Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

     Кypc логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из трех этапов:

I – подготовительный этап;

II – восстановительный этап;

III – заключительный этап.

     В процессе коррекционно-логопедической  помощи трудно провести резкое разграничение этих этапов.

     Подготовительный этап преследует  цель подготовить артикуляционный  и дыхательный аппарат к последующим  интенсивным голосовым упражнениям.  Соответственно направлениями по  преодолению голосовых нарушений  будут:

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Коррекция физиологического и фонационного дыхания;

         Главной целью восстановительного (основного) этапа является вызвать  голос и закрепить этот навык.  Направлениями, определяющими содержание  восстановительного курса, будут:

    • Вызывание звука голоса при произнесении [м] «в маску»;
    • Закрепление полученного голоса на материале слогов, слов, фраз;

          Трудно провести резкую границу между II и III этапами логопедических занятий по восстановлению и развитию голоса у детей, так как автоматизация процесса голосообразования начинается уже на II этапе — закреплении звучания голоса.

     Целью заключительного этапа  является автоматизировать навык  правильного голосоведения, т.е. научить ребенка пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука.

     Направлениями данного этапа  будут:

  • Автоматизация навыка правильного голосоведения в повседневной речевой практике ребенка;
  • Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, мелодико-интонационной стороны речи.

3.3. Содержание коррекционно-логопедической  работы по преодолению  нарушений фонации у дошкольников с дизартрией

I. Подготовительный этап

     Перед тем, как выполнять артикуляционные  упражнения, важно уменьшить патологические  проявления в речевом аппарате, т.е. нормализовать мышечный тонус, уменьшить проявление синкенезий, гиперкинезов, гиперсаливации [3].

     Для снятия напряжения артикуляционного аппарата или повышения его тонуса применяется дифференцированный логопедический массаж. Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он, в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Дифференцированный подход в осуществлении логопедического массажа подразумевает под собой выполнение определенных приемов массажа, которые будут направлены на расслабление и снятие напряжения с мышц артикуляционного аппарата или, наоборот, на укрепление и поддержание в нем  мышечного тонуса [25].

     Так при спастических формах  дизартрии, а именно, при псевдобульбарной, корковой дизартрии, которые характеризуются  симптоматикой центрального пареза  мышц, используются приемы расслабляющего  массажа. Предложенные нами приемы направлены на понижение мышечного тонуса лицевой, жевательной и язычной мускулатуры. При гипертонии рекомендуются:

  • Поглаживание (осуществляется подушечками указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев);
  • Вибрация (выполняется с помощью виброметра, шпателем или дрожащей рукой);
  • Постукивание или поколачивание (выполняется шпателем)
 

     Логопедический массаж осуществляется  в направлении от периферии  к центру и по следующим  массажным линиям:

Для лицевой  мускулатуры:

  • С середины лба по направлению к вискам;
  • Вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча;
  • От бровей вверх по лбу к волосистой части головы;
  • От ушей по щекам к крыльям носа;
  • От висков по скулам к подбородку;
  • От углов рта по носогубной складке вверх к крыльям носа.

Для губной мускулатуры:

  • От углов рта к центру верхней губы;
  • От углов рта к  центру нижней губы;
  • От волосистой части головы по всему лицу, шеи к ключицам, плечам.

    (данные  упражнения проводятся при различном  положении рта: рот закрыт, приоткрыт,  полуоткрыт, широко открыт).

Для язычной  мускулатуры:

а) Поглаживание языка в направлениях:

  • От задней части спинки языка к передней части по средней линии, а затем по боковым краям;
  • От передней части спинки языка к кончику языка по средней линии и по боковым краям;
  • От задней части спинки языка к кончику языка по средней линии и по боковым краям;
  • Поперечные движения по спинке языка.

б) Похлопывание и вибрация мышц языка сверху –  вниз.

     При бульбарной, мозжечковой формах  дизартрии, для которых характерна  симптоматика центрального пареза, мы рекомендуем укрепляющий массаж, который будет направлен на повышение мышечного тонуса лицевой, жевательной и язычной мускулатуры. При гипотонусе мышц используются:

  • Растирание (выполняются спиралевидные движения с легким смещением ткани);
  • Разминание (как кончика языка, так и его боковых краев между пальцами);
  • Пощипывание.

     Укрепляющий массаж лицевой и  жевательной мускулатуры осуществляется  по тем же массажным линиям, что и расслабляющий, но от  центра к периферии. 

     Для мышц языка выполняются те же массажные движения, что и при спастичности мышц, по тем же направлениям, но более интенсивно.

  Продолжительность  расслабляющего массажа  2-3 минуты, укрепляющего – 4-5 минут.

     При дистонии, т.е. переменном  мышечном тонусе, так же используются приемы расслабляющего массажа, но они сопровождаются поворотами головы вправо – влево, вверх – вниз, а так же круговыми движениями, для того, чтобы не допустить повышение мышечного тонуса и гиперкинезов.

     Так же рекомендуется точечный  массаж для круговой мышцы губ. Для этого указательные пальцы обеих рук симметрично вкручиваются в точке вокруг рта.

     Для языка предлагается вкручивание  за подбородочной костью большим  пальцем.

     Для расслабления корня языка  рекомендуется осуществлять вдавливания под углами нижней челюсти одновременно в двух точках [22].

     Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата [3].

     Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.

     Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

I. Движения  языка:

1) перемещение языка вперед – назад;

2) повороты  языка вправо – вправо;

3) облизывание  кончиком языка верхней и нижней  губы;

4) покусывание языка с постепенным продвижением его вперед;

5) продвижением  языка вперед с сопротивлением  зубов;

6) «щелканье» языком («Лошадка»);

7) причмокивание  языком у альвеол.

II. Движения  губ:

1) вытягивание губ вперед «хоботком»;

2) растягивание  губ в стороны («улыбка»);

3) смыкание  губ (обычное и плотное);

4) набирание  воздушной струи под нижнюю, затем  под верхнюю губу;

5) опускание  верхней губы;

6) подъем  нижней губы;

7) оттягивание  вытянутых «хоботком» губ влево  и вправо.

III. Движение  нижней челюсти:

1) открывать  рот и удерживать его под  счет;

2) под счет открывать и закрывать рот;

3) перемещение нижней челюсти влево – вправо, вперед – назад;

4) опускание нижней челюсти, имитация жевания [2].

     В случае повышенного мышечного  тонуса, при выполнении предложенных  нами артикуляционных упражнений, голову ребенка фиксируют в положении покоя, придерживая нижнюю челюсть и руки. Возможно использование рефлексо-запрещающих позиций. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса, снижает степень выраженности гиперкинезов, гиперсаливации, синкенезий, делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

1) В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову. Руки вытянуты вдоль тела, ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

2) В положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

3) В положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);

4) для  детей, которые на первых сеансах  боятся массажа или очень привязаны  к маме, можно использовать положение  сидя на коленях у взрослого.

     При гипотонии выполняется тот же комплекс артикуляционных упражнений, но более интенсивно.

     При дистонии все вышеперечисленные  движения сопровождаются расслабляющим  массажем шеи и подбородка: опусканием головы вниз, запрокидыванием назад, поворотами головы вправо-влево [32].

     Параллельно с развитием артикуляционной  моторики осуществляется коррекция  физиологического и фонационного  дыхания. Тренировки навыков правильного  физиологического дыхания постоянно  сочетаются с нормализацией фонационного  дыхания и активизацией двигательной функции гортани[3].

     Различная симптоматика при формах  дизартрии не позволяет использовать  одни и те же приемы дыхательной  гимнастики. Поэтому при бульбарной  и мозжечковой формах дизартрии,  которые имеют симптоматику периферического пареза мышц, занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку», которое преследует двоякую цель: удлинение выдоха и массаж гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей. Под действием струи воздуха происходит стимуляция всех мышц гортани – внутренних и наружных. Для выполнения этого упражнения надо сесть на стул, прислонившись к его спинке, корпус выпрямлен, ноги согнуты, ступни прижаты к полу. Поднеся гармошку к губам, следует дуть в нее медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте.

     Данное упражнение выполняется  в течение всего курса лечения,  при этом увеличивается нагрузка: от 15-20 секунд до 2 минут; от 6 раз  в день до 15 раз в день [3].

     При псевдобульбарной и корковой  формах дизартрии данное упражнение  не может быть использовано, так как требует глубокого вдоха и усиленного выдоха. В данном случае возможно использование таких упражнений, как дутье на вату, полоски бумаги, сдувание мелких предметов, которые будут направлены на формирование направленной ротовой воздушной струи.

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией