Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63
При проведении экспериментального исследования «Фрейбургская анкета» с родителями и педагогическими работниками, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью трудностей не возникло, задание выполнили все родители и воспитатели. Анализ анкетирования родителей и педагогических работников, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, позволил выделить следующие категории ответов: Да; Нет. Анализ анкетирования родителей и педагогических работников, воспитывающих нормально развивающихся детей, позволил выделить следующие категории ответов: Да; Нет. Результаты анкетирования родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и родителей воспитывающих нормально развивающихся детей, занесены в таблицу 6 «Оценка общего фона агрессивности родителями, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, по сравнению с оценкой родителей воспитывающих нормально развивающихся детей».
Оценка общего фона агрессивности
родителями, воспитывающими детей с
синдромом дефицита внимания с гиперактивностью,
по сравнению с оценкой родителей
воспитывающих нормально
№ вопроса |
Баллы |
Ответы |
Количество ответов | |||
Родители детей с нормой |
Родители детей с СДВГ | |||||
Кол-во ответов |
% |
Кол-во ответов |
% | |||
1 |
1 балл |
«Да» |
6 |
75% |
7 |
87,5% |
0 баллов |
«Нет» |
2 |
25% |
1 |
12,5% | |
2 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
5 |
62,5% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
3 |
37,5% | |
3 |
1 балл |
«Да» |
4 |
50% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
4 |
50% |
2 |
25% | |
4 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
8 |
100% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
0 |
0 | |
5 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
8 |
100% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
0 |
0 | |
6 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
2 |
25% | |
7 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
2 |
25% | |
8 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
4 |
50% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
4 |
50% | |
9 |
1 балл |
«Да» |
6 |
75% |
3 |
37,5% |
0 баллов |
«Нет» |
2 |
25% |
5 |
62,5% | |
| ||||||
10 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
3 |
37,5% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
5 |
62,5% | |
11 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
5 |
62,5% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
3 |
37,5% | |
12 |
1 балл |
«Да» |
4 |
50% |
5 |
62,5% |
0 баллов |
«Нет» |
4 |
50% |
3 |
37,5% | |
13 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
2 |
25% | |
14 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
2 |
25% | |
15 |
1 балл |
«Да» |
4 |
50% |
4 |
50% |
0 баллов |
«Нет» |
4 |
50% |
4 |
50% | |
16 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
4 |
50% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
4 |
50% | |
17 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
2 |
25% | |
18 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
5 |
62,5% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
3 |
37,5% |
В соответствии с итогами выполненного задания родителями, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), можно сделать вывод о том, что большинство родителей и воспитателей выделяют в детях такие проявления общего фона агрессивности как: агрессивность в виде угрозы, агрессия, направленная на себя и на сверстников, физическая агрессия, так же проявляются такие реакции детей, как вспыльчивость, неуверенность в себе, гневливость, проявления, физической силы, злопамятность. Среди негативных признаков были выявлены – вспыльчивость и жестокость.
Что касается детей с нормой развития, то родители выделили такие наиболее характерные признаки проявления общего фона агрессивности как: вспыльчивость, неуверенность в себе, гневливость, проявления грубости. Среди негативных признаков было выявлено – проявление физической силы. Результаты обработки данных предоставленных родителями по «Фрейбургской анкете»: общий балл, набранный на каждого ребенка и уровень выраженности общего фона агрессии, который ему соответствует, представлены в таблице 7 «Результаты обработки данных анкеты».
Результаты обработки данных предоставленных родителями по «Фрейбургской анкете»
Дети с нормой развития |
Дети с СДВГ | ||||
Ребенок |
Кол-во баллов |
Уровень общего фона агрессии |
Ребенок |
Кол-во балов |
Уровень общего фона агрессии |
1 |
8 |
I уровень «низкий» |
1 |
15 |
II уровень «высокий» |
2 |
9 |
I уровень «низкий» |
2 |
11 |
II уровень «высокий» |
3 |
8 |
I уровень «низкий» |
3 |
7 |
I уровень «низкий» |
4 |
10 |
II уровень «высокий» |
4 |
13 |
II уровень «высокий» |
5 |
8 |
I уровень «низкий» |
5 |
11 |
II уровень «высокий» |
6 |
9 |
I уровень «низкий» |
6 |
15 |
II уровень «высокий» |
7 |
11 |
II уровень «высокий» |
7 |
11 |
II уровень «высокий» |
8 |
8 |
I уровень «низкий» |
8 |
14 |
II уровень «высокий» |
Исходя из результатов, представленных в данной таблице, можно сделать вывод о том, среди детей с синдромом дефицита внимания I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности соответствует 1 ребенок из 8, что в процентном соотношении составляет 12,5%, а II уровню «высокий» 7 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 87,5%. Среди детей с нормой развития внимания I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности соответствует 6 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 75%, а II уровню «высокий» соответствует 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25%. Сравнительная характеристика проявления общего фона агрессии дошкольников с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников, в процентном соотношении представлена в гистограмме 2.
Из приведенной гистограммы можно сделать вывод о том, что 12,5% детей с СДВГ (1 ребенок из 8) относится к I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности ребенка не высок, укладывается в картину нормального развития; ребенок самостоятельно может овладевать собственной агрессивностью; и 87,5% детей с СДВГ (7 детей из 8) относятся ко II уровню «высокий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности повышен, требуется помощь специалистов. Ребенок не может самостоятельно овладевать агрессивностью.
Что касается детей с нормой развития, то можно сделать вывод о том, что 75% (6 детей из 8) относится к I уровню «низкий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности ребенка не высок, укладывается в картину нормального развития, ребенок самостоятельно может овладевать собственной агрессивностью; и 25% (2 ребенка из 8) относятся ко II уровню «высокий» проявления общего фона агрессивности т.е. общий фон агрессивности повышен, требуется помощь специалистов. Ребенок не может самостоятельно овладевать собственной агрессивностью. Результаты анкетирования педагогических работников воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и педагогических работников воспитывающих дошкольников с нормой развития занесены в таблицу 8 «Оценка общего фона агрессивности педагогическими работниками, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, по сравнению с оценкой педагогических работников, воспитывающих нормально развивающихся детей».
Оценка общего фона агрессивности педагогическими работниками, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, по сравнению с оценкой педагогических работников, воспитывающих нормально развивающихся детей
№ вопроса |
Баллы |
Ответы |
Количество ответов | |||
Воспитатели детей с нормой |
Воспитатели детей с СДВГ | |||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |||
1 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
5 |
62,5% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
3 |
37,5% | |
2 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
2 |
25% | |
3 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
4 |
50% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
4 |
50% | |
4 |
1 балл |
«Да» |
4 |
50% |
4 |
50% |
0 баллов |
«Нет» |
4 |
50% |
4 |
50% | |
5 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
2 |
25% | |
6 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
2 |
25% | |
7 |
1 балл |
«Да» |
4 |
50% |
5 |
62,5% |
0 баллов |
«Нет» |
4 |
50% |
3 |
37,5% | |
8 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
5 |
62,5% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
3 |
37,5% | |
9 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
3 |
37,5% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
5 |
62,5% | |
| ||||||
10 |
1 балл |
«Да» |
6 |
75% |
3 |
37,5% |
0 баллов |
«Нет» |
2 |
25% |
5 |
62,5% | |
11 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
4 |
50% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
4 |
50% | |
12 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
2 |
25% | |
13 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
2 |
25% | |
14 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
8 |
100% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
0 |
0 | |
15 |
1 балл |
«Да» |
3 |
37,5% |
8 |
100% |
0 баллов |
«Нет» |
5 |
62,5% |
0 |
0 | |
16 |
1 балл |
«Да» |
4 |
50% |
6 |
75% |
0 баллов |
«Нет» |
4 |
50% |
2 |
25% | |
17 |
1 балл |
«Да» |
5 |
62,5% |
5 |
62,5% |
0 баллов |
«Нет» |
3 |
37,5% |
3 |
37,5% | |
18 |
1 балл |
«Да» |
6 |
75% |
7 |
87,5% |
0 баллов |
«Нет» |
2 |
25% |
1 |
12,5% |
В соответствии с итогами выполненного задания педагогами, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, можно сделать вывод, что большинство родителей и воспитателей выделяют в детях такие проявления общего фона агрессивности как: агрессивность в виде угрозы, агрессия, направленная на себя и на сверстников, физическая агрессия, так же проявляются такие реакции детей, как вспыльчивость, неуверенность в себе, гневливость, проявления, физической силы, злопамятность. Среди негативных признаков были выявлены – вспыльчивость и жестокость, вербальная агрессия. Что касается детей с нормой развития, то педагогические работники выделили такие наиболее характерные признаки проявления общего фона агрессивности как: вспыльчивость, неуверенность в себе, гневливость, проявления грубости, конфликтность. Среди негативных признаков было выявлено – проявление физической силы.
Результаты обработки
данных предоставленных
Результаты обработки данных, предоставленных педагогическими работниками по «Фрейбургской анкете»
Дети с нормой развития |
Дети с СДВГ | ||||
Ребенок |
Кол-во баллов |
Уровень общего фона агрессии |
Ребенок |
Кол-во балов |
Уровень Общего фона агрессии |
1 |
8 |
I уровень «низкий» |
1 |
14 |
II уровень «высокий» |
2 |
11 |
II уровень «высокий» |
2 |
11 |
II уровень «высокий» |
3 |
9 |
I уровень «низкий» |
3 |
15 |
II уровень «высокий» |
4 |
8 |
I уровень «низкий» |
4 |
11 |
II уровень «высокий» |
5 |
10 |
II уровень «высокий» |
5 |
13 |
II уровень «высокий» |
6 |
8 |
I уровень «низкий» |
6 |
8 |
I уровень «низкий» |
7 |
9 |
I уровень «низкий» |
7 |
11 |
II уровень «высокий» |
| |||||
8 |
8 |
I уровень «низкий» |
8 |
15 |
II уровень «высокий» |