Особенности развития детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

В данной курсовой работе сделана попытка дать ответ на вопрос ─какая система физического воспитания нужна ребенку дошкольного возраста? Однако, чтобы определиться с ответом на поставленные выше вопрос, нужно понимать, что период дошкольного детства весьма неоднороден и состоит из этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Особенности развития детей дошкольного возраста……………………5
1.1 Морфо-функциональные и двигательные особенности детей 5-7 лет………5
1.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста..6
Глава 2 Особенности обучения движениям и развитие двигательных способностей ……………………………………………………………………….10
2.1 Процесс обучения движениям детей дошкольного возраста: основные этапы и принципы………………………………………………………………………….10
2.2 Особенности методики развития двигательных качеств дошкольников…12
2.3 Значение, развитие и направления совершенствования в развитии двигательных качеств дошкольников……………………………………………14
Глава 3 Методика обучения движениям детей дошкольного возраста………..19
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая по физ.воспитанию.doc

— 200.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Особенности развития детей дошкольного возраста……………………5

1.1 Морфо-функциональные и двигательные особенности детей  5-7 лет………5

1.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста..6

Глава 2 Особенности обучения движениям и развитие двигательных способностей ……………………………………………………………………….10

2.1 Процесс обучения движениям детей дошкольного возраста: основные этапы и принципы………………………………………………………………………….10

2.2 Особенности методики развития двигательных качеств дошкольников…12

2.3 Значение, развитие и направления совершенствования в развитии двигательных качеств дошкольников……………………………………………14

Глава 3 Методика обучения движениям детей дошкольного возраста………..19

Заключение…………………………………………………………………………30

Список использованных источников……………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной курсовой работе сделана попытка дать ответ на вопрос ─какая система физического воспитания нужна ребенку дошкольного возраста? Однако, чтобы определиться с ответом на поставленные выше вопрос, нужно понимать, что период дошкольного детства весьма неоднороден и состоит из этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

В дошкольном детстве, как правило, выделяют следующие периоды: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1-2 года), средний возраст (3-4 года) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Периоды эти характеризуются различными особенностями роста и развития организма, которые проявляются в изменении размеров тела, уровне развития и совершенства различных психофизических функций, в разнообразной сложной деятельности детей. В связи с этим разделением определяется характерная для каждого возраста предрасположенность к деятельности и обучению. Эта предрасположенность называется «сенситивностью», а периоды определяются как «сенситивные» - благоприятные для какого-то вида обучения и формирования определенных навыков и функций.

На основе понятие «сенситивность» построена целая доктрина, пропагандирующая возможность и даже необходимость обучения детей различным дисциплинам в раннем возрасте (иностранный язык, математика, виды БИ и т.д.). Как правило, рекомендуют начинать обучение с 3-х лет. Это обусловлено возрастными особенностями, прежде всего нервной системы, которая способна потреблять и усваивать большое количество информации. Именно поэтому в дошкольном возрасте рекомендуется осваивать разнообразные двигательные действия и упражнения, которые потом сформируют основу двигательного статуса ребенка, практически на всю жизнь.

Основная проблема раннего обучения детей заключается в том, что обучение различным дисциплинам происходит не на основе физического воспитания и развития и даже не параллельно, а, как правило – вместо этого. Это относится как к интеллектуальной деятельности, так и к специфическим видам двигательной деятельности. Сложные виды двигательной деятельности, такие как танцы или боевые искусства не являются необходимыми в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте, любая деятельность с целью воспитания детей будет решать в первую очередь задачи общего физического воспитания и развития, в какую бы форму это ни было облечено. В этом случае логично ознакомиться с принципами и содержанием общего физического воспитания детей дошкольного возраста.

  Разработка вопроса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности если и затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы курсовой работы, заключающаяся  в исследовании особенностей методики обучения движениям и развитие способностей  детей дошкольного возраста.

  Цель исследования –определить методику обучения движениям и  развитие физических качеств детей дошкольного возраста.

В рамках данной курсовой работы предлагается основное внимание уделить физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по причине меньшей собственной специфичности и взаимосвязи с периодом младшего школьного возраста. Тем не менее, в целях полноты картины, будем обращать внимание и на более ранний возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Особенности развития детей дошкольного возраста

 

1.1 Морфо-функциональные и двигательные особенности детей  5-7 лет

 

  Возраст 5-7 лет является концом периода первого детства, который определяется в педиатрии с 4 до 7 лет. В этом периоде интенсивно развиваются все физиологические системы организма ребенка (сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат, эндокринные железы), происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга.

После некоторого замедления роста на 4-м и 5-м году жизни, прибавка в росте на 6-м и 7-м году значительно возрастает, это период первого вытягивания, связанный с функциональными изменениями в эндокринной системе (в частности с усилением функции гипофиза). По данным медицинской статистики рост детей составляет в 6 лет – 111-120 см, в 7 лет - 118-129 см. Масса тела к 6-7 годам становится равной удвоенной массе тела годовалого ребенка. В среднем он составляет в 6 лет 19,0-24,1 кг, в 7 лет - 21,5-27,9 кг.

  С ростом ребенка изменяются пропорции тела, увеличивается масса скелетных мышц больше, чем масса других органов. У новорожденных масса скелетных мышц составляет 23% от массы тела, в 8 лет - 27%, в 18 лет - 44%. К 6-7 годам хорошо развиты крупные мышцы тела, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

  К концу периода первого детства увеличивается рост костной ткани при поперечном росте костей, происходят процессы окостенения в тканях эпифизов трубчатых костей ж позвоночного столба, четко проявляются грудной и поясничный изгибы позвоночника, однако позвоночный столб ребенка остается весьма чувствительным к деформирующим воздействиям (неправильное положение тела, долгое стояние, чрезмерные нагрузки). Не следует забывать, что даже правильная поза, если она сохраняется длительное время, может послужить причиной нарушения осанки.

  Наиболее выраженная возрастная динамика происходит в нервной системе, прежде всего в головном мозге. Вес мозга к 6 годам составляет 90% веса мозга взрослого человека. По данным, полученным Институтом Мозга АМН СССР, наиболее сложные лобные области созревают окончательно в 6-7 летнем возрасте. По своим функциональным характеристикам головной мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению значительного объема информации. В период первого девства (4-7 лет) возрастает сила и подвижность нервных процессов, дети способны сосредотачивать внимание в течение 15-20 минут. В связи с возрастанием роли второй сигнальной системы, вербальное мышление оказывает все большее влияние на реакции первой сигнальной системы.

  После 5 лет возможно словесное внушение, к 6-7 голам дети различают общие и групповые признаки, развивается понятийный аппарат, появляется абстрактное мышление, управляющее поведенческими реакциями. В 6 лет дети могут выполнять упражнения уверенно и технично, способны дифференцировать свои мышечные усилия, поэтому могут выполнять движения с различной амплитудой, им доступны элементы планирования и самоконтроля.

  Относительно небольшие размеры сердца и легких, тонкие стенки левого желудочка в определенной степени компенсируются коротким кругом кровообращения, широкими сосудами, высокой капилляризацией тканей. До 5-летнего возраста, происходит главным образом концентрический рост сердца, а после 5 лет возрастает емкость полостей, усиливается влияние блуждающего нерва, несколько снижается интенсивность обмена веществ и замедляется ЧСС со 100 уд/мин в 5-летнем возрасте до 85-75 уд/мин в 7 лет. Минутный объём крови достигает почти 2 литра.

Рост сосудов продолжается, но этот процесс отстает от роста сердца, что вызывает повышение артериального давления. В 6 лет систолическое давление составляет 90-110 мм. рт. ст., а диастолическое - 55-66 мм. рт. ст.

  Количество альвеол в легких к 7-8 годам достигает уровня взрослого человека, растёт объём и масса легких. ЖЕЛ в 7 лет возрастает до 1600 мл, частота дыхания - до 25 в минуту; дыхательный объём легких 176 мл, соответственно минутный объём дыхания - 3500 мл. Наряду с этими показателями важно отметить, что возраст 6 лет является одним из существенных переломных моментов становления аэробной работоспособности. Относительное потребление кислорода в период 6-7 лет составляет 151 мл/кг/мин. Исходя из этого можно сказать, что в 6-8 летнем возрасте можно тренировать выносливость в режиме умеренной интенсивности.

  Кровь как внутренняя среда на фоне незавершенной зрелости важнейших систем организма, играет ключевую роль в адаптации детей к условиям среды. Изменяется лейкоцитарная формула. Система крови тесно связана с иммунитетом. Иммунологический аппарат наиболее интенсивно развивается от 2 до 10 лет. Адекватные физические нагрузки благоприятно сказываются на системе иммунитета. Избыточный анаболизм, лежащий в основе роста и развития организма, определяется главным образом объёмом двигательной активности. Благодаря деятельности мышц, повышаются функциональные возможности центральной нервной системы, самих скелетных мышц, других органов и систем, стимулируются процессы роста.

 

1.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

 

  В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды

  Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата (происходит развитие физических качеств). Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов [4, C. 82].

  Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.

  Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через рок в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

  В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.) [12, C. 113].

  Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей.

Информация о работе Особенности развития детей дошкольного возраста