Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение …………………………………………………………………………...
Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в научной литературе………………....................
Формирование воображения в онтогенезе……………………...
Нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….……………………
Этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………..………………………….
Выводы по I главе ……………………………………………………………….
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….
Характеристика объекта и методик исследования…………......
Анализ результатов исследования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………
Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….
Выводы по II главе ………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение ………………
б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.
Методика «Как спасти зайку».
Цель методики: оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Для проведения методики испытуемым требовались материалы. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению методики: Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Логопед, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Таким образом, нами были подобранны батареи методик, позволяющие выявить уровень развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Методики направлены на определение уровня развития воображения и диагностики универсальных творческих способностей для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Анализ
результатов исследования воображения
у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи будет
представлен в следующем
2.2. Изучение воображения у детей дошкольного возраста
Наше исследование проходило на базе МДОУ № 39 «Василек», расположенного в г. Арзамасе Нижегородской области, с помощью методик: «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина), «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев), «Как спасти зайку»
(В. Синельников, В. Кудрявцев).
Наше исследование мы начали с методики «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина). Данная методика направлена на определение уровня развития воображения. Детям предлагалось придумать и нарисовать что-либо необычное на выполнение задания испытуемым отводилось 4 минуты.
Индивидуальные результаты детей по методике «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина) представлены в приложении 1. Обобщенные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по методике «Свободный рисунок»
Исследуемые | Кол-во человек | Уровень развития | ||||
Очень высо-кий | Высокий | Сре-дний | Низкий | Очень низкий | ||
Мальчики | 7 | 0 | 5% | 52% | 43% | 0 |
Девочки | 8 | 0 | 12% | 65% | 23% | 0 |
Всего | 15 | 0 | 9% | 58% | 33% | 0 |
Из таблице 1 мы видим, что 9% детей имеют высокий уровень развития воображения, это значит, что ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо, тоесть большинство детей нарисовали чудо-дерево, листья были прорисованы четко и правильно.
Средний уровень развития (58% детей) указывает на то, что дети придумали и нарисовали необычное (летающая машина, дракон - человек, дом - машина) что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образцы рисунка проработаны средне.
Низкий уровень развития воображения (33% детей) указывает на то, что был нарисован простой рисунок (машина, кукла, человек), неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
Сравнив полученные показатели мальчиков и девочек можно сказать, что у девочек воображение развито в большей степени, чем у мальчиков. Девочки более эмоциональные и они в большей степени заинтересованы изобразительным искусством.
Таким
образом, в воспитательном процессе
данного дошкольного
Следовательно, анализируя полученные результаты по методике «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина) можно сделать следующее выводы. Творческое воображение развито не у всех детей, специальная работа по развитию воображения с детьми велась не в достаточной мере.
Продолжили мы свое исследование методикой «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев), которая направлена на выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Испытуемым для выполнения задания требовалось выслушать инструкцию.
Индивидуальные результаты детей по методике «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев) представлены в приложении 2. Обобщенные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты по методике «Солнце в комнате»
Исследуемые | Кол-во человек | Уровень развития | ||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий | ||
Мальчики | 7 | 0 | 30% | 30% | 40% | 0 |
Девочки | 8 | 0 | 10% | 40% | 50% | 0 |
Всего | 15 | 0 | 40% | 40% | 45% | 0 |
Из таблице 2 мы видим, что 15% детей имеет высокий уровень развития в преобразовании «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Это говорит о том, что дети, получившие высокий балл сумели отделить несоответствующий элемент, сохранив его в контексте заданной ситуации, тоесть «посадили солнышко в рамку», нарисовали окно.
Средний уровень развития (40% детей), указывает на то, что дети, получившие средний балл содержательно устранили несоответствия, тем самым они нарисовали солнышко в другом месте или же переделали рисунок.
Большее количество (45% детей) получили низкий балл, тоесть дети отказались исправлять картинку, решив тем самым, что в ней все так, как должно быть. Либо формально устранили несоответствия, стерли или закрасили солнышко.
Сравнив полученные показатели мальчиков и девочек можно сказать о том, что мальчики лучше справились с заданной задачей данной методики дети, получившие низкий балл отказались исправлять картинку, решив тем самым, что в ней все так, как должно быть. Либо формально устранили несоответствия, стерли или закрасили солнышко. Но все же среди девочек тоже отличились, например лучше всех справилась Алла, она получила высокий балл, тем самым она смогла дать конструктивный ответ, тоесть отделила несоответствующий предмет от других, сохранив его в контексте заданной ситуации. В целом же нельзя сказать, что все дети справились с заданной задачей в полной мере, так как, судя, по показателям проблема все же существует. Дети не смогли преобразовать «нереальное» в «реальное», многие не понимали лексическое значение этих слов даже после объяснения учителя-логопеда. Это свидетельствует о том, что с данными детьми не велась достаточная работа по обогащению словаря об окружающих нас предметов, так как, многие дети не обратили внимание на то, что солнышко нарисовано в комнате. Так как в данной методике низкий уровень развития воображения является преобладающим можно сказать, что это может быть связано с невнимательностью детей, отвлекаемостью их на посторонние вещи.
Завершающей методикой нашего исследования была методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев), которая направлена на оценку способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новою ситуацию. Для выполнения задания детям нужно было выслушать инструкцию логопеда.
Индивидуальные результаты детей по методике «Как спасти зайку»
(В.
Синельников, В. Кудрявцев)
Таблица 3
Результаты по методике «Как спасти зайку»
Исследуемые | Количество человек | Уровень развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Мальчики | 7 | 30% | 30% | 40% |
Девочки | 8 | 40% | 50% | 10% |
Всего | 15 | 30% | 45% | 25% |
Из
таблице 3 мы видим, что 30% детей получили
высокий уровень развития это
говорит о том, что дети для
спасения зайки надули воздушный
шарик, а некоторые из них сделали
из листа бумаги кораблик. Тоесть, исходя
из этого, можно сказать, что у
детей находящихся на этом уровне,
имеет место установка на преобразование
предметного наличия материала.
Исходная задача на выбор самостоятельно
превращать ими в задачу на преобразование,
что свидетельствует о
Средний показатель (45% детей) говорит о том, что более половины детей имеют средний уровень развития. Дети, получившие средний балл не вышли за пределы ситуации выбора, тоесть предложили использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега.
Дети, получившие низкий уровень развития, тоесть 25%. Они выбрали блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно спасти зайку, поднять его со дна, не выходя за рамки простого выбора. Так, дети пытались использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию.
Информация о работе Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР