Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)
 

Проба 7. Исследование интонационной стороны речи.

     Исследование особенностей интонационной  выразительности, а именно в  произнесении фраз с утвердительной, вопросительной и восклицательной  интонацией, дало следующие результаты. У 40% детей с дизартрией отмечалась легкая степень недоразвития интонационной сферы:  у 3 человек (15%) с псевдобульбарной формой дизартрии легкой степени выраженности, у 3 человек (15%) с бульбарной формой дизартрии легкой степени выраженности, у 1 человека (5%) – с корковой формой легкой степени выраженности, еще 1 человек (5%) – с подкорковой формой средней степени выраженности. В 35% отмечалась умеренная степень недоразвития: у 3 человек (15%) с псевдобульбарной формой дизартрии средней и тяжелой степени выраженности, у 2 человек (15%) – с мозжечковой формой легкой и средней степени выраженности, у 1 человека (5%) – с корковой формой дизартрии средней степени выраженности и у 2 человек (10%) с бульбарной формой. Тяжелая степень нарушения интонационной стороны речи отмечалась у 10% дошкольников: у дошкольника с мозжечковой формой средней степени выраженности и дошкольника с псевдобульбарной формой дизартрии тяжелой степени выраженности. У детей, не имеющих отклонения в речевом развитии, наблюдались некоторые трудности при выполнении данной пробы. Но эти трудности были выявлены у 10% детей.

Диаграмма 7. Проба «Интонация»

Таблица 6. Результаты пробы «Исследование интонационной стороны речи».

Форма дизартрии Степень выраженности дизартрии Оценка  тяжести нарушения
Норма Легкое Умеренное Тяжелое
Бульбарная  форма легкая 2 2    
средняя   1 1  
тяжелая     2  
Псевдобульбарная  форма легкая   2    
средняя     1 1
тяжелая     1  
Мозжечковая форма легкая     1  
средняя       1
тяжелая _ _ _ _
Корковая  форма легкая 1 1    
средняя   1 1  
тяжелая _ _ _ _
Подкорковая форма легкая _ _ _ _
средняя   1    
тяжелая _ _ _ _
 

  Проба 8. Исследование максимального времени фонации.

     При определении МВФ дети обеих групп произносили звук [а]. И в обеих группах выявлено значительное отклонение от нормы (13с). В группе, где находились дети с дизартрией, для 50% случаев характерна легкая нарушения,  для 30% - средняя степень и 5% - тяжелая степень нарушения. Легкая степень нарушения была определена у 4 человек (20%) с бульбарной формой дизартрии, 3 человек (15%) – с псевдобульбарной формой, 2 человек (10%) – с корковой формой и 1 человека (5%) – с мозжечковой формой. Средняя степень нарушения была определена у 3 человек (15%) с бульбарной формой дизартрии, 2 человек (10%) – с псевдобульбарной формой и 1 человека (5%) – с мозжечковой формой тяжелой степень выраженности. Тяжелая степень нарушения была выявлена у ребенка с бульбарной формой дизартрии тяжелой степени выраженности.  Сходная картина наблюдалась и в контрольной группе: для 45%  случаев характерна легкая степень нарушения и для 20% случаев умеренная степень нарушения.

Диаграмма 8. Проба «Время максимальной фонации»

     Исходя из данных экспериментального исследования, можно представить общую диаграмму, которая будет отражать в целом особенности нарушений голоса у дошкольников с дизартрией в сравнении с нормальным речевым развитием, т.е. какие качества голоса страдают больше, какие являются более сохранными, каков уровень развития того или иного голосового параметра в сравнении с нормой.

Диаграмма  9. «Состояние голосовых качеств при дизартрии и нормальном речевом развитии».

     Таким образом, в процессе исследования мы обнаружили, что такие качества голоса, как умение изменять голос по высоте и силе, т.е. модуляции, страдают больше, чем непосредственно сами акустические свойства: высота и сила. Следует отметить состояние темпа речи и максимального времени фонации: полученные результаты у детей с дизартрией и детей с нормой в ходе обследования не имеют больших различий и поэтому находятся почти на одном уровне. Больше остальных страдают такое качество голоса, как назальность, и интонационная сторона речи. У детей с дизартрией речь монотонна, невыразительна, гиперназальна.

Обследование  показало, что все дети с дизартрическими  расстройствами имеют нарушения  голосовой функции. Степень и качество нарушения голоса и его интонационной стороны прямо зависят от формы дизартрии и степени ее выраженности. На этом основании можно повести корреляцию форм дизартрий и их фонационных особенностей.

Таблица 7. «Корреляцию форм дизартрий и их фонационных особенностей»

Форма дизартрии Показатели
Бульбарная  форма Голос слабый, глухой, истощающийся. Не хватает модуляций в голосе. Наблюдаются трудности в повышении или понижении тона, в усилении или ослаблении голоса. Гиперназальный тембр речи. Речь замедлена.
Псевдобульбарная  форма Голос слабый, сиплый и хриплый.  Гиперназальность. Не доступны модуляции, речь интонационно бедна, монотонна, напряженна.
Мозжечковая форма Замедленная по темпу речь, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы - «скандированная речь», напряженная и монотонная. Неспособность менять голос по высоте и силе. Голос имеет носовой оттенок.
Корковая  форма Выраженное  замедление темпа речи, ее напряженность  и толчкообразность. Голос звучный, тембр речи не нарушен.
Подкорковая форма Голос бывает напряженным, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкости. Голосовые модуляции  отсутствуют. Голос монотонный, назализованный. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи.
 

     Таким образом, из данной таблицы следует, что для определенной формы дизартрии характерны «свои» особенности голоса, которые не наблюдаются или наблюдаются в незначительной степени при других формах. Например, такое качество голоса, как умение выделять логическим ударением слова, способность изменять громкость и высоту тона, грубее всего страдают при мозжечковой дизартрии. Соответственно дети с данной формой дизартрии испытывали больше трудностей при выполнении соответствующих проб. Исследование показало, что замедленный темп речи больше всего характерен для детей с корковой формой дизартрии. Слабый, затухающий голос больше характерен для бульбарной и мозжечковой форм дизартрии.

    Но нельзя говорить о том, что все фонационные особенности четко закреплены за каждой формой дизартрии и характерны только для нее. Несмотря на разные механизмы дизартрий, проявления в нарушении голоса не всегда будут различны. Так, например, монотонность и немодулированность голоса характерны как для паретичных, так и для спастических форм дизартрий.

     Так же следует отметить зависимость  между степенью выраженности  речевого дефекта и степенью  нарушения голосовых характеристик.  Чем тяжелее выражена дизартрия, тем грубее нарушены голосовые качества. Дети легкой формой дизартрии испытывали гораздо меньше трудностей при выполнении заданий, нежели дошкольники, имеющие выраженную степень дизартрии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Все дети с дизартрическими расстройствами имеют нарушения голосовой функции. Степень и качество нарушения голоса и его интонационной стороны прямо зависят от формы дизартрии и степени ее выраженности.

2) Для  определенной формы дизартрии  характерны «свои» особенности  голоса, которые не наблюдаются или наблюдаются в незначительной степени при других формах.

3) Между  степенью выраженности речевого  дефекта и степенью нарушения  голосовых характеристик наблюдается зависимость. Чем тяжелее выражена дизартрия, тем грубее нарушены голосовые качества.

ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ  ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией

     Для организации и успешной  реализации коррекционно-логопедического процесса необходимо опираться на ряд общедидактических и специфических принципов логопедии.

     Коррекционная работа по преодолению  голосовых расстройств опиралась  на следующие общедидактические  принципы: научности, системности  и последовательности, доступности, прочности, сознательности и активности, индивидуального и дифференцированного подхода.

     Для преодоления нарушений голосовой  функции применяются свои принципы, которые будут специфичны для  данного речевого расстройства. Зная особенности структуры нарушения голоса при дизартрии, можно сформулировать эти принципы:

1) принцип  системности. Данный принцип опирается  на представление о языке как  о сложной функциональной системе,  структурные компоненты которой  находятся в тесном взаимодействии. Поэтому коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений голоса должна влиять на все уровни языковой системы: сформированный навык правильного голосоведения должен отрабатываться на произнесении отдельных фонем, затем слогов, предложений и текстов.

2) принцип  комплексности. Этот принцип предполагает  тесное взаимодействие специалистов  в ходе коррекционно-развивающей  работы. Так как дизартрия, как  речевой дефект, является следствием  центрального или периферического  пареза или паралича мышц, то  ее устранение будет носить медико-психолого-педагогический характер, который осуществляется логопедом, психологом, дефектологом, инструктором ЛФК, невропатологом, терапевтом и т.д.

3) принцип  выявления и учета потенциальных  возможностей ребенка. Принцип  опирается на положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Необходимо выявить эти возможности и с опорой на них строить дальнейшее обучение.

4) принцип  деятельностного подхода. Организация  коррекционно-логопедической работы  должна осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка. Для детей 5-6 лет ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Поэтому приемы и упражнения, определяющие работу по преодоление голосовых расстройств, будут проводиться в структуре игр.

5) онтогенетический принцип. В процессе коррекционно-логопедического воздействия необходимо учитывать последовательность появления форм речи, поэтому ребенок отрабатывает новый навык сначала на звуках и звукосочетаниях, затем только на слогах. Не все слоги появляются в  онтогенезе одновременно: сначала появляются открытые

В процессе логопедической помощи слоги отрабатываются в той же последовательности. Затем  переходят к предложениям, которые  тоже не одинаковы по своей структуре, и завершают работой с текстом.  

6) принцип  дифференцированного подхода. Так  как характер нарушения фонации  зависит от формы и степени  дизартрии, то данный принцип  предполагает выполнение отдельных  приемов и упражнений, которые  будут эффективны для конкретной  формы дизартрии. 

3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы

     Основанием для построения нами  данной методики является положение  о целостности функционирования  всего речевого аппарата: дыхания,  голосообразования и артикуляции;  об их теснейшем взаимодействии  и координировании этого взаимодействия корой головного мозга.[11] Об этом говорили Е. С. Алмазова, Е. В. Лаврова, Ф. А.Ивановская. поэтому их исследования легли в основу разработанной нами системы коррекционно-логопедической помощи по преодолению нарушений голоса у дошкольников с дизартрией.

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией