Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:29, реферат
Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения. Большое значение при этом имеют операции классификации и сериации.
В одной из ранних работ К. Маркс писал о том, что счет является первой теоретической деятельностью рассудка, который еще колеблется между чувственностью и мышлением, первым, свободным теоретическим актом рассудка ребенка.
Развитие понятия числа у детей дошкольного возраста
Представление
о числах, их последовательности, отношениях,
месте в натуральном ряду формируется
у детей дошкольного возраста
под влиянием счета и измерения.
Большое значение при этом имеют
операции классификации и сериации.
В одной из ранних работ К. Маркс писал
о том, что счет является первой теоретической
деятельностью рассудка, который еще колеблется
между чувственностью и мышлением, первым,
свободным теоретическим актом рассудка
ребенка.
Освоение детьми счета — длительный и
сложный процесс. Истоки счетной деятельности
усматриваются в манипуляциях детей раннего
возраста с предметами.
Счет как деятельность состоит их ряда
взаимосвязанных компонентов, каждым
из которых ребенок должен овладеть: соотнесение
слов-числительных, называемых по порядку,
с предметами, определение итогового числа.
В результате этой практической деятельности
осваивается последовательность чисел.
Раннее появление в активном словаре детей
(1,5—2 года) числительных не является показателем
сформированности количественных представлений.
Эти слова заимствуются из речи взрослых
и употребляются детьми во время игры.
В раннем возрасте (2—3 года) дети от хаотического
познания числительных под влиянием обучения
переходят к усвоению последовательности
чисел в ограниченном отрезке натурального
ряда. Как правило, это числа 1, 2, 3.
Дальнейшее упорядочение чисел происходит следующим образом: увеличивается отрезок запоминания последовательности числительных, дети начинают осознавать, что каждое из слов-числительных всегда занимает свое определенное место, хотя они еще не могут объяснить, почему три всегда следует за двумя, а шесть — за пятью. При этом возникают рече-слухо-двигательные связи между называемыми числительными.
Под влиянием
обучения у них появляется интерес
к сравнению предметов по их размеру и
численности. Подобное поведение характеризует
в основном детей в начале третьего года
жизни и может рассматриваться как качественно
новый этап в развитии счетной деятельности.
Тенденция к сравнению проявляется у детей
различно. Одни накладывают предметы один
на другой, другие прикладывают предмет
к предмету. Это первые способы оценки
детьми численности, размеров предметов,
их измерения. Сравнивая объекты, дети
пытаются установить отношение равенства
или неравенства (больше, меньше, поровну).
Потребность в количественной оценке
путем сравнения возникает как подражание
действиям взрослых в различных практических
действиях с предметами.
Усвоив числительные первого десятка, дети легко переходят ко второму десятку, а дальше считают так: «Двадцать десять, двадцать одиннадцать» и т. д. Но стоит ребенка поправить и называть после двадцати девяти число тридцать, как стереотип восстанавливается и ребенок продолжает: «Тридцать один, тридцать два... тридцать девять, тридцать десять» и т. д. Некоторые дети начинают при этом понимать, что после двадцати девяти, тридцати девяти, сорока девяти имеются особые слова, названия которых они еще не знают. В таких случаях дети делают паузу, ожидая помощи взрослого. На третьем году жизни дети пытаются считать, проявляя очень большой интерес к счетной деятельности. Освоение детьми последовательности чисел в процессе счета ими предметов, звуков, движений и составляет содержание следующего этапа в развитии у них количественных представлений (для 3—4-летних).
В 4—5 лет
дети усваивают последовательность
и наименования числительных, точно
соотносят числительное с каждым
множеством предметов независимо от
их качественных особенностей и форм расположения,
усваивают значение названного при счете
последнего числа как итогового. У детей
4—5 лет и старше часто складывается весьма
ограниченное представление о значении
единицы. Единица ассоциируется у них
с некоторым отдельным предметом. Под
влиянием обучения дети овладевают умением
относить единицу не только к отдельному
предмету, но и к группе. Это является основой
для понимания десятичной системы счисления.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают
измерением. От практического сравнения
предметов путем измерения переходят
к количественной характеристике его
путем подсчета условных мерок. Эта деятельность
углубляет представление о числе. Число
начинает выступать как отношение целого
(измеряемой величины) к части (мере).
Под влиянием овладения двумя видами деятельности, счетом и измерением, у детей формируются четкие представления о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10). Достигнутый уровень развития количественных представлений позволяет детям в 5—б лет эмпирически подойти к пониманию принципа построения натурального ряда.
Итак, общая
последовательность развития представлений
о числе в период дошкольного
детства состоит в следующем:
от восприятия множественности (много)
и возникновения первых количественных
представлений (много, один, мало) через
овладение практическими способами установления
взаимно однозначного соответствия (столько
же, больше, меньше) к осмысленному счету
и измерению.
Информация о работе Развитие понятия числа у детей дошкольного возраста