Особенности воображения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы является изучение особенностей развития творческого воображения у дошкольников.

Объектом темы является воображение у детей дошкольного возраста.

Соответственно, предметом работы будут являться особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие о воображении, его виды и способы создания 4

творческих образцов

Глава II. Особенности воображения у детей дошкольного возраста 9

Заключение 14

Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по возрастной психологии.docx

— 34.94 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение                                                                                                      3

      Глава I. Понятие о воображении, его виды и способы создания          4

          творческих образцов

      Глава II. Особенности воображения у детей дошкольного возраста   9

      Заключение                                                                                                  14

      Библиографический список                                                                     16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся  у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени  определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

     Творческое  воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в  обучении и воспитании. Большие возможности  для развития творческого воображения  представляет изобразительная деятельность детей.

     Цель  данной контрольной работы является изучение особенностей развития творческого  воображения у дошкольников.

     Объектом  темы является воображение у детей  дошкольного возраста.

     Соответственно, предметом работы будут являться особенности развития творческого  воображения у детей дошкольного  возраста.

     Данная  контрольная работа содержит две  главы, в которых будут рассматриваться  понятие воображения, его виды, особенности  и способы создания творческих образцов. Каждая глава заканчивается кратким выводом. В заключении контрольной работы раскрыта значимость творческого воображения дошкольников, приведены главные выводы. 
 
 
 
 

Глава I. Понятие о воображении, его виды и способы создания          творческих образцов

     Всякая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

     Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется  в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково  проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.[1]

     Воображение - не действительность, но оно не может без действительности, так как именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, то есть представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает "образ" того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

     Воображение - это психический процесс, в котором  отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.[2]

     Воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, то есть требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

     Существуют  несколько классификаций видов  воображения, каждая из которых имеет  в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

     В зависимости от самостоятельности  и оригинальности образов воображения  бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. [1]

     Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения  при создании образа воображения  выступает операция типизации. Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и так далее. Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека. Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является карикатура. Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству "примысливается" целостная структура образа.Имеется способ - аглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек - птица. Гипеоболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Например, мальчик с пальчик.

     Механизмом  функционирования воображения является и прием уподобления, который  в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и так далее).

     Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

     Прием замещения - это замена одних элементов  другими.

     Существует  еще прием аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

     Определяя особенность воображения, связанную  с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все  они, так или иначе, протекают  не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

     Конечный  источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом  для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.[1]

     На  этом деятельность творческого воображения  не заканчивается. Полный круг будет  завершен тогда, когда воображение воплощается во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

     Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Особенности воображения у детей дошкольного возраста.

     Творческое  воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

     Опыт  ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей  сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и  направляет процесс творчества, у  ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение  у ребенка работает иначе, чем  у взрослого.[3]

     Начало  развития детского воображения связывается  с окончанием периода раннего  детства, когда ребенок впервые  демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

     О развитости детского воображения в  дошкольном возрасте судят не только по представления и ролям, которые  дети берут на себя в играх, но и  на основе анализа материальных продуктов  их творчества, в частности поделок и рисунков.

     В первой половине дошкольного детства  у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее  полученное впечатление в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео – и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым.

     Маленький ребенок, например трехлетка, не в состоянии  еще полностью восстановить картину  по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей – дошкольников характерно не умение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90 градусов, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.[4]

Информация о работе Особенности воображения у детей дошкольного возраста