Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

     С этими тренировками начинается  коррекция дыхания. Врачом Э.  Я. Золоторевой был составлен  комплекс специальной дыхательной  гимнастики для постановки косто-абдоминального (реберно-брюшного) типа дыхания: 

1) исходное  положение: стоя, вдох носом и удлиненный плавный выдох через рот, затем пауза (4×4 раза в день);

2) отрабатывается  тот же дыхательный цикл, но  при ходьбе: на один шаг –  вдох, на три шага – выдох  (4×4-5 раз в день);

3) отрабатывается  тот же дыхательный цикл при  подъеме на лестницу: одна ступенька – вдох, две ступеньки – выдох, одна ступенька – пауза. (один марш лестницы преодолевается 1-2 раза в день);

4) исходное  положение: лежа, голова находиться  на одном уровне с туловищем,  одна рука на грудной клетке, другая – на животе. Руки контролируют неподвижность грудной клетки и экскурсию стенки живота. Производится неглубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, как сквозь узкую трубочку. При вдохе стенка живота поднимается, при выдохе – втягивается. Грудная клетка должна оставаться неподвижной (2-3 раза в день).

     При спастичности мышц рекомендуется  выполнять первое и последнее  упражнения, так как они не  требуют двигательных действий, а положение «лежа» создает  ощущение покоя и обеспечивает расслабление корпуса [3].

     Через неделю тренировок добавляется комплекс дыхательных упражнений «А».

Исходное  положение: сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох  и выдох через нос;

2) вдох  через нос, выдох через рот;

3) вдох  через рот, выдох через нос;

4) вдох  и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);

5) вдох  через одну половину носа, выдох  через другую (попеременно);

6) вдох  через нос, удлиненный выдох  через нос с усилением давления  воздуха в конце;

7) вдох  через нос, выдох через сжатые  губы;

8) вдох  через нос, выдох через нос толчками, т.е. кратковременно задерживая дыхание.

     Через 7-10 дней после начала дыхательной тренировки добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани — комплекс «Б» (выполняются сидя):

1) исходное положение: пальцы рук, сложенные в замок, на затылке. Отклонение головы назад, преодолевая сопротивление рук;

2) исходное  положение: сжатые в кулак кисти рук подпирают подбородок. Наклоны головы вперед через сопротивление рук;

3) исходное  положение: ладони прижаты к ушам. Наклоны головы в стороны, преодолевая сопротивление рук;

4) движение  нижней челюсти вниз, в стороны,  вперед; сжимание челюстей;

5) надувание  щек;

6) прикасание  кончиком языка к мягкому нёбу;

7) поднимание  мягкого нёба как при зевке.

     Все упражнения этого этапа восстановительных занятий: «дутье в губную гармошку», дыхательно-гимнастические упражнения — подготавливают голосовой аппарата к фонации. В результате тренировок формируется косто-абдоминальный тип дыхания, осуществляется дифференциация носового и ротового дыхания, нормализуется соотношение вдоха и выдоха, и значительно удлиняется фонационный выдох [3].

     Таким образом, проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедического массажа является подготовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппарат ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

II. Восстановительный  (основной) этап

     Голосовые тренировки являются основным содержанием восстановительного курса по преодолению нарушений фонации.

     Как и на подготовительном  этапе, голосовые упражнения восстановительного  лечения так же требуют дифференцированного  подхода в их реализации.

     При тех формах дизартрии, которых отмечается вялый парез мышц дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов; при которых голос становится слабым, глухим, истощающимся вследствие неполного и неравномерного смыкания голосовых складок, для голосовых упражнений используются звонкие согласные звуки и их сочетания с гласными, так как для их произнесения требуется активная работа голосовых складок.

     При первых попытках получения звучного голоса для тренировок рекомендуется кратко, на мягкой атаке произносить сонорный звук [м]. Выбор этого звука определяется его наилучшей физиологической основой — незначительной напряженностью и довольно большим импедансом, что обеспечивает звучность при малой мышечной затрате.

      Звук [м] произносят «в маску» («мычание»). Произносить [м] предлагается следующим образом: губы спокойно сомкнуты, между резцами расстояние приблизительно 1-2 мм, мягкое нёбо слегка напряжено. Звук произносится кратко, при этом должна возникнуть легкая вибрация костей черепа. Когда постепенно, методом проб и ошибок, достигается оптимально возможное звучание голоса, продолжительность фонации увеличивается.

     Голосовые упражнения при тех формах дизартрии, где имеет место центральный парез и паралич, и в результате у ребенка голос слабый, сиплый и хриплый вследствие чрезмерного смыкания голосовых складок и повреждения  свободного края, следует начинать, используя придыхательную атаку звука. Например:

      ах, ох, ух, эх, их; ай, ой, уй, эй, ий;

      ай  – яй, уй – юй, ой – ёй, эй – ей.

      Далее можно переходить к произнесению слогов с фрикативным согласным [ф]. Звук [ф] произносятся не нормировано: выдыхаемая струя воздуха направляется под верхнюю губу: фа, фо, фу, фэ, фы. Такой способ произнесения создает расслабление губ и всего артикуляционного аппарата. При этом надо следить за точной координацией фонационного выдоха и произнесения слогов.

     После этого можно переходить к произнесению звука [м] «в маску».

     Далее следует закрепление полученного голоса путем введения звука [м] в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными.

        С [м] произносятся гласные, которые добавляются в определенной последовательности [а, о, у, э, и], т.е. по мере увеличения импеданса: ма, мо, му, мэ, ми. Звук [а] считается наиболее простым, при его образовании расширяется объем ротовой полости. Он самый громкий и при фонации не требует очень плотного смыкания голосовых складок, поэтому для детей с низким мышечным тонусом он более доступен. Фонация [и] должна вызывать плотное замыкание голосовой щели [3].

      Закрепление голосовых кинестезии достигается упражнениями с использованием всех звонких согласных — сонорных и щелевых:

ма, мо, му, мэ, мы ва, во, ву, вэ, вы
на, но, ну, нэ, ны за, зо, зу, зэ, зы
ла, ло, лу, лэ, лы жа, жо, жу, жэ, жи
 

      Следующим этапом в фонопедических занятиях является произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге. Согласный звук произносится длительно:

мама, мамо, маму, мамэ, мамы вава, ваво, ваву, вавэ, вавы
нана, нано, нану, нанэ, наны заза, зазо, зазу, зазэ, зазы
лала, лало, лалу, лалэ, лалы жажа, жажо, жажу, жажэ, жажи
 

      В дальнейшем можно переходить к произнесению вариантов слогов по пять и по семь на одном выдохе, например: ма-мо-му-мэ-мы, на-но-ну-нэ-ны и т.д. Или: мама-мама-мамама, лала-лала-лалала. Подобные тренировки не только содействуют устойчивости правильного голосообразования, но и координируют фонацию и дыхание. С этой же целью можно предложить произнесение сочетаний гласных по две — пять фонем слитно, на одном выдохе, выдерживая единый тон голоса:

      а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэ, аоуи, аоуэи;

      о, оа, оу, оэ, ои, оау, оаэ, оаи, оауэ, оауи, оауэи;

      у, уа, уо, уэ, уи, уао, уаэ, уаи, уаоэ, уаои, уаоэи;

      э, эа, эо, эу, эи, эао, эау, эаи, эаоу, эаои, эаоуи;

      и, иа, ио, иу, иэ, иао, иау, иаэ, иаоу, иаоэ, иаоуэ

      Далее можно начинать тренировку сочетаний гласных звуков со звуком [j] – звуком высокого импеданса, который способствует активному смыканию голосовых складок: ай—яй, ой—ей, уй—юй, эй—ейгласный звучит кратко, а [j] — более длительно, утрированно [3].

      Для закрепления навыков полноценного звучания приступают к произнесению слов, сначала таких, которые начинаются с прямых ударных слогов типа ма, мо, му, мэ, мы, на, но, ну, нэ, ны и т. п.:

      мама, манка, маг, мазь, мак, май, майский, магия, майка, манго;

      моль, мост, моют, молча, мокнуть, можно, мода, мойщик, молвить;

      мука, муха, мудрый, муж, музыка, мумия, мусор, мутный, мучить, мул;

      мел, мельница, мелко, мебель, мелочь, месяц, место, метко;

      мыло, мыть, мыши, мысль, мыть, мышца, мыльница, мылкий;

      набело, набережная, наволочка, навык,  наглый, наземь, наледь;

      новость, ноготь, нож, норма, нос, нота, ночка, ножницы, ноги;

      нудный, нужно, нуль, нукать, нужный, нюхать, нюнить; нюня;

      небо, невидаль, невод, нега, негде, недра, неженка, немец, немощь;

      нива, ниже, низ, нитка, нищий, нимфа, нимб, низко, нижний, ниша;

      ныть, нытик, ныне;

      лава, лавка, лавр, лагерь, ладно, лай, лак, лама, лампа, лапа;

      лоб, лобзик, лов, лог, лодка, логово, локон, локоть, лом;

      луб, луч, лужа, лук, лунка, лупа, лунный, лучник;

      лебедь, лев, левый, ледник, лезвие, лезть, лейка, лекарь, лексика, лента;

      ливень, лига, лидер, лилия, лимфа, линза, линия, липа, лист.

      Далее можно приступать к тренировке фразовой речи.

      Здесь возможно использование упражнений со спряжением глаголов и бесед с  ребенком на свободные темы из повседневной жизни. Например:

      Я мыл пол; Ты мыл  пол; Мы мыли пол; Он мыл пол; Она мыл  пол; Они мыли пол.

      Я нашел монету; Ты нашел монету; Мы нашел монету; Он нашел монету; Она  нашел монету; Они  нашел монету.

      Я купил марки; Ты купил  марки; Мы купили марки; Он купил марки; Она купил марки; Они купили марки.

      Беседа строится в вопросно-ответной форме: логопед задает ребенку вопросы на темы из повседневной жизни, например: «Твоя любимая игра?», «Какая сегодня погода?» или «Расскажи о своей семье?» и т.д. Ответы на подобные вопросы своим содержанием не отвлекают от контроля за голосоведением, вместе с тем требуют большего внимания к своей речи, нежели при произнесении звуковых сочетаний и отдельных слогов.

III. Заключительный этап

      На  этапе автоматизации процесса голосообразования вводится чтение загадок, пословиц и поговорок, хорошо знакомых для ребенка стихотворений, например, А. Л. Барто «Колокольчики», «Помощница», «Я знаю, что надо придумать»,  К. И. Чуковского: «Курица», отрывки из «Мухи Цокотухи», «Бармалея», «Айболита», Е. Благининой «В тишине», «Мамин день» и т. д. Затем для тренировок избираются уже малознакомые стихотворные тексты, например, стихотворения С. А. Есенина «Береза», «Поет зима – аукает», С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный», «Где обедал воробей?», «Мяч», басни и сказки, соответствующие интересам и вкусам ребенка и логопеда. Например, «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Три медведя», «По щучьему веленью». Далее ребенку предлагается самостоятельно составлять пересказы по заданной теме или по картинке [3].

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией