Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение …………………………………………………………………………...
Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в научной литературе………………....................
Формирование воображения в онтогенезе……………………...
Нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….……………………
Этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………..………………………….
Выводы по I главе ……………………………………………………………….
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….
Характеристика объекта и методик исследования…………......
Анализ результатов исследования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………
Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….
Выводы по II главе ………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение ………………
Сравнив полученные данные мальчиков и девочек по методике «Как спасти зайку» можно сказать, что девочки справились с заданной задачей лучше мальчиков. Это говорит о том, что девочки в данной группе эмоциональнее и милосерднее чем мальчики. Один мальчик даже не понял, что именно от него требуется, он принял данную ситуацию за норму и не захотел спасать зайку. Это, скорее всего можно объяснить тем, что в семье данного мальчика отсутствует ласка и доброжелательное отношение к близким людям.
Таким образом, в данном дошкольном учреждении для детей с общим недоразвитием речи характерно слабое развитие творческих способностей, так как дети в зависимости от уровня речевого недоразвития малообщительны и словарный запас их снижен по сравнению с детьми с нормой в речевом развитии. Особенно нужно выделять таких детей, нужно целенаправленно развивать воображение. Для детей с общим недоразвитием характерно: низкий уровень развития воображения, слабая способность к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия, неспособность переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию это доказано эмпирическим исследованием.
Следовательно,
из выше сказанного, можно сказать,
что изобразительное искусство в данном
возрасте имеет большое значение для развития
воображения, а так же для развития мелкой
моторики, которая благоприятно влияет
на развитие речи. Воспитывая детское
воображение, необходимо добиваться, чтобы
оно было творческим отображением действительности.
2.3. Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Основу развивающей работы по развитию воображения с детьми дошкольного возраста составляют сюжетные творческие игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие воображения (Лапутина О.С., 1986). Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.
Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.
Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.
Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:
- фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);
- изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);
- психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции;
- сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);
- элементы групповой дискуссии.
Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).
Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.
Занятие 1. Пофантазируем?
Цель: развитие воображения.
Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.
«Кляксы»
Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.
В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.
Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.
Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.
Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов» (Дубровиной И.В., 1998).
Материал: набор слов.
Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.
Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.
Игра «Цветные сказки».
Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».
Желтая сказка.
Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.
Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.
«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».
А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.
До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.
Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.
Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.
Игра «Если бы…» (Белобрыкина О.А., 1998)
Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».
Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем
Так все говорят! Любую обиду…
Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,
Не любят ребят? Не все замечают,
Очень любят! Как игрушки страдают,
Души в них не чают! Тоскуют,
Жаль, Скучают…
Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают
Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),
Когда нас бросают – Как мы верно и преданно
Мы ведь знаем, Любим ребят!..
Что слезы Ах, не так нам обидно,
От беды не спасают… Когда нас ломают,
Не заметишь обиды Как обидно,
По нашему виду – Что нас не всегда понимают.
Игра «Изобретатели» (Белобрыкина О.А., 1998).
В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.
После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?
Наше занятие окончено. Всем спасибо!
Занятие 2. Думай, учись и развивайся.
Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.
Игра «На что похоже?» ( Белобрыкина О.А. 1998).
Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.
Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).
Игра может проводиться в форме соревнования.
Командам ставится условие – кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.
Игра «Что общего?» ( Белобрыкина О.А. 1998).
Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.
Материал: реальные предметы или картинки.
Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолет – на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.
Синектическая вопросно-ответная игра «Волшебный башмачок» (Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. 1996).
В качестве синектических методов можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям предстоит "«делать изобретение"» Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько стоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых обычных вещей, например, ботинка, карандаша и т.п. «Изобретения» детей должны быть связаны с повседневной жизнью, с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными мелочами нашей жизни.
Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: «В стародавние времена народных умельцев и мастеров благодарный люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысел обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту и фантазию.
Да, старые люди знали, что именно в практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком процессе небольшой переделке получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных спутников Земли вертятся на орбитах».
Информация о работе Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР