Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение …………………………………………………………………………...
Глава I. Научно теоретические основы проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в научной литературе………………....................
Формирование воображения в онтогенезе……………………...
Нарушение формирования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…….……………………
Этапы и содержание логопедической работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………..………………………….
Выводы по I главе ……………………………………………………………….
Глава II. Логопедическая работа по коррекции воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….
Характеристика объекта и методик исследования…………......
Анализ результатов исследования воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………
Составление рекомендаций по развитию воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….
Выводы по II главе ………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………………..
Приложение ………………
Четвертый уровень определяется недоразвитием лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р'], [Л - Л'], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т' - Ц - С - С'] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, вследствие чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь; перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт; элизии (сокращение гласных при стечении); парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист; в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист; добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи». Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте (Волкова Л.С., 1989).
Согласно
концепции Р.Е.Левиной, общее недоразвитие
речи рассматривается как системное
нарушение речевой
Многими исследователями отмечается связь между недоразвитием как речи, так и психических процессов.
Так,
Л.С. Выготский говорил, что задержка в
развитии речи знаменует собой и задержку
развития воображения. Л.И. Белякова, Ю.Ф.
Гаркуша,
О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина отмечают, что для детей с
речевым недоразвитием характерны: недостаточная
устойчивость внимания, ограниченные
возможности его распределения; недостаточный
объем сведений об окружающем, о свойствах
и функциях предметов действительности;
отставание в развитии словесно-логического
мышления; недостаточная подвижность,
инертность, быстрая истощаемость процессов
воображения; общая психофизиологическая
расторможенность; недоразвитие общей
и мелкой моторики (Выготский Л.С., 1989).
Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей (Левиной Р.Е., 1996).
Несколько иначе воображение развивается у детей с общим недоразвитием речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.
Дети с общим недоразвитием речи в игре отдают предпочтения бытовой тематике. Воображение у детей с ОНР неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но такой ребенок не может вообразить лошадь в отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены, вследствие этого дети с общим недоразвитием речи непосредственно в игровой деятельности замыкаются, не идут на контакт. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.
Формируясь
в игре, воображение переходит
в другие виды деятельности дошкольника.
Наиболее ярко оно проявляется в
рисовании и в сочинении
В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственно: использование штампов, однообразность, инертность, им требуется значительно больше времени, для включения в работу (Глухов В.П., 1985).
Таким
образом, общее недоразвитие речи (ОНР)
— различные сложные речевые расстройства,
при которых нарушается формирование
всех компонентов речевой системы, то
есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой
стороны (лексики, грамматики). Воображение
у детей с общим недоразвитием речи развивается
совсем не так как у детей без речевых
патологий. Представления о предметах
у дошкольников с общим недоразвитием
речи оказываются неточными и неполными,
практический опыт недостаточно закрепляется
и обобщается в слове, вследствие этого
запаздывает формирование понятий.
1.3. Этапы и содержание логопедической работы по устранению нарушения воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Работа
по формированию воображения у детей
дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи должна представлять
собой систему поэтапного обучения
с постепенным нарастанием
Но
самое важное условие раскрытия
творческих способностей детей –
это создание общей атмосферы
принятия, свободы, возможности для
каждого ребенка пережить опыт своей
успешности, «момент достижения». Такая
задача требует от взрослых особого
внимания. При выполнении заданий
детям могут оказывать разные
виды помощи и степень оказания этой
помощи зависит от уровня общего недоразвития
речи у таких детей. Кому-то из них
достаточно ободряющей улыбки, кто-то
нуждается в дополнительных разъяснениях,
некоторым требуется и
В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах (Белобрыкина О.А., 1998).
Ребенку, отстающему в речевом развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на первых (начальных) этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать игру в занятие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность. В мире расширения круга представлений об окружающем мире возрастают возможности ребенка отразить эти представления в игре. Еще надо создать условия, того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр. Творчество ребенка ограниченно связанно с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе. Учитываю эти особенности надо в работе с детьми использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.
И.В. Дубровина и О.А. Белобрыкина предлагают следующую логопедическую помощь по устранению нарушения воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.В играх с детьми: использовать заместители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3—4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.
2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом
«опредмечивание» дети начинают пользоваться
еще с 3—4 лет. Он состоит в том,
что ребенок может в
3.
Создавать образы на основе
словесного описания или
Эта
способность очень важна для
предстоящей учебной
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.
4. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение) (Дубровиной И.В., 1998).
Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в пространстве.
Информация о работе Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ОНР