Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...
Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в научной литературе………………....................
Формирование воображения в онтогенезе……………………...
Нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….……………………
Этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………..………………………….
Выводы по I главе ……………………………………………………………….
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….
Характеристика объекта и методик исследования…………......
Анализ результатов исследования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………
Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….
Выводы по II главе ………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение ………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 107.58 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение  …………………………………………………………………………...

Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в научной литературе………………....................

    1. Формирование воображения в онтогенезе……………………...
    2. Нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….……………………
    3. Этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………..………………………….

Выводы  по I главе ……………………………………………………………….

Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….

    1. Характеристика объекта и методик исследования…………......
    2. Анализ результатов исследования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………
    3. Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….

Выводы  по II главе ………………………………………………………………..

Заключение  ………………………………………………………………………..

Литература  ………………………………………………………………………..

Приложение  ………………………………………………………… 
 
 
 

Введение

   На  сегодняшний день проблема развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной и социально значимой. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Все психологии, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии.  При этом зарубежные исследователи (В. Штерн, Л. Дьюи др.) рассматривали воображение дошкольника как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской же психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью функция. Также было отмечено, что на развитие этой функции большое влияние оказывает речевой дефект. Творческие способности у детей с речевыми нарушениями развиваются иначе, так как их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий.

   Согласно  концепции Р.Е. Левиной, общее недоразвитие речи рассматривается как системное  нарушение речевой деятельности, при котором страдает нормативное  усвоение всех основных компонентов языковой системы. Данное речевое нарушение может сопровождаться незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, коммуникативными нарушениями и нарушением познавательных процессов, в частности воображения (Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская).

   Таким образом, актуальность исследования обусловлена  тем, что в настоящее время  увеличилось количество детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи и нарушением воображения, тем самым, если мы не будем развивать воображение, то это приведет к нарушению других познавательных процессов. Между тем, нами обнаружено недостаточное количество научно-методических разработок, посвященных оказанию психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в развитии воображения.

   Несмотря  на актуальность нашего исследования, на сегодняшний день имеется недостаточно исследований по развитию воображения в работе учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного обучения.

   В настоящий момент сложилось противоречие между необходимостью развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью соответствующих технологий в деятельности учителя-логопеда.

   Данное  противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: какова особенность развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

   Цель  исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

   Объектом  исследования являются  дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

   Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

   Гипотезой нашей работы является предположение о том, что своевременная диагностика особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит выявить учителям-логопедам основные трудности в этой сфере и разработать рекомендации по их преодолению.

   В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в исследовании  ставились и решались следующие  задачи:

  1. Изучить состояние проблемы развития воображения в специальной психолого-педагогической литературе;
  2. Охарактеризовать нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, определить основные направления учителя-логопеда по развитию воображения;
  3. Изучить уровень развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
  4. Разработать рекомендации по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Методологическая основа исследования:

     Важнейшие принципы психологии и логопедии об обусловленности личностного развития биологическими и социальными факторами; деятельностного подхода к построению коррекционной работы; дифференцированного подхода, принципы анализа речевого нарушения.

     Теоретическими  основами исследования стали труды Л.И. Божович, О.М.Дьяченко, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой о формировании воображения в онтогенезе; труды Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Р. Е. Левиной, Т.Б. Филичевой о нарушении формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; исследования О.А. Белобрыкиной, Т.К. Казаковой, О.С. Лапутиной об этапах и содержании логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

     - теоретические: анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

     -  эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анализ психолого-педагогической документации;

     В качестве психодиагностических методик  использовались методики «Свободный рисунок» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева), «Солнце  в комнате» и «Как спасти зайку» (В. Кудрявцев, В. Синельников).

     - методы качественной и количественной обработки данных.

     Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ д/с № 39 «Василек» г. Арзамаса Нижегородской области. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 5 до 6 лет с общим недоразвитием речи.

     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован материал по проблеме формирования воображения в онтогенезе; определены особенности нарушения формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; рассмотрено  содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Практическая  значимость исследования состоит в том, что в нем дана характеристика объекта и методик исследования; изучены особенности воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; разработаны рекомендации по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводам по этим главам, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в научной литературе

    1. Формирование воображения в онтогенезе

     Воображение является одной из универсальных  способностей, присущих человеку. Оно  тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловлена. С  одной стороны, воображение зависит  от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой –  оно способствует развитию указанных  процессов, создавая основу для образных представлений.

     В отечественной психологии воображение рассматривается как психологический процесс, сущность которого заключается в построении образа продуктов труда, а также создания программы поведения в проблемной ситуации.

     Л.С. Выготский указывает, что всякая деятельность, результатом, которой является создание новых образов или действий, принадлежит к роду творческого или комбинирующего поведения (Выготский Л.С., 1986).

     Воображение формируется и развивается в  различных видах деятельности ребенка  под влиянием условий его жизни  и воспитания. Первые проявления воображения  относятся к 2,5-3 годам, так как  именно в этом возрасте нормально  развивающийся ребенок начинает действовать в воображаемой  ситуации  с воображаемыми предметами, подражая взрослым. Однако воображение маленького ребенка является пассивным, воссоздающим, не подчиняется предварительному замыслу. Когда малыш гремит погремушкой, насыпает совком песок в ведро, то о воображении говорить еще рано: он видит реальный предмет, берет его и производит действие. Если же ребенок начинает кормить куклу палочкой – ложкой, укладывает ее в коробку – кроватку, укрывает носовым платочком – одеяльцем, значит, действуя с одним предметом, он воображает на его месте другой. Способность действовать в плане представлений формируется постепенно. Сначала ребенок оперирует образами в рамках практического предметного действия. Со временем он приобретает все большую свободу, при этом внешняя речь, а затем и внутренняя выполняют функцию управления образами. Т. В. Розанова указывает, что решение любой практической задачи представляет собой деятельность наглядно-словесно-образного мышления и не может не опосредоваться речью. Преобразование наглядной ситуации требует отбора и обобщения сенсорной информации и прежнего опыта. Этот процесс осуществляется с помощью механизмов внутренней речи. Поэтому способность ребенка действовать по замыслу, подчинять ему воображение во многом зависит от особенностей речемыслительной деятельности.

        Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же  время до сих пор существует  мнение, что у ребенка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать  все, говорил Гете. Ребенок живет  в фантастическом мире более,  нежели в реальном. Но мы знаем,  что интересы ребенка проще,  элементарнее, беднее, наконец, отношения  его со средой также не имеют  той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого  человека, а ведь это все важнейшие  факторы, которые определяют работу  воображения. В процессе развития  ребенка развивается и воображение.  Вот почему продукты настоящего  творческого воображения во всех  областях творческой деятельности  принадлежат только уже созревшей  фантазии. У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения (Дьяченко О. М., Кириллова А. И., 1987).

         Обозначим этапы развития воображения  у детей дошкольного возраста. До 3х лет у детей воображение  существует внутри других психических  процессов, в них закладывается  его фундамент. В три года  происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4 - 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6 - 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная  деятельность; необходимость разных видов деятельности.

        Воображение ребенка складывается  в игре. На первых порах оно  неотделимо от восприятия предметов  и выполнения с ними игровых  действий. Ребенок скачет верхом  на палочке – в этот момент  он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить  лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не  может мысленно преобразовать  палку в лошадь в то время,  когда не действует с ней.

       В игре детей трех-, четырехлетнего  возраста существенное значение  имеет сходство предмета-заместителя  с предметом, который он замещает.  У детей более старшего возраста  воображение может опираться  и на такие предметы, которые  вовсе не похожи на замещаемые (Мухина В.С., 1995).

Информация о работе Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР