Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глухие смычные согласные [п], [т], [к], а затем  щелевые согласные [ф], [с], [ш], [х ] именно в этой последовательности. При переходе к произнесению слов сначала включаются односложные слова, затем – двусложные (с открытыми и закрытыми слогами), после этого – трехсложные и т.д.

     Далее, как считает Е. С. Алмазова, следует переходить к работе  со звонкими согласными. Последовательность постановки звонких согласных отличается от постановки глухих. Работа начинается с щелевых (фрикативных) звонких согласных [в], [з], [ж]. После их изолированного произнесения, ребенок произносит сначала слоги, а потом слова с этими звуками. Затем можно перейти к смычным (взрывным) согласным [б], [д], [г]. Последовательность работы со звонкими смычными почти не отличается от работы с щелевыми согласными.

     Затем следует работа по дифференциации  звонких и глухих согласных  в слогах и словах [2]. 

     По мнению Е. С. Алмазовой,  хорошей гимнастикой для голосовых  складок являются вокальные упражнения, которые могут сочетаться с  массажем гортани.

     Все эти упражнения чередуются  с работой над развитием и  укреплением высоты, силы и тембра голоса [2].

     Развитие силы голоса.

«…Умение  изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств…»[15]. Цель этой работы – научить ребенка  говорить громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса.

    Работа над голосом начинается  с удлинения произнесения при средней громкости голоса сначала отдельных гласных звуков, затем их сочетания друг с другом. Причем увеличивается их количество при произнесении на одном выдохе. Затем работа идет над ослаблением звучания и после этого совместные упражнения в усилении и ослаблении. Далее Е. С. Алмазова предлагает упражнения на изменение силы голоса на том же речевом материале, при счете, при произнесении алфавитного ряда, при чтении стихотворений [2].

     Развитие высоты  голоса.

     Цель этой работы – расширение диапазона (объема) голоса ребенка, развитие гибкости, модуляций голоса.

     Для развития высоты голоса  Е. С. Алмазова предлагает упражнения, основанные на речевом и напевном  произнесении.

     Речевое произнесение: сначала упражнения  в отдельности на повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов. Затем совместные.

     Напевное произнесение, где главной  задачей является развить певческий  голос, тем самым способствовать  развитию разговорного голоса. «…Качество певческого голоса находится в прямой зависимости от качества разговорного…»[2].

     Голосовые упражнения при постановке  певческого голоса начинаются  с пения вокализов. Е.С. Алмазова  предлагает вокализировать гласные  звуки в определенной последовательности – [у], [о], [а], [и]. Дальнейшее пение гаммы (с постепенным увеличением числа тонов). Так же предлагается другой вид пения – звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз. Затем поется мелодия, в которую включаются слова [2].

     Развитие тембра  голоса.

     В данной методике работа над  тембром ставит перед собой  следующие задачи:

  1. выработать звонкость, собранность звучания;
  2. убрать сдавленность голоса путем снятия напряжения мышц шеи, гортани;
  3. снять зажатость челюсти, как препятствие свободному голосотечению;
  4. выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса;
  5. выработать выносливость голоса.

    Работа  начинается с произнесения сонорных согласных [м], [н] с гласными.

         Предлагается произнесение фраз, слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Такая же работа проделывается и на материале стихотворений с включением междометий и звукоподражаний [2].

         Заключительный этап (автоматизация  процесса голосообразования):

         Здесь главной задачей является введение голоса в повседневную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, без напряжения, утомления и форсирования звука.

         Для данной работы Е. С. Алмазова  предлагает следующий речевой  материал: произнесение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок; разучивание стихотворных текстов, басен; чтение и пересказ сказок. Затем ребенок сам составляет рассказ по заданной теме или по картинке [2].

         Предлагаемый курс по методике Е. В. Лавровой состоит из четырех этапов:

         I - рациональная психотерапия; 

         II - коррекция физиологического и фонационного дыхания;

         III - тренировка кинестезий и координации голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений;

         IV - автоматизация правильной фонации вокальными упражнениями [18].

         После рациональной психотерапии  приступают к коррекции физиологического  и фонационного дыхания. Введение  методики постановки костабдоминального  дыхания, разработанной Э. Я.  Золотаревой, позволило отказаться от традиционных дыхательных упражнений Е. В. Лавровой. Выполнение этих упражнений начинают с «дутья в губную гармошку». Одновременно с этим упражнением автор предлагает проводить дыхательные упражнения.

         Через 7-10 дней автор предлагает  добавить упражнения, способствующие активизации мускулатуры шеи, мышц гортани.

         Приведенные выше упражнения подготавливают голосовой аппарат к фонации.

         В дальнейшем проводится координация  дыхательных и фонационных кинестезий [18].

         Стимуляция к фонации, как и по методике Е. С. Алмазовой, начинается с произнесения звука [м] «в маску». Затем осуществляется переход к произнесению прямых слогов, резко опуская нижнюю челюсть, с гласными [а], [о], [у], [э], [ы]. После этого автор рекомендует произносить пары прямых слогов со звонкими согласными с ударением на втором слоге, а затем те же ряды с ударением на первом слоге. Далее Е. В. Лаврова предлагает работать со звуком [j]. Этот звук произносится в сочетании с гласными. После этой работы произносятся гласные звуки по одному и сочетании по два, три, четыре и пять.

         После звуковых и слоговых  упражнений навык правильного  голосоведения закрепляется в  словах. Вначале Е. В. Лаврова  предлагает слова, начинающиеся с прямых ударных слогов со звуком [м]. Далее навык закрепляется во фразовой речи и осуществляется постепенный переход на правильное голосоведение в быту.

         Автоматизация проводится на  материале вокальных упражнений  в диапазоне 1-1,5 октавы.  «…Эти  упражнения позволяют не только добиться расширения диапазона и усиления звучности голоса, но и сократить сроки автоматизации восстановленной голосовой функции…»[1]. Начинают с пения трезвучий на звуке [м] в течение одного – двух занятий. Затем поют те же трезвучия с названиями нот, а позднее – на гласные звуки. Завершаются занятия пением мелодий народных песен [18].

         План занятий по методике Ф. А. Ивановской имеет более развернутую форму и его можно представить следующим образом:

  1. вступительная беседа;
  2. гимнастика артикуляционного аппарата;
  3. дыхание;
  4. дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих согласных [ф], [с], [ш], [х];
  5. дыхание с артикуляцией на звонких согласных [в], [з], [ж], [м], [н], [л], [р];
  6. гласные;
  7. развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкости и тембра;
  8. пользование оздоровительной речью в чтении, разговорной речи и пении [14].

    После вступительной беседы (психотерапии) Ф. А. Ивановская рекомендует артикуляционную  гимнастику для челюстей, губ и  языка. Для работы над дыханием автор  предлагает упражнения, которые несколько отличаются от комплекса упражнений Э. Я. Золотаревой. Дыхательные упражнения характеризуются небольшими задержками в 1-2 сек. между вдохом и выдохом.

         В этой методике, как и в  вышеизложенных, дыхательная работа  идет одновременно с артикуляционными упражнениями. Губы укрепляются на звуке [п]; кончик языка укрепляется на звуке [т]; движение корня языка укрепляется на звуке [к]. Затем выполняются последовательные движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях [птк]. Затем Ф. А. Ивановская рекомендует осуществлять озвученный выдох с глухими согласными [ф], [с], [ш], [х] и с их сочетаниями с гласными. Причем вначале дается один слог, потом два, три, четыре и больше. Раздел заканчивается упражнениями в произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок [14].

         После тренировки дыхания и  артикуляции автор переходит  к голосовым упражнениям. Через  откашливание с закрытым ртом  или стон фиксируется звук [в]  или [з] и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Потом вводятся звуки [ж], [л], [р], [н], [м].

    В дальнейшем прибавляются упражнения в силе звука. Схема выполнения упражнений аналогична упражнениям из методики Е. С. Алмазовой, только используется другой речевой  материал.

         Следующей ступенью является соединение выдоха и голоса при произнесении этих согласных с гласными [у], [о], [э], [ы], [и], [а]. Дальше эти гласные укрепляются изолированно в различных сочетаниях.

         Затем следует работа по развитию  силы голоса на материале гласных звуков, а потом осуществляется переход к словам, фразам, поговоркам, скороговоркам [14].

         Следующей идет работа по развитию  гибкости голоса, которая начинается  с умения ставить вопрос, где  голос идет вверх, и давать  ответ, где голос идет вниз.

         На заключительных занятиях Ф.  А. Ивановская предлагает следующую  работу: упражнения в различных  интонациях (вопрос, удивление, испуг,  радость, страх) на материале  басен, ознакомление с регистрами, с эмоциональной окраской, тембром  и пользование оздоровительной речью в чтении, разговоре, пении [14].

    Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

    1) Голос  – это один из компонентов  речи, образующийся за счет координированной  работы органов, доставляющих  воздух (диафрагма, легкие, бронхи, трахея), органов, продуцирующих звук (гортань с голосовыми складками) и органов, осуществляющих акустическую переработку этого звука (преддверие гортани, глотка, полость рта, полость носа и околоносовые пазухи).

    2) Из  предложенных различными авторами  теорий о механизме голосообразования большее распространение получили миоэластическая теория Феррана, согласно которой голосовые складки колеблются пассивно, а основными факторами голосообразования являются давление воздуха и тонус внутренних мышц гортани, и хронаксическая теория R. Hussona, которая говорит о том, что голосовые складки сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга.

    3) Голос  как физическое явление имеет  акустические свойства: высоту, громкость,  динамический диапазон, тембр.

    4) Развитие  голоса начинается с рефлекторного  крика новорожденного и в процессе формирования условно разделяется на несколько этапов: дошкольный (до 6 – 7 лет), домутационный (до 13 – 14 лет), мутационный (13 – 15 лет) и послемутационный (до 17 – 19 лет).

5) Нарушение  голоса является характерной  особенностью дизартрии и обусловлены  парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности.

6) Различают бульбарную, псевдобульбарную, экстропирамидную (подкорковую), мозжечковую и корковую формы дизартрии, при которых нарушения голоса носят разный характер и разную степень выраженности.

7) Для  коррекции голоса при дизартрии  могут использоваться приемы  восстановления голоса, непосредственно использующиеся при нарушениях голоса. Известны методики по развитию и восстановлению голосовой функции у детей Е. С. Алмазовой, Е. В. Лавровой, Ф. А. Ивановской. 
 
 
 
 

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией