Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение …………………………………………………………………………...
Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в научной литературе………………....................
Формирование воображения в онтогенезе……………………...
Нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….……………………
Этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………..………………………….
Выводы по I главе ……………………………………………………………….
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….
Характеристика объекта и методик исследования…………......
Анализ результатов исследования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………
Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….
Выводы по II главе ………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение ………………
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение
…………………………………………………………………………..
Глава
I. Научно теоретические основы проблемы
развития воображения у детей дошкольного
возраста в научной литературе………………..............
Выводы по I главе ……………………………………………………………….
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….
Выводы по II главе ………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение
…………………………………………………………
Введение
На сегодняшний день проблема развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной и социально значимой. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Все психологии, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии. При этом зарубежные исследователи (В. Штерн, Л. Дьюи др.) рассматривали воображение дошкольника как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской же психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью функция. Также было отмечено, что на развитие этой функции большое влияние оказывает речевой дефект. Творческие способности у детей с речевыми нарушениями развиваются иначе, так как их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий.
Согласно
концепции Р.Е. Левиной, общее недоразвитие
речи рассматривается как системное
нарушение речевой
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличилось количество детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нарушением воображения, тем самым, если мы не будем развивать воображение, то это приведет к нарушению других познавательных процессов. Между тем, нами обнаружено недостаточное количество научно-методических разработок, посвященных оказанию психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в развитии воображения.
Несмотря на актуальность нашего исследования, на сегодняшний день имеется недостаточно исследований по развитию воображения в работе учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного обучения.
В настоящий момент сложилось противоречие между необходимостью развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью соответствующих технологий в деятельности учителя-логопеда.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: какова особенность развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотезой нашей работы является предположение о том, что своевременная диагностика особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит выявить учителям-логопедам основные трудности в этой сфере и разработать рекомендации по их преодолению.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:
Методологическая основа исследования:
Важнейшие принципы психологии и логопедии об обусловленности личностного развития биологическими и социальными факторами; деятельностного подхода к построению коррекционной работы; дифференцированного подхода, принципы анализа речевого нарушения.
Теоретическими основами исследования стали труды Л.И. Божович, О.М.Дьяченко, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой о формировании воображения в онтогенезе; труды Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Р. Е. Левиной, Т.Б. Филичевой о нарушении формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; исследования О.А. Белобрыкиной, Т.К. Казаковой, О.С. Лапутиной об этапах и содержании логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анализ психолого-педагогической документации;
В качестве психодиагностических методик использовались методики «Свободный рисунок» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева), «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку» (В. Кудрявцев, В. Синельников).
- методы качественной и количественной обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ д/с № 39 «Василек» г. Арзамаса Нижегородской области. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 5 до 6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован материал по проблеме формирования воображения в онтогенезе; определены особенности нарушения формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; рассмотрено содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем дана характеристика объекта и методик исследования; изучены особенности воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; разработаны рекомендации по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Структура
работы: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, выводам по этим главам,
заключения, списка литературы.
Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в научной литературе
Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловлена. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных представлений.
В отечественной психологии воображение рассматривается как психологический процесс, сущность которого заключается в построении образа продуктов труда, а также создания программы поведения в проблемной ситуации.
Л.С. Выготский указывает, что всякая деятельность, результатом, которой является создание новых образов или действий, принадлежит к роду творческого или комбинирующего поведения (Выготский Л.С., 1986).
Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности ребенка под влиянием условий его жизни и воспитания. Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, так как именно в этом возрасте нормально развивающийся ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами, подражая взрослым. Однако воображение маленького ребенка является пассивным, воссоздающим, не подчиняется предварительному замыслу. Когда малыш гремит погремушкой, насыпает совком песок в ведро, то о воображении говорить еще рано: он видит реальный предмет, берет его и производит действие. Если же ребенок начинает кормить куклу палочкой – ложкой, укладывает ее в коробку – кроватку, укрывает носовым платочком – одеяльцем, значит, действуя с одним предметом, он воображает на его месте другой. Способность действовать в плане представлений формируется постепенно. Сначала ребенок оперирует образами в рамках практического предметного действия. Со временем он приобретает все большую свободу, при этом внешняя речь, а затем и внутренняя выполняют функцию управления образами. Т. В. Розанова указывает, что решение любой практической задачи представляет собой деятельность наглядно-словесно-образного мышления и не может не опосредоваться речью. Преобразование наглядной ситуации требует отбора и обобщения сенсорной информации и прежнего опыта. Этот процесс осуществляется с помощью механизмов внутренней речи. Поэтому способность ребенка действовать по замыслу, подчинять ему воображение во многом зависит от особенностей речемыслительной деятельности.
Воображение у ребенка беднее,
чем у взрослого. В то же
время до сих пор существует
мнение, что у ребенка воображение
богаче, чем у взрослого человека.
Дети могут из всего сделать
все, говорил Гете. Ребенок живет
в фантастическом мире более,
нежели в реальном. Но мы знаем,
что интересы ребенка проще,
элементарнее, беднее, наконец, отношения
его со средой также не имеют
той сложности, тонкости и
Обозначим этапы развития
Воображение ребенка
В игре детей трех-, четырехлетнего
возраста существенное
Информация о работе Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР