Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
Кypc логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из трех этапов:
I – подготовительный этап;
II – восстановительный этап;
III – заключительный этап.
В процессе коррекционно-
Подготовительный этап
Главной целью
Трудно провести резкую границу между II и III этапами логопедических занятий по восстановлению и развитию голоса у детей, так как автоматизация процесса голосообразования начинается уже на II этапе — закреплении звучания голоса.
Целью заключительного этапа
является автоматизировать
Направлениями данного этапа будут:
3.3.
Содержание коррекционно-
I. Подготовительный этап
Перед тем, как выполнять
Для снятия напряжения артикуляционного аппарата или повышения его тонуса применяется дифференцированный логопедический массаж. Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он, в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Дифференцированный подход в осуществлении логопедического массажа подразумевает под собой выполнение определенных приемов массажа, которые будут направлены на расслабление и снятие напряжения с мышц артикуляционного аппарата или, наоборот, на укрепление и поддержание в нем мышечного тонуса [25].
Так при спастических формах
дизартрии, а именно, при псевдобульбарной,
корковой дизартрии, которые
Логопедический массаж
Для лицевой мускулатуры:
Для губной мускулатуры:
(данные
упражнения проводятся при
Для язычной мускулатуры:
а) Поглаживание языка в направлениях:
б) Похлопывание и вибрация мышц языка сверху – вниз.
При бульбарной, мозжечковой формах
дизартрии, для которых
Укрепляющий массаж лицевой и
жевательной мускулатуры
Для мышц языка выполняются те же массажные движения, что и при спастичности мышц, по тем же направлениям, но более интенсивно.
Продолжительность расслабляющего массажа 2-3 минуты, укрепляющего – 4-5 минут.
При дистонии, т.е. переменном мышечном тонусе, так же используются приемы расслабляющего массажа, но они сопровождаются поворотами головы вправо – влево, вверх – вниз, а так же круговыми движениями, для того, чтобы не допустить повышение мышечного тонуса и гиперкинезов.
Так же рекомендуется точечный массаж для круговой мышцы губ. Для этого указательные пальцы обеих рук симметрично вкручиваются в точке вокруг рта.
Для языка предлагается
Для расслабления корня языка
рекомендуется осуществлять
Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата [3].
Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.
Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).
Примерные артикуляционные упражнения:
I. Движения языка:
1) перемещение языка вперед – назад;
2) повороты языка вправо – вправо;
3) облизывание
кончиком языка верхней и
4) покусывание языка с постепенным продвижением его вперед;
5) продвижением языка вперед с сопротивлением зубов;
6) «щелканье» языком («Лошадка»);
7) причмокивание языком у альвеол.
II. Движения губ:
1) вытягивание губ вперед «хоботком»;
2) растягивание губ в стороны («улыбка»);
3) смыкание губ (обычное и плотное);
4) набирание воздушной струи под нижнюю, затем под верхнюю губу;
5) опускание верхней губы;
6) подъем нижней губы;
7) оттягивание
вытянутых «хоботком» губ
III. Движение нижней челюсти:
1) открывать рот и удерживать его под счет;
2) под счет открывать и закрывать рот;
3) перемещение нижней челюсти влево – вправо, вперед – назад;
4) опускание нижней челюсти, имитация жевания [2].
В случае повышенного
1) В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову. Руки вытянуты вдоль тела, ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);
2) В положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
3) В положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);
4) для
детей, которые на первых
При гипотонии выполняется тот же комплекс артикуляционных упражнений, но более интенсивно.
При дистонии все
Параллельно с развитием
Различная симптоматика при
Данное упражнение выполняется
в течение всего курса лечения,
При псевдобульбарной и
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией