Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...
Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в научной литературе………………....................
Формирование воображения в онтогенезе……………………...
Нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….……………………
Этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………..………………………….
Выводы по I главе ……………………………………………………………….
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….
Характеристика объекта и методик исследования…………......
Анализ результатов исследования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………
Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….
Выводы по II главе ………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение ………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 107.58 Кб (Скачать)

    Во-вторых, получив результаты проведенных  методик, можно сказать, что в  данном общеобразовательном учреждении проблеме развития воображения уделялось  достаточное внимание, так как, судя, по полученным показателям более  половины детей справились с заданной задачей. Также в ходе нашего исследования выяснилось, что имеются и такие  дети, которые с трудом воссоздают образы.

     В-третьих, представленные рекомендации благоприятно влияют на развитие воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основу же развивающей работы по развитию воображения с детьми дошкольного возраста составляют сюжетные творческие игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие воображения (Лапутина О.С. 1986). Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

     Развивающие занятия строятся на основе игровых  ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи –  сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие  проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с педагогом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Наша  курсовая работа посвящена особенностям развития воображения у детей  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи.

     Актуальность  изучения темы связана с тем, что  современные тенденции в развитии психологической  науки и образовательной  практики поднимают новые вопросы  в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развитии воображения у детей  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи, проявление индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

     Цель  работы, заключающаяся, в изучение особенностей развития воображения у детей  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи в основном достигнута.

     Задачи  исследования решены следующим образом, были описаны особенности формирования воображения в онтогенезе и охарактеризованы нарушения формирования воображения  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, определенны  основные направления работы учителя-логопеда по развитию воображения, изучен уровень  развития воображения у детей  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи, также были разработаны  рекомендации по развитию воображения  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Гипотеза  исследования, заключающаяся в том, что предположение о том, что  своевременная диагностика особенностей развития воображения у детей  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи позволит выявить  учителем-логопедом основные трудности  в этой сфере и разработать  рекомендации по их преодолению подтвердилась.

     Теоретическая значимость исследования заключается  в том, что в нем рассматриваются  формирование воображения в онтогенезе, нарушение формирования воображения  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  также этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Практическая  значимость данной работы заключается  в характеристике объекта и методик  исследования, анализе результата исследования и составление рекомендации по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Проведенное исследование показало, что в своих  замыслах дошкольники с общим  недоразвитием речи весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в  тех случаях, когда учитель-логопед  предлагает воспитанникам сюжет  игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют  предложенную тему.

     Уровень воображения в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенной программы. Кроме того, воображение каждого  ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых нужно  знать как учителю-логопеду или  воспитателю, психологу, так и родителям.

     В перспективе, воспитывая творческое воображение, необходимо добиваться, чтобы оно  было связанно с реальностью, чтобы оно было творческим отображением действительности. Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения. Важное значение для развития воображения имеет художественное воспитание детей. 
 
 
 

    Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии: Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Селецкий.- Петрозаводск: Карелия, 1991. – С. 237-303.
  2. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1986. – 144 с.
  3. Богоявленская Д.Б. Пути  к творчеству. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
  4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. – М.: Наука, 1969. – С. 341-346
  5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., Воронеж: МОДЭК, 1996. – 392 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.
  7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – с. 102-126.
  8. Дубровина И.В. Психология. – М.: Просвещение, 1999. – 405 с.
  9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 395 с.
  10. Дьяченко О.М. Пути активации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 1987.- № 1. – С. 96-102.
  11. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. – 1980. - № 2. – С. 107-114.
  12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 412 с.
  13. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 54-62.
  14. Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. – 1968. - № 3.
  15. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 98 с.
  16. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М.: Просвещение, 1999. – 125 с.
  17. Кравцова Е.А. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 12.
  18. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащ. пед. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1998. – 96 с.
  19. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. – 2001. - № 5.
  20. Лебедев В.Л. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагигике. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 229 с.
  21. Максаков А.И. Учите, играя. – М.: Просвещение, 2004. – 125 с.
  22. Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. – М.: Академия, 2002. – 356 с.
  23. Миняжева Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 6. – С. 54-58.
  24. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 350 с.
  25. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ. вузов. 5-е изд. – М.: Академия, 2000. – 299 с.
  26. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Христоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2001. – 205 с.
  27. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1999. – 212 с.
  28. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. – М.: Т Ц Сфера, 2003. – 1999 с.
  29. Нойнер Г.П. Резерв успеха – творчество. – М.: Просвещение, 2003. – 145 с.
  30. Нудельман М.М. Методы изучения воображения аномальных детей. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
  31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с.
  32. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. – М.: Знание, 1996. – 96 с.
  33. Рау Ю.М. Развитие воображения средствами изобразительной деятельности // Дефектология. – 1998. -  № 5.
  34. Сапогова Е.Е. Операция моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. – 1993. - № 3.
  35. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. -  1993. - № 10.
  36. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1999. – 187 с.
  37. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Академия, 2003. – 155 с.
  38. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 212 с.
  39. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии. – М.: Академия, 2000. – 476 с.
  40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1998. – 554 с.
  41. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 1

Испытуемые  Количество  баллов
1 Светлана А 5
2 Мария М 4
3 Иван Г 1
4 Ефим П 5
5 Евгений Г 6
6 Ирина Л 4
7 Юлия Т 5
8 Николай Б 4
9 Вадим К 4
10 Ольга Г 7
11 Марина Г 6
12 Артем Р 3
13 Андрей Б 5
14 Алла Б 6
15 Татьяна К 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 2

Испытуемые  Количество  баллов
1 Светлана А 3
2 Мария М 2
3 Иван Г 2
4 Ефим П 4
5 Евгений Г 2
6 Ирина Л 3
7 Юлия Т 1
8 Николай Б 4
9 Вадим К 3
10 Ольга Г 2
11 Марина Г 3
12 Артем Р 3
13 Андрей Б 2
14 Алла Б 4
15 Татьяна К 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 3

Испытуемые  Количество  баллов
1 Светлана А 2
2 Мария М 2
3 Иван Г 1
4 Ефим П 1
5 Евгений Г 3
6 Ирина Л 2
7 Юлия Т 3
8 Николай Б 2
9 Вадим К 3
10 Ольга Г 3
11 Марина Г 3
12 Артем Р 1
13 Андрей Б 2
14 Алла Б 2
15 Татьяна К 1

Информация о работе Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР