Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
На
заключительном этапе, когда навык
правильного голосоведения
1) Развитие силы голоса:
а) Удлинение произнесения звуков при средней громкости голоса.
б) Усиление голоса: артикуляция – шепот – тихо – громко.
в) Ослабление звука: громко – тихо – шепот – артикуляция .
г) Те же упражнения, но без паузы.
д) Усиление – ослабление голоса без паузы на одном выдохе.
е) Усиление голоса с увеличением длительности звучания.
ж) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания
(См. приложение «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой») [2].
2) Развитие высоты голоса:
а) Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов (См. приложение «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой») [2].
«Укачивание»: имитация укачивания куклы (См. приложение «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой») [2].
б) Напевное произнесение. Перед логопедом стоит задача развить у ребенка певческий голос и тем самым способствовать развитию разговорного голоса.
Голосовые упражнения
Дальнейшее пение гаммы вырабатывает ровность, певучесть голоса. При пении гаммы создаются наиболее благоприятные условия для пения – голосовые складки не укорачиваются и не удлиняются, не утолщаются и не утончаются, глоточный резонатор не меняет своей формы, так как при пении гаммы мы стремимся к тому, чтобы звук не тремолировал, не терял «ротовой позиции», а лишь изменялся по высоте тона.
Другой вид связного пения – звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса.
Отработав приемы связного, плавного,
медленного пения, переходим к
упражнениям в более быстром
темпе, используя этот же
Необходимо тренировать умение
ребенка изменять при пении
силу звука, т. е. плавно
Таким образом, вокальные упражнения, являясь, с одной стороны, своеобразной гимнастикой голосового аппарата ребенка, а с другой – прекрасным способом обогащения тембра его голоса, способствуют становлению и развитию разговорного голоса детей [1].
3) Развитие тембра голоса:
а) Произнесение сонорных согласных [м, н] с гласными. Звуки произносятся на стоне, свободно, без напряжения, с привлечением тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности.
б) Повышение и понижение голоса на сонорных согласных звуках [м, н] с паузами и без пауз. Голос повышается и понижается на 2-3 тона. Повышение и понижение голоса производится то речевым, то полунапевным способом произнесения, что дает возможность «раскрепостить» органы артикуляции и увеличить полетность звучания голоса.
в) Упражнение «Гудок»: произнесение гласных [у, о, а] в одной тональности, а затем с повышением и понижением голоса.
г) Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются (См. приложение «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой») [2].
д) Произнесение стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса. На
примере стихов С. Я. Маршака К. И. Чуковского, А. Барто [1].
е) Произнесение междометий.
Будучи экспрессивно окрашенными и интонационно модулированными, они выражают эмоции, настроения, волевые побуждения человека – радость, боль, гнев, страх, ужас, восхищение, возмущение, презрение, жалобу, упрек, угрозу, протест, приглашение и т. д. Междометия тренируют естественную подачу голоса, при их произнесении активны все мышцы, участвующие в голосообразовании. Упражнения с использованием междометий осуществляют координацию дыхания с деятельностью гортани и голосовых складок, раскрепощают и расширяют объем глоточной и ротовой полости, развивают гибкость, диапазон голоса[19]. Работу над голосом рекомендуется начинать с междометий, например: «О!», «A!», «Ax!», «Ox!», выражающих удивление, радость, недовольство, испуг, восторг, страх. Затем включаются междометия и звукоподражания в стихотворный материал. Стихи вызывают в детях эмоциональный отклик, что приводит в рабочее, активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат [1].
Примерный голосовой материал:
...Но, увидев усача, Ай-ай-ай!
Звери дали стрекача, Ай-ай-ай!
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися.
(К. И. Чуковский.)
***
...Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
— Разве это великан? (Ха-ха-ха!)
Это просто таракан! (Ха-ха-ха!)
(К. И. Чуковский.)
***
Гуси начали опять
по-гусиному кричать: Га-га-га!
Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали: Чик-чирик!
Лошади заржали: И-и-и!
Мухи зажужжали: Ж-ж-ж!
Лягушата квакают: Ква-ква-ква!
А утята крякают: Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают Милую мою:
Баюшки-баю! Баюшки-баю!
(К.
И. Чуковский.)
4) Развитие
мелодико-интонационной
Основным приемом данного блока по развитию просодических свойств голоса являются русские народные сказки, такие как «Три медведя», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка» и др. Произведения устного народного творчества очень музыкальны, певучи, являются переходным материалом между речевым и напевным произнесением, между разговорно-бытовой и стихотворной формами речи. При чтении сказок соблюдается спокойный, медленный темп речи, русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения [1].
При чтении сказок ребенок подражает голосам героев сказок. Так, при чтении «Трех медведей» сначала ребенок подражает голосам медведей на одних гласных звуках (голос повышается):
- уууу (громко и низко рычит Михаиле Иваныч)
- ууууу (рычит Настасья Петровна не так громко)
- уууу (тихо пищит Мишутка)
При чтении сказки «Теремок» ребенок подражает голосам комара-пискуна, мухи-горюхи, мышки-норушки, лягушки-квакушки, зайчика, лисы, волка и медведя. Голос постепенно понижается и грубеет. В сказке «Колобок» колобок поет свою нехитрую песенку милым, приятным, веселым голоском и т.д. [1]
В качестве лексического материала рекомендуется использование считалок:
— Заяц белый, Куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыки драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон.
***
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет
до сих пор...
Поищи
и ты топор!
Гибкость и модуляции голоса развивает чтение стихотворений А. С. Пушкина (особенно сказки в стихах), К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. А. Барто, С. В. Михалкова, басен И. А. Крылова. Очень ритмичные, экспрессивные, наполненные глубоким смыслом, моралью, эти тексты оказывают положительное влияние и на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка, и на развитие мелодики его интонаций [1].
Стихотворение К. И.
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький!
Таким образом:
1) Основанием
для построения методики по
развитию и восстановлению
2) Для реализации направлений коррекционно-логопедической работы по развитию и восстановлению голоса был введен дифференцированный подход, который позволил, учитывая комплексы симптомов при разных формах дизартрии, использовать соответствующие им приемы и упражнения.
3) Дифференцированный
подход осуществляется на всех
этапах коррекционно-
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией