцию эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста, посредством игры.

В связи с тем, что наиболее ярким проявлением поведенческих  проблем детей с  синдромом  дефицита внимания с гиперактивностью является – агрессия, то правильным будет на первое место в системе  занятий ставить игры и тренинги на снятие тактильных напряжений и  агрессии, для более эффективной  дальнейшей коррекционной работы с  детьми.

В  системе занятий по целенаправленному коррекционно-педагогическому воздействию на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии были учтены все особенности поведенческой и эмоциональной сферы детей, что при систематической коррекционно–педагогической работе и соблюдении всех рекомендаций данная система даст плодотворный результат ее использования специалистами.

При соблюдении родителями и педагогическими работниками  методических рекомендаций по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью,  эффективность коррекционной работы значительно возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  

 

Эмоциональное состояние  ребенка, его поведенческие проблемы имеют особое значение в коррекционно-развивающем процессе. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью[19,38].

При изучении в психолого-педагогической и специальной литературе особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной  сферы, мы пришли к выводу о том, что такие симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью как: неустойчивость внимания, неспособность контролировать импульсивные проявления и гиперактивность, очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Подобрав диагностические  методики изучения эмоциональной сферы, мы провели констатирующий эксперимент, который показал, что у старших  дошкольников с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью существуют проблемы в эмоционально- поведенческой сфере.

На основе результатов  констатирующего эксперимента нами были выделены типичные для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью особенности в эмоциональном развитии и поведенческой сфере, которые оказывают большое влияние на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, так же огромное влияние оказывается на сферу эмоционального и межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

 В рамках нашего исследования была разработана система занятий по целенаправленному коррекционно-педагогическому воздействию на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии  и методические рекомендации для практикующих специалистов-дефектологов и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Таким образом, мы предполагаем, что гипотеза нашего исследования подтвердится при соблюдении следующих условий:

-   проведение систематической  коррекционной работы;

- целенаправленное формирование  у ребенка познавательной активности  включение его в разнообразные  виды деятельности;

- конкретизация правил  поведения ребенка в соответствии  с условиями данного детского  сада, семьи соблюдение единой  системы требований к выполнению  этих правил;

- немедленное разрешение  со стороны взрослых, конфликтов  и разногласий, даже незначительных.

- соблюдение разработанных  нами методических рекомендаций  практикующим специалистам-дефектологам  и родителям, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский  центр «Академия», 1999.-672 с.

2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.- М., 1998.-208 с.

3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. М., 1996.- 170с.

4. Бадалян Л.О. Детская  неврология. - М.: "Медицина", 1984, 3е  изд. , -576стр.

5. Барашнев Ю.И. Истоки  и последствия минимальных мозговых  дисфункций у новорожденных детей  раннего возраста (полемические  размышления). //Акушерство и гинекология  1994. 3:- 204 с.

6. Бардиер Г.,  Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного  развития маленьких детей.- СПб.:Стройлеспечать, 1993.- 91 с.

7. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. Введение в понимание детей через кинетические рисунки.-М.: Смысл, 2006 г. -146 с.

8. Богданова, Г.Н. Анализ перинатальной заболеваемости и летальности по данным специализированного родильного отделения / Г.Н.Богданова // Педиатрия. — 1998.-153с.

9.   Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.- 50 с.

10. Братусь Б.С. Аномалии  личности. - М.: Мысль, 1988.— 301с.

11. Браун Дж., Кристенсен  Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

12. Бремс К. Полное руководство  по детской психотерапии - М.: Эксмо-Пресс, 2002 – 640 с.

13.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1984. Т. 5.- 432 с.

14.  Выготский Л.С. Собрание  сочинений. - М.: Педагогика, 1984. Т. 6.- 397 с.

15. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. - 2003 г. - №6

16. Захаров А.И. неврозы  у детей и психотерапия.- СПб.: Союз, 1998.- 306 с.

17. Касатикова Е.В., Брязгунов  И.П. Непоседливый ребенок. -М.: Издательство  Института Психотерапии, 2003.- 208 с.

18. Кондрашенко В.Т. Девиантное  поведение у подростков. – Мн.: Беларусь, 1988.- 204 с.

19. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. -  М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.

20. Лебедев Б.В., Фрейдков  В.И. Минимальная церебральная  дисфункция // Неврология детского  возраста: болезни нервной системы  новорожденных и детей раннего  возраста, эпилепсия, опухоли травмы  и сосудистые поражения / Под  ред. Шанько Г. Г., Бондаренко  Е. С., Фрейдкова В. И. и др.- Мн.: Высшая школа, 1990.

21.   Лебединский В.  В., Никольская О. С. Эмоциональные  нарушения в детском возрасте  и их коррекция.- М.: Медицина, 1990.-190 с.

22. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Речь, 2000.-190 с.

23. Маттнер Д. Сущность  феномена детской гиперактивности  // Гиперактивные дети: коррекция  психомоторного развития / Под ред.  М. Пассольта / Пер. с нем.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-28 с.

24. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. - М., 1999. - 44 с.

25. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000.-336 с.

26. Осипенко Т.Н.  Психоневрологическое развитие  дошкольников.-М.: Медицина, 1996.-288 с.

27. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. №3.

28.  Платонова  А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая  коррекция СДВГ у школьников 6-8 лет. Автор. дис. канд. мед. наук. М., 1996.

29. Пылаева Н.М., Ахутина  Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет;;- М.: Теревинф, 2004 г.- 47 с.

30. Разумникова О.М., Голошейкин  С.А. Роль оценки дефицита внимания  и гиперактивного состояния в  процессах обучения и воспитания // Развитие личности и проблемы  непрерывного образования. -Новосибирск:  НГТУ, 1997.-190 с.

31.   Регуш А.Л. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

32. Рычкова Н.А. Дезадаптивное  поведение  детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно - практическое пособие.-М.: Изд-во: ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.

33. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М: АРКТИ, 2000. -208с.

34.  Сиротюк А.Л. Синдром  дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические  рекомендации родителям и педагогам  - М.: Сфера, 2005. -128 с.

35. Смирнова Е.О. Развитие  воли и произвольности в раннем  и дошкольном возрастах / Е.О.  Смирнова /. - М.: Издательство «Институт  практической психологии», 1998. - 256 с.

36. Тржесоглава 3. Легкая  дисфункция мозга в детском  возрасте. — М., 1986.- 256 с.

37. Трошин В.М. Минимальные  дисфункции мозга в детском  возрасте. -Нижний Новгород, 1995, -37 с.

38.  Халецкая О.В., Трошин  В.М. Минимальные дисфункции мозга  в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995, 37 с.

38. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое  руководство.- СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000.-100 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                                                                                                      Приложение 1

 

Диагностика агрессивности. 
Ребенок глазами взрослого (опросник)

(Адаптированный  вариант для родителей и педагогических  работников)

Ф.И.О. ребенка_______________________________

Возраст _________ Дата заполнения______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог ____________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно – личностные реакции  агрессивности у  ребенка:

0 – нет проявлений  агрессивности,

1 – проявления агрессивности  наблюдаются иногда,

2 – часто,

3 – почти всегда,

4 – непрерывно.

Добавьте те, которые не указаны.

                                                                                                        Таблица 11

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется  агрессивность

Как часто наблюдается

1. Вегетативные признаки

•   краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

01234 
 

2.  Внешние проявления  агрессивности

•   кусает губы в состоянии раздражения 
 •   сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева 
 •   сжимает губы, кулаки, когда обижают 
 

  01234

 

  01234 
  01234

3.  Длительность агрессии

•   после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин 
 

01234 
 

 

 

  4. Чувствительность к  помощи взрослого

•   помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией 
  •   замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной  агрессии 
 •   замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии   
 

 
    
  01234

 

 

  01234

 

 

  01234

 

 

 

 

5.  Особенности отношения к собственной агрессии

•   ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно 
 •   ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые

 

 

  01234

 

  01234

 

6.  Недостаточность в  проявлении гуманных чувств

•   стремится делать назло другим 
 •   проявляет безразличие к страданиям других 
 •   стремится причинить другому страдание 
 •   у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

 

 

  01234

 

  01234

 

  01234

7.  Реакция на новизну

•   новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности 
 •   в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

 

  01234

  01234

8.  Реакция на ограничение

•  при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

01234

9.  Реактивность (чувствительность  к агрессии других)

•   проявляет агрессивные реакции первым 
 •   первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка 
 •   проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других 
 •   толкается, когда обижают 
 •   бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

01234

 

 

  01234

 

  01234

  01234

 

  01234

10.  Чувствительность к  присутствию других

•   ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка 
 •   присутствие других (детей, взрослых)  провоцирует агрессивность у ребенка 
 •   щиплется на глазах у всех 
 •   толкает сверстника на глазах у всех

 

 

  01234

 

  01234

  01234

  01234

11.  Физическая агрессия, направленная на предмет

•   ломает постройку на глазах у всех 
 •   ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку 
 •   ребенок бросает предмет об стенку 
 •   ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры 
 •   отрывает кукле руки, ноги

01234

 

  01234

  01234

 

 

  01234

  01234

12.  Агрессия, направленная на сверстников

•   толкает других детей в состоянии раздражения 
 •   походя, мимоходом ударяет встречных 
 •   бьет других детей в состоянии раздражения 
 •   ударяет детей и внезапно успокаивается 
 •   стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) 
 •   кусает других детей в состоянии раздражения

 

  01234

  01234

 

  01234

 

  01234

 

  01234

 

  01234

13. Агрессия, направленная  на себя

•   просит себя стукнуть еще раз 
 •   берет на себя вину за других 
 •   рвет на себе волосы 
 •   щиплет себя в состоянии раздражения 
 •   кусает себя в состоянии раздражения

  01234

  01234

  01234

  01234

  01234

14.  Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)

•   бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки 
 •   бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. 
 •   тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения 
 •   в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком 
 •   в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком 
 •   царапает взрослого 
 •   беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи 
 •   больно бьет ногой бабушку

 

  01234

 

 

  01234

 

  01234

 

  01234

 

  01234

  01234

 

  01234

  01234

   15.  Вербальная (словесная) агрессия

•   говорит обидные, грубые слова детям 
 •   говорит обидные слова взрослым 
 •   говорит нецензурные слова детям 
 •   говорит нецензурные слова взрослым

  01234

  01234

  01234

  01234

   16.  Агрессивность в виде угрозы

•   замахивается, но не ударяет другого 
 •   пугает другого

 

  01234

   17.  Агрессия направленная на животных

•   щиплет кошку 
 •   выкручивает кошке хвост 
 •   специально наступает на лапы собаке 
 •   отрывает крылышки насекомым

01234

  01234

  01234

  01234

  18.  Агрессия разных видов и направленности

•  агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)

 

 

 

  01234

  19.  Неупорядоченные  проявления агрессии

•  плюется в состоянии раздражения

  01234

 

Информация о работе Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип