Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глухие смычные согласные [п], [т], [к], а затем щелевые согласные [ф], [с], [ш], [х ] именно в этой последовательности. При переходе к произнесению слов сначала включаются односложные слова, затем – двусложные (с открытыми и закрытыми слогами), после этого – трехсложные и т.д.
Далее, как считает Е. С.
Затем следует работа по
По мнению Е. С. Алмазовой,
хорошей гимнастикой для
Все эти упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением высоты, силы и тембра голоса [2].
Развитие силы голоса.
«…Умение
изменять силу голоса – одно из важных
его выразительных средств…»[
Работа над голосом начинается с удлинения произнесения при средней громкости голоса сначала отдельных гласных звуков, затем их сочетания друг с другом. Причем увеличивается их количество при произнесении на одном выдохе. Затем работа идет над ослаблением звучания и после этого совместные упражнения в усилении и ослаблении. Далее Е. С. Алмазова предлагает упражнения на изменение силы голоса на том же речевом материале, при счете, при произнесении алфавитного ряда, при чтении стихотворений [2].
Развитие высоты голоса.
Цель этой работы – расширение диапазона (объема) голоса ребенка, развитие гибкости, модуляций голоса.
Для развития высоты голоса
Е. С. Алмазова предлагает
Речевое произнесение: сначала упражнения в отдельности на повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов. Затем совместные.
Напевное произнесение, где главной
задачей является развить
Голосовые упражнения при
Развитие тембра голоса.
В данной методике работа над тембром ставит перед собой следующие задачи:
Работа начинается с произнесения сонорных согласных [м], [н] с гласными.
Предлагается произнесение
Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования):
Здесь главной задачей является введение голоса в повседневную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, без напряжения, утомления и форсирования звука.
Для данной работы Е. С.
Предлагаемый курс по методике Е. В. Лавровой состоит из четырех этапов:
I - рациональная психотерапия;
II - коррекция физиологического и фонационного дыхания;
III - тренировка кинестезий и координации голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений;
IV - автоматизация правильной фонации вокальными упражнениями [18].
После рациональной
Через 7-10 дней автор предлагает добавить упражнения, способствующие активизации мускулатуры шеи, мышц гортани.
Приведенные выше упражнения подготавливают голосовой аппарат к фонации.
В дальнейшем проводится
Стимуляция к фонации, как и по методике Е. С. Алмазовой, начинается с произнесения звука [м] «в маску». Затем осуществляется переход к произнесению прямых слогов, резко опуская нижнюю челюсть, с гласными [а], [о], [у], [э], [ы]. После этого автор рекомендует произносить пары прямых слогов со звонкими согласными с ударением на втором слоге, а затем те же ряды с ударением на первом слоге. Далее Е. В. Лаврова предлагает работать со звуком [j]. Этот звук произносится в сочетании с гласными. После этой работы произносятся гласные звуки по одному и сочетании по два, три, четыре и пять.
После звуковых и слоговых упражнений навык правильного голосоведения закрепляется в словах. Вначале Е. В. Лаврова предлагает слова, начинающиеся с прямых ударных слогов со звуком [м]. Далее навык закрепляется во фразовой речи и осуществляется постепенный переход на правильное голосоведение в быту.
Автоматизация проводится на
материале вокальных
План занятий по методике Ф. А. Ивановской имеет более развернутую форму и его можно представить следующим образом:
После вступительной беседы (психотерапии) Ф. А. Ивановская рекомендует артикуляционную гимнастику для челюстей, губ и языка. Для работы над дыханием автор предлагает упражнения, которые несколько отличаются от комплекса упражнений Э. Я. Золотаревой. Дыхательные упражнения характеризуются небольшими задержками в 1-2 сек. между вдохом и выдохом.
В этой методике, как и в вышеизложенных, дыхательная работа идет одновременно с артикуляционными упражнениями. Губы укрепляются на звуке [п]; кончик языка укрепляется на звуке [т]; движение корня языка укрепляется на звуке [к]. Затем выполняются последовательные движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях [птк]. Затем Ф. А. Ивановская рекомендует осуществлять озвученный выдох с глухими согласными [ф], [с], [ш], [х] и с их сочетаниями с гласными. Причем вначале дается один слог, потом два, три, четыре и больше. Раздел заканчивается упражнениями в произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок [14].
После тренировки дыхания и
артикуляции автор переходит
к голосовым упражнениям.
В дальнейшем прибавляются упражнения в силе звука. Схема выполнения упражнений аналогична упражнениям из методики Е. С. Алмазовой, только используется другой речевой материал.
Следующей ступенью является соединение выдоха и голоса при произнесении этих согласных с гласными [у], [о], [э], [ы], [и], [а]. Дальше эти гласные укрепляются изолированно в различных сочетаниях.
Затем следует работа по
Следующей идет работа по
На заключительных занятиях Ф.
А. Ивановская предлагает
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Голос
– это один из компонентов
речи, образующийся за счет
2) Из
предложенных различными
3) Голос как физическое явление имеет акустические свойства: высоту, громкость, динамический диапазон, тембр.
4) Развитие
голоса начинается с
5) Нарушение
голоса является характерной
особенностью дизартрии и
6) Различают бульбарную, псевдобульбарную, экстропирамидную (подкорковую), мозжечковую и корковую формы дизартрии, при которых нарушения голоса носят разный характер и разную степень выраженности.
7) Для
коррекции голоса при
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией