Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение …………………………………………………………………………...
Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в научной литературе………………....................
Формирование воображения в онтогенезе……………………...
Нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….……………………
Этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………..………………………….
Выводы по I главе ……………………………………………………………….
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….
Характеристика объекта и методик исследования…………......
Анализ результатов исследования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………
Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….
Выводы по II главе ………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение ………………
5.
Подчинять свое воображение
Только
последовательная реализация замысла
может привести к выполнению задуманного.
Неумение управлять своими идеями,
подчинять их своей цели приводит
к тому, что самые интересные замыслы
и намерения ребенка часто
не достигают своего воплощения. В
этом возрасте у ребенка уже есть
необходимые предпосылки для
того, чтобы научиться действовать
по заранее продуманному плану. Поэтому
очень важно развить эту
О.А. Белобрыкина считает, что обучение этого умения должно включать в себя следующие этапы:
I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);
II — этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение;
III — этап самостоятельного составления плана:
ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.
Основу развивающей работы по развитию воображения с детьми дошкольного возраста составляют сюжетные творческие игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие воображения (Лапутина О.С., 1986). Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.
Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.
Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.
Структура
творческих сюжетных игр предполагает
использование каждого
- фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);
- изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);
- психогимнастику
(развитие невербальных
- сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);
- элементы групповой дискуссии.
Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).
Таким образом, работа по формированию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, рисование и вводиться в свободное время как игра.
В
задачи таких занятий входят, во-первых,
расширение кругозора детей, обогащение
их сенсорного опыта, «включение» всех
анализаторов для создания более
полной и обширной основы для воображения,
а во-вторых, активизация и развитие
речи, обучение детей комбинированию
воспроизведению опыта, приемам
оперирования представлениями –
для развития собственного воображения.
Вывод по главе I
Изучение
теоретических основ, проблемы развития
воображения у детей
Во-первых, дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Так именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным" Развитие новообразования "представляет собой исходный момент для всех динамических изменений". Так, для Л.С. Выготского основные факторы психического развития ребенка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности. Согласно же позиции деятельностного подхода, отношения детей друг с другом и детей с взрослыми строятся по логике той деятельности, которая является ведущей на данном возрастном этапе. Таким образом, в одном случае психическое развитие рассматривается как логика смен форм общения и взаимодействия, а в другом, как логика смен деятельностей.
В-вторых,
воображение детей с речевыми
расстройствами формируется по тем
же общим законам психического развития,
что и у нормально
В-третьих,
работа по формированию воображения
у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи должна
представлять собой систему поэтапного
обучения с постепенным нарастанием
сложности. Занятия могут проводиться
как фронтально, так и малыми группами
или же индивидуально. Отдельные
задания и упражнения могут вплетаться
в занятия по развитию речи, рисование
и вводиться в свободное время
как игра. В задачи таких занятий
входят, во-первых, расширение кругозора
детей, обогащение их сенсорного опыта,
«включение» всех анализаторов для
создания более полной и обширной
основы для воображения, а во-вторых,
активизация и развитие речи, обучение
детей комбинированию воспроизведению
опыта, приемам оперирования представлениями
– для развития собственного воображения.
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Характеристика объекта и методик исследования
Изучение теоретических основ проблемы особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи стало основанием проведения эмпирического исследования. Исследование проходило на базе МДОУ №39 «Василек», расположенного в г. Арзамас, Нижегородской области. В эксперименте участвовали 15 детей с общим недоразвитием речи. Возраст участников эксперимента от 5 до 6 лет.
Анамнестические данные о данных детях говорят, о том, что более половины детей - от первой беременности, беременность и роды у матерей проходили нормально. Два ребенка от поздних родов, родились раньше срока.
Все дети воспитываются в семьях. У более половины детей полные семьи. Взаимоотношения в семьях благоприятные для развития и воспитания детей. В семье Аллы воспитание идет по типу гиперопеки. Ребенок в группе детского сада замкнутый и держится в стороне от детей, малообщительный. В другой семье у Тани наоборот, преобладает гипоопека: ребенок неухоженный, расторможенный, любит привлекать к себе излишнее внимание. У большинства родителей высшее образование, у троих родителей среднее - профессиональное образование.
Просмотрев речевые карты детей, и получив данные со слов логопеда данного дошкольного учреждения, можно сказать, что у десяти детей - общее недоразвитие речи четвертого уровня, у них нет ярких нарушений звукопроизношения, имеются лишь недостатки дифференциации соноров, свистящих и шипящих звуков. У Юли, Марины и Ефима - общее недоразвитие речи третьего уровня, у них уже развернутая фразовая речь, но с элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики. У двоих детей - общее недоразвитие речи второго уровня, их высказывания очень бедны, они ограничиваются перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Психолог данного дошкольного учреждения отметил, что дети малоактивны, в игре больше используют жесты и вокализации, чем речь. Большинству детей больше нравится играть в одиночестве, чем с группой детей. Также у этих детей наблюдается нарушение таких психических процессов как, мышление, память, представление, внимание, в том числе и воображения. Со слов воспитателя, можно сказать, что дети плаксивые, их очень трудно заинтересовать чем-либо. Хорошее настроение и положительный настрой может быстро сменится на противоположный.
Для определения уровня развития воображения использовалась методика «Свободный рисунок», предложенная авторами (Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой., 1995)
Для проведения методики «Свободный рисунок» использовались материалы: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому для выполнения задания предлагалось: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания испытуемому отводилось 4 минуты.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2 балла – очень низкий.
Методика «Солнце в комнате».
Цель методики: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Для проведения методики «Солнце в комнате» использовались материалы: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Испытуемым для выполнения задания требовалось выслушать инструкцию. Логопед, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислению деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) логопед дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных. В ходе обследовании логопед оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Информация о работе Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР