Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
Форма дизартрии | Степень выраженности дизартрии | Оценка тяжести нарушения | |||
Норма | Легкое | Умеренное | Тяжелое | ||
Бульбарная форма | легкая | 2 | 2 | ||
средняя | 1 | 1 | |||
тяжелая | 2 | ||||
Псевдобульбарная форма | легкая | 1 | 2 | ||
средняя | 1 | ||||
тяжелая | 1 | ||||
Мозжечковая форма | легкая | 1 | |||
средняя | 1 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ | |
Корковая форма | легкая | 1 | 1 | ||
средняя | 1 | 1 | |||
тяжелая | _ | _ | _ | _ | |
Подкорковая форма | легкая | _ | _ | _ | _ |
средняя | 1 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ |
Проба 2. Исследование возможности повышать или понижать тон голоса.
Сравнивая результаты с первой
пробой, у детей с данным речевым
расстройством в большей
Диаграмма 2. Проба «Возможность изменять высоту голоса»
Таблица 3. Результаты выполнения пробы «Исследование возможности повышать или понижать тон голоса»
Форма дизартрии | Степень выраженности дизартрии | Оценка тяжести нарушения | |||
Норма | Легкое | Умеренное | Тяжелое | ||
Бульбарная форма | легкая | 2 | 2 | ||
средняя | 1 | 1 | |||
тяжелая | 2 | ||||
Псевдобульбарная форма | легкая | 1 | 2 | ||
средняя | 1 | ||||
тяжелая | 1 | ||||
Мозжечковая форма | легкая | 1 | |||
средняя | 1 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ | |
Корковая форма | легкая | 1 | 1 | ||
средняя | 2 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ | |
Подкорковая форма | легкая | _ | _ | _ | _ |
средняя | 1 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ |
Проба 3. Исследование возможности изменять силу голоса.
Неспособность изменять силу голоса проявлялась у дошкольников в 60% случаев: в 40% случаев в легкой степени и в 20% - в умеренной. Легкая степень нарушения возможности изменять силу голоса выявлена у 4 детей (20%) с бульбарной формой дизартрии, у 3 детей (15%) – с псевдобульбарной и у 1(5%) ребенка – с мозжечковой. Умеренная степень нарушения выявлена у 2 детей (5%) с бульбарной формой дизартрии, у 1 ребенка (5%) с корковой формой средней степени выраженности и у 1 ребенка (5%) с псевдобульбарной формой дизартрии тяжелой степени выраженности. Дети в контрольной группе не испытывали таких трудностей, поэтому успешно выполнили данную пробу.
Диаграмма 3. Проба «Возможность изменять громкость голоса»
Проба 4. Исследование темпа речи.
При обследовании темпа речи результаты показали, что у детей с дизартрией, а именно 35% от общего числа испытуемых в этой группе, был оптимальный темп, при котором речь понятна окружающим (119 слов/мин). В остальных 65% случаев темп речи был замедлен: у 4 дошкольников (20%) с псевдобульбарной формой дизартрии легкой, средней и тяжелой степени выраженности, у 3 дошкольников (15%) с бульбарной формой средней и тяжелой степени выраженности, у 2 дошкольников (10%) с корковой формой легкой степени выраженности и у 2 детей (10%) с мозжечковой формой легкой и средней степени выраженности дефекта. При этом у 2 детей (10%) с корковой формой дизартрии средней степени выраженности из этого числа нарушение темпа речи носило умеренную степень и тяжелую степень(73 слова/мин и менее).
Что касается детей из
Диаграмма
4. Проба «Темп речи»
Таблица 4. Результаты пробы «Исследование темпа речи».
Форма дизартрии | Степень выраженности дизартрии | Оценка тяжести нарушения | |||
Норма | Легкое | Умеренное | Тяжелое | ||
Бульбарная форма | легкая | 4 | |||
средняя | 1 | 1 | |||
тяжелая | 2 | ||||
Псевдобульбарная форма | легкая | 1 | 2 | ||
средняя | 1 | ||||
тяжелая | 1 | ||||
Мозжечковая форма | легкая | 1 | |||
средняя | 1 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ | |
Корковая форма | легкая | 2 | |||
средняя | 1 | 1 | |||
тяжелая | _ | _ | _ | _ | |
Подкорковая форма | легкая | _ | _ | _ | _ |
средняя | 1 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ |
Проба 5. Исследование умения выделять во фразе слова при помощи логического ударения.
Обследуя способность выделять любое слово в предложении с помощью логического ударения, можно сделать следующие выводы: 20% детей с речевым нарушением выполнили задания, 80% испытывали трудности, причем у большей половины детей - 45% из этого числа наблюдались нарушения данного умения в умеренной степени. Легкая степень выявлена у 35% участников эксперимента: 3 человека (10%) с бульбарной формой дизартрии легкой степени выраженности, 2 человека (10%) – с корковой формой легкой степени выраженности, 1 человек (5%) – с подкорковой формой средней степени выраженности и 1 человек (5%) – с псевдобульбарной формой легкой степени выраженности. Умеренная степень нарушения данного навыка выявлена у 2 дошкольников (10%) с мозжечковой формой дизартрии, у 4 (20%) дошкольников с бульбарной формой средней и тяжелой степени выраженности, у 2 дошкольников (10%) с псевдобульбарной формой средней и тяжелой степени тяжести и у 1 дошкольника (5%) с корковой формой дизартрии средней степени выраженности. Дети в контрольной группе без особых трудностей могли выделить любое слово во фразе.
Диаграмма 5. Проба «Ударение»
Проба 6. Исследование назализованности голоса.
Обследование обеих групп
Что непосредственно касается тембровой окраски голоса, то у 70% детей с речевой патологией голос тусклый, глухой, сдавленный, хриплый.
Проводя такое же исследование
в контрольной группе, не было
выявлено каких-либо
Диаграмма 6. Проба «Носовой резонанс»
Таблица 5. Результаты пробы «Исследование назализованности голоса».
Форма дизартрии | Степень выраженности дизартрии | Оценка тяжести нарушения | |||
Норма | Легкое | Умеренное | Тяжелое | ||
Бульбарная форма | легкая | 1 | 3 | ||
средняя | 1 | 1 | |||
тяжелая | 2 | ||||
Псевдобульбарная форма | легкая | 1 | 1 | ||
средняя | 1 | 1 | |||
тяжелая | 1 | ||||
Мозжечковая форма | легкая | 1 | |||
средняя | 1 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ | |
Корковая форма | легкая | 2 | |||
средняя | 1 | 1 | |||
тяжелая | _ | _ | _ | _ | |
Подкорковая форма | легкая | _ | _ | _ | _ |
средняя | 1 | ||||
тяжелая | _ | _ | _ | _ |
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией