Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
2. Алмазова Е. С. Методика восстановления и развития голоса у детей// Логопедия. Методическое наследие:Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1989.
4. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
5. Бадалян Л. О. Невропатология. – М.: Академия, 2000.
6. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровье, 1988.
7. Вансовская Л. И. Воспитание голосовой функции// Логопедия. Методическое наследие:Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
8. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990.
9. Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии// Профилактика голосовых расстройств// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
10. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. – М., 1975.
11. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. – М.: Изд-во «Медицина», 1990.
12. Ермакова И. И. коррекция голоса у детей и подростков: Книга для логопеда. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
13. Зарицкий Л. А., Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия. – Киев: «Вища школа», 1984.
14. Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса// Профилактика голосовых расстройств// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
15. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
16. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. – М., Учпедгиз, 1961.
17. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание. – М.: Просвещение, 1985.
18. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. – М.: Изд. центр «Академия», 2007.
19. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие/ Е. С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2005.
20. Логопедия. Методическое наследие:Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
21. Логопедия. Методическое наследие: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Ринолалия. Дизартрия Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
22. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
23. Лопатина Л. В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: Межвуз. сб. научн. тр. Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. – СПб.: Образование, 1997. С 9-16
24. Максимов И. Фониатрия. – М.: Изд-во «Медицина», 1987.
25. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
26. Махмудова Н. М., Курбанов У. К., Стерник О. А. Клиника детского церебрального паралича// Логопедия. Методическое наследие:Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
27. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие/ Под ред. О. С. Орловой. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
28. Орлова О. С. Нарушения голоса в период мутации: Особенности фонопедической работы // Методические рекомендации МЗ РСФСР. – М., 1984.
29. Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Учпедгиз, 1963.
30. Правдина О. В. Дизартрия// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
31. Правдина О. В. Патология голоса// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
32. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции
дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008.
33. Семенова. К. А. Детские церебральные параличи – М.: Медицина, 1968.
34. Семенова К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М.: Просвещение, 1972.
35. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии// Профилактика голосовых расстройств// Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
36. Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фонопедическая терапия при органических заболеваниях голосового аппарата// Логопедия. Методическое наследие:Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
37. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1984.
38. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Профессиональное образование, 1993.
39. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
40. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. – М.: Альфа, 1993.
41. Филичева Т.
Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей
с общим недоразвитием речи в условиях
специального детского сада: В 2 ч. Ч.2. Второй
год обучения (подготовительная группа).
Пособие для студентов дефектологических
факультетов, практических работников
специальных учреждений, воспитателей
детских садов и родителей. – М.: Альфа,
1993.
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией