Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Данная работа представляет собой теоретический материал по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста (первая младшая группа).Цель данного проекта – формирование у детей наглядно-образного мышления из наглядно-действенного, и задание вектора развития абстрактного мышления.

Работа содержит 1 файл

ПРОЕКТ ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
 

ГОУСПО  Новокузнецкий педагогический колледж  №2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проект 
 

«Развитие мышления у детей дошкольного  возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г, Новокузнецк

 

МУ «Управление  образования г. Новокузнецка Кемеровской  области»

МДОУ № 233 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением                     социально-личностного развития воспитанников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор-составитель:                      А. А. Соболевская, воспитатель МДОУ №233

                                                                                           общеразвивающего вида 
 
 
 
 

 

Введение

Развитие речи и мышления – один из важнейших разделов дошкольной педагогики. Формирование мышления начинается с первых лет жизни ребёнка. Это непрерывный процесс, в котором первые три года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребёнка.

Проект по доминирующей в нём деятельности – игровой, по содержанию: познавательно –  поисковый. По числу участников проект: коллективный (дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели групп, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель), по времени проведения: продолжительный, по характеру контактов: в рамках ДОУ и семьи.

Цель данного  проекта – формирование у детей  наглядно-образного мышления из наглядно-действенного, и задание вектора развития абстрактного мышления.

Задачи проекта:

  1. Учить воспитанников мыслить на уровне оперирования представлениями или словами, т. е. «во внутреннем плане»;
  2. Совершенствовать связь мышления и имеющихся представлений, понятий, умений и приемов мыслительной деятельности;
  3. Развивать речевые навыки детей, являющиеся основой развития их мышления.

Мне как воспитателю  работа по этому проекту даст дополнительный опыт и знания в осознании необходимости развития мышления детей, а также поспособствует развитию умений планирования развивающей работы с детьми и родителями.

Родителей воспитанников  включение в работу по проекту  научит правильному взаимодействию с воспитателем в работе над развитием  мышления их ребёнка.

Участниками проекта выступают дети в возрасте трёх лет, младшей группы.

Проект длится в течение 3 учебных семестров.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ №233 общеразвивающего вида: в специально организованной деятельности:

  • совместной деятельности педагога и ребёнка;
  • совместной деятельности педагога, ребёнка и семьи;
  • в самостоятельной детской деятельности;
  • в условиях проведения активной методической работы.

Ожидаемым результатом  проекта является сформированное у детей наглядно–образное мышление.

 

Развитие  мышления у детей дошкольного  возраста

Мышление  — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный   психический   процесс,  свойственный  только  человеку.

В отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Путем восприятия человек познает единичные предметы в совокупности всех их случайных и основных признаков. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек «проникает в глубь вещей», познает разнообразные зависимости между явлениями и их закономерности.

Этот процесс  характеризуется следующими особенностями:

1. Процесс мышления  и речи составляет  сложное единство. Мышление не «связано» с языком, но выражено в языке. Несмотря на то, что в онтогенезе отношения мышления и речи своеобразны и изменчивы, невозможно изучать процесс мышления у ребенка вне анализа развития его речи.

2. Мышление взрослого  человека имеет  обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, над решением какой бы конкретной задачи ни трудился, он всегда мыслит посредством языка, значит, обобщенно. Слово «весна» обобщенно обозначает множество явлений обновления природы. Обобщенное понимание содержания, обозначенного словом «весна», позволяет человеку обозначить этим же словом и определенный период жизни человека, время расцвета его физических и духовных сил.

3. Для мышления характерна  проблемность, т. е. поиск связей в каждом конкретном случае, в каждом явлении» составляющем объект познания. Этот поиск начинается обычно в ответ на словесный сигнал. Таким сигналом является вопрос, с которого начинается процесс мышления. В вопросе формулируется задача мышления. При этом каждый вопрос сигнализирует совершенно определенный тип связи, раскрытие которого в данном конкретном явлении и составляет задачу, вставшую перед человеком. Вопрос есть одна из наиболее доказательных форм единства мышления и языка. Вопрос есть сигнал, и он вызывает ответ — специфическую для человека ориентировочную реакцию, поисковую мыслительную деятельность.

Мышление есть решение определенной задачи, сформулированной в вопросе. Поиск ответа на поставленный вопрос придает процессу мышления нацеленный, организованный характер.

4. Мышление является стержнем любой умственной деятельности человека. Этим мыслительный процесс даже двухлетнего ребенка, осваивающего речь, качественно отличается от примитивных форм анализа и синтеза, доступных высшим животным. Поиск путей решения осуществляется животными методами беспорядочных проб и ошибок, которые имеют направленность на достижение «приманки», но не на нацеленность. Сформулированная в вопросе потребность познать, понять имеет у человека осознанный характер. Мыслящий человек знает, что он не знает и что хочет узнать. Он знает, что он нашел, решив поставленную задачу.

Конечно, не только дети, но и взрослые не всегда сразу  находят правильное решение поставленной задачи. Они устанавливают иногда не те связи, которые существуют в  действительности между явлениями или внутри каждого из них. Люди допускают ошибки. Практика рано или поздно докажет человеку правильность или ошибочность найденного им решения.

5. Процесс мышления  совершается на  основе уже накопленного  человеком опыта, имеющихся представлений, понятий, умений и приемов мыслительной деятельности. Эта связь мышления и знаний отчетливо выступает уже на первом этапе мыслительного процесса.

Если человеку задан такой вопрос, на который  он может легко ответить, используя  имеющиеся у него готовые знания, мышления нет. Работает только память. Если ученика III класса спрашивают: «Какое сейчас время года?», «Как называется его родной город?» — школьнику не надо думать, так как ответ у него имеется в готовом виде.

Не возникает  мыслительный процесс и в том  случае, когда решение поставленной задачи требует использования таких знаний, которыми человек не владеет.

Чтобы решить математическую задачу, надо знать значение каждого  числа, знать необходимые арифметические действия и уметь их применять  там, где они необходимы. Однако, решая новую задачу, ученик должен перетасовать имеющиеся у него знания, по-новому их использовать, применить их в необычных сочетаниях. Значит, в процессе мышления надо владеть не только прочными знаниями, но и рациональными способами оперирования ими в соответствии с новой конкретной задачей.

Чем более системны, осмысленны и подвижны знания, тем  более успешно может использовать их человек в мыслительной деятельности. Мышление есть оперирование знаниями.

6. Мышление может  совершаться на  уровне практических действий или на уровне оперирования представлениями или словами, т. е. «во внутреннем плане». Мыслительный процесс включает различные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию и др. Каждая из этих операций есть своеобразное выражение основных процессов анализа и синтеза. Успех решения зависит от степени овладения человеком этими специальными умственными умениями. Человек должен владеть различными способами (приемами) умственной деятельности.

Чаще всего  для решения мыслительной задачи нужно использовать не одну какую-то умственную операцию (только сравнение или только обобщение), а целую систему операций. Нужно уметь применить разные формы мышления: умозаключения, рассуждения в определенных их сочетаниях с другими формами и операциями. Умение использовать разные операции и приемы мышления в каждом конкретном случае свидетельствует о высоком умственном (мыслительном) развитии человека.

7. Процесс мышления  неотделим от деятельности  всей личности. Осознание необходимости найти способ вернуть больному человеку работоспособность, доставить через линию фронта важное донесение или повысить эффективность своей преподавательской работы побуждает врача, бойца, учителя к упорным и напряженным поискам путей для решения этих сложных задач.

Чем труднее и необычнее задача, чем желаннее цель, чем глубже искомые связи, тем более напряженным будет весь процесс мышления и тем выше эмоциональное отношение человека к результатам своей деятельности. 

Чувственное познание и мышление. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.

Та чувственная  картина мира, которую ежедневно  дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой чувственной  картине непосредственно наблюдаемой  нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений и т.д., их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей, который выступает в нашем восприятии во всей своей красочности и непосредственности, просто невозможно с помощью одного лишь чувственного познания. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.

Мышление дошкольника изначально основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности. Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»).

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем.

Таким образом, мышление начинается там, где  оказывается уже недостаточным  или даже бессильным чувственное  познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга. 

Исключительно важная особенность мышления - его  неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!).

В книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку».

Информация о работе Развитие мышления у детей дошкольного возраста