Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63
Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий, несмотря на, усилие, все делать правильно, в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются, чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих. Присутствие взрослых не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствие [35, с.67-80]. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я - концепции». У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психологическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.
Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Они любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив [32]. Амбивалентность форм поведения чаще проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости. Ввиду этого у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их. Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения со взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности [35, с. 67-80].
Эти дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее поведение, ввиду этого поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребенок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы [22, с. 43-49].
Важно помнить что, повышенная возбудимость является причиной затруднения в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, все, роняя и разливая, в результате чего процесс принятия пищи становится источником ежедневных конфликтов в семье. Эмоциональное развитие ребенка отстает от нормальных показателей данной возрастной группы [38, с. 56-58]. Настроение быстро меняется от приподнятого, до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерны заниженная самооценка, низкие самоконтроль и произвольная регуляция, а так же повышенный уровень тревожности.
Таким образом, старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.
Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе.
Дети старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания (СДВГ) часто страдают поведенческими и эмоциональными проблемами. Ребенок отстает в эмоциональном развитии и медленно взрослеет. Это проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью, импульсивностью. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в группе во время занятия выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; перебивает других, вмешивается в разговор или работу находящихся рядом детей или взрослых; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги). Настроение таких детей быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерна заниженная самооценка, низкий уровень произвольной регуляции, а также повышенный уровень тревожности. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства.
Также у детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психологическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его [11, с. 230- 236].
Поведение таких детей
отличается недостаточностью самоконтроля.
Стремление к самостоятельным действиям
оказывается более сильным
Спокойная обстановка, наставления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено.
Также СДВГ (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциальной психопатии. СДВГ способствует развитию алкоголизма и наркомании, которые затушевывают его симптоматику и затрудняют диагностику [24, с. 23-25].
Таким образом, следует помнить, что даже при всем желании гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить правил поведения, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени. Следует помнить, что, предъявляя ребенку игровое задание или действие, требующих напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.
Выводы по главе 1
В настоящее время единое мнение о факторах, ведущих к возникновению СДВГ, отсутствует. На современном этапе выделяют три основные группы факторов, детерминирующих развитие СДВГ: раннее повреждение ЦНС связанное с негативными влияниями на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и внешние социальные факторы. Значимость каждого из названных факторов риска изучена еще не достаточно и требует уточнения.
Анализ литературы по данной
проблеме показал, что в большинстве
случаев наблюдения велись за детьми
школьного возраста, когда признаки
заболевания проявляются
Проявления СДВГ распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности и социальная дезадаптация.
Именно сейчас большую
значимость приобретает проблема раннего
дошкольного выявления синдрома
дефицита внимания с гиперактивностью,
профилактика факторов риска его
медико-психолого-
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
2.1. Цели, задачи, методы исследования
Эмоциональная сфера и
поведение детей – это именно
то, на что чаще всего жалуются родители,
воспитатели при обращении к
психологу. Действительно нарушения
поведения причина многих трудностей
в развитии ребенка. Они существенно
сдерживают приобретение им навыков
общения, служат источником непонимания,
неприятия со стороны окружающих,
оказывают разрушающее
Цель данного исследования – выявить особенности эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с СДВГ.
3. Выявить особенности эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Определить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
Для изучения особенностей эмоционально - поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью были использованы такие методы, как эксперимент, наблюдение, беседа и анкетирование.
Опытно-экспериментальной базой исследования является ДОУ № 27 комбинированного вида и ДОУ № 89 комбинированного вида (Ленинского округа) г. Мурманска. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, 8 детей нормально развивающихся старшего дошкольного возраста, 8 родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и 8 родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей и 4 педагогических работника данных дошкольных образовательных учреждений. Общее число респондентов – 36 человек.
Исследование было проведено с двумя группами детей: экспериментальная и контрольная группа. Возраст детей на момент обследования составлял от 6 лет до 6 лет 5 месяцев. Большинство детей имели полные семьи. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью находились первый год группе. Дошкольники с нормой развития посещали подготовительную группу дошкольного образовательного учреждения.
2.2. Описание диагностических методик эксперимента
При осуществлении констатирующего эксперимента по исследованию особенностей эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью были использованы 4 методики.
Методика №1. Опросник для родителей «Ребенок глазами взрослого» (Романов А. А.). Данная методика представляет собой серию вопросов (приложение 1, с. 63), для родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, участвующих в эксперименте. Методика направлена на оценку родителями степени выраженности расстройств поведения и эмоций их ребенка.