Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и определить пути её коррекции.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
3. Выявить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.
4. Разработать проект системы занятий по эффективной педагогической коррекции эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальных и групповых занятиях.
5. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ССИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………..10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.10
1.2.Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….…15
1.3. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………………………………………….21
Выводы по главе 1……………………………………………………...23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ………………………………….25
2.1. Цели, задачи, методы исследования……………………………..25
2.2. Описание диагностических методик эксперимента…………….27
2.3. Особенности эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками………………………………………………………………….31
Выводы по главе 2……………………………………………………..45

ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (ПРОЕКТ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)……………………….47
3.1. Цели, задачи, методы экспериментального исследования….............47
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на проблемы в эмоционально – поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на основе игротерапии (проект формирующего эксперимента)…………………………………………………………………49
3.3.Методические рекомендации практикующим специалистам – дефектологам и родителями имеющим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………….53
Выводы по главе 3……………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………63

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 181.95 Кб (Скачать)

Импульсивность проявляется  в неряшливом выполнении заданий,   несмотря на,  усилие, все делать правильно, в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются, чем ребенок старше, тем импульсивность  более выражена и заметнее для окружающих. Присутствие взрослых не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как  остальные дети могут вести себя только в их отсутствие [35, с.67-80]. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я - концепции». У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психологическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.

Заинтересованность игрой  у таких детей быстро проходит. Они любят играть в деструктивные  игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив [32]. Амбивалентность форм поведения чаще проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости. Ввиду этого у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их. Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения со взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности [35, с. 67-80].

Эти дети игнорируют как  поощрение со стороны взрослых, так  и наказание. Похвала не стимулирует  хорошее поведение, ввиду этого  поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребенок будет вести  себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы [22, с. 43-49].

Важно помнить что, повышенная возбудимость является причиной затруднения в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, все, роняя и разливая, в результате чего процесс принятия пищи становится источником ежедневных конфликтов в семье. Эмоциональное развитие ребенка отстает от нормальных показателей данной возрастной группы [38, с. 56-58]. Настроение быстро меняется от приподнятого, до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерны заниженная самооценка, низкие самоконтроль и произвольная регуляция, а так же повышенный уровень тревожности.

Таким образом, старшие дошкольники  с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной  из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих  функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Незнание того, что у  ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий  режим обучения и жизни в целом  в дошкольном возрасте порождают  множество проблем в начальной  школе.

 

 

    1. Эмоционально – поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

 

 

Дети старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания (СДВГ) часто страдают поведенческими и эмоциональными проблемами. Ребенок отстает в эмоциональном развитии и медленно взрослеет. Это проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью, импульсивностью. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в группе во время  занятия выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; перебивает других, вмешивается в разговор или работу находящихся рядом детей или взрослых; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги). Настроение таких детей быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерна заниженная самооценка, низкий уровень произвольной регуляции, а также повышенный уровень тревожности. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная  напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства.

 Также у детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психологическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его [11, с. 230- 236].

Поведение таких детей  отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям  оказывается более сильным мотивов, чем любые правила. Знание правил не выступает у них значимым мотивом  собственных действий. Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие подвержены депрессивным состояниям, легко расстраиваются из-за неудач.

Спокойная обстановка, наставления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции  средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального  фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено.   

Также  СДВГ (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциальной психопатии. СДВГ способствует развитию алкоголизма и наркомании, которые затушевывают его симптоматику и затрудняют диагностику [24, с. 23-25].

Таким образом, следует помнить, что даже при всем желании гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить правил поведения, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени.  Следует помнить, что,  предъявляя ребенку игровое задание или действие, требующих напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

 

 

Выводы по главе 1

 

 

 В настоящее время единое мнение о факторах, ведущих к возникновению СДВГ, отсутствует. На современном этапе выделяют три основные группы факторов, детерминирующих развитие СДВГ: раннее повреждение ЦНС связанное с негативными влияниями на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и внешние социальные факторы. Значимость каждого из названных факторов риска изучена еще не достаточно и требует уточнения.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве  случаев наблюдения велись за детьми школьного возраста, когда признаки заболевания проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в  раннем дошкольном возрасте практически  не рассматривались.

Проявления СДВГ распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности и социальная дезадаптация.

Именно сейчас большую  значимость приобретает проблема раннего  дошкольного выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска его  медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем  у детей, что позволяет составить  благоприятный прогноз лечения  и организовать коррекционное воздействие  исходя из позиций мультимодального подхода.  Основными эмоционально поведенческими проблемами у детей с СДВГ являются: импульсивность, быстрая смена настроения, недостаточность самоконтроля, агрессивные вспышки и подверженность депрессивным состояния.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

 

2.1. Цели, задачи, методы исследования

 

 

Эмоциональная сфера и  поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели  при обращении к  психологу. Действительно нарушения  поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно  сдерживают приобретение им навыков  общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие  на его здоровье. Жизнь такого ребенка  протекает в обстановке постоянных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит постоянные требования вести  себя «хорошо»», «правильно», «как полагается». Нередко  к нему применяют моральные и физические наказания. Начиная со старшего дошкольного возраста и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка, формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Берна Э., механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение, какое поведение и эмоциональные реакции он будет культивировать» [17, с. 73-82]. Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного детского сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению данных правил.  Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Цель данного исследования – выявить особенности  эмоционально – поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.

В соответствии с целью  исследования были определены следующие  задачи:

  1.  Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.

2.  Подобрать методики исследования эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста и адаптировать их для детей с СДВГ.

3.  Выявить особенности эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.

4. Определить особенности педагогической коррекции эмоционально - поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников.

Для изучения особенностей эмоционально - поведенческих проблем детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью были использованы такие методы, как эксперимент, наблюдение, беседа и анкетирование. 

Опытно-экспериментальной  базой исследования является ДОУ  № 27 комбинированного вида и ДОУ № 89 комбинированного вида (Ленинского округа) г. Мурманска. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, 8 детей нормально развивающихся старшего дошкольного возраста, 8 родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и 8 родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей и 4 педагогических работника данных дошкольных образовательных учреждений. Общее число респондентов – 36 человек.

Исследование было проведено  с двумя группами детей: экспериментальная  и контрольная группа. Возраст  детей на момент обследования составлял  от 6 лет до 6 лет 5 месяцев. Большинство  детей имели полные семьи. Дети с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью находились первый  год группе. Дошкольники  с нормой развития посещали подготовительную группу дошкольного образовательного учреждения. 

 

 

2.2.   Описание диагностических методик эксперимента

 

 

При осуществлении констатирующего  эксперимента по исследованию особенностей эмоционально – поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью были использованы 4 методики.

Методика №1. Опросник для родителей «Ребенок глазами взрослого» (Романов А. А.). Данная методика представляет собой серию вопросов (приложение 1, с. 63), для родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, участвующих в эксперименте. Методика направлена на оценку родителями степени выраженности расстройств поведения и эмоций их ребенка.

Информация о работе Педагогическая коррекция эмоционально – поведенческих проблем у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гип