Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
Приложение 2
Удлинение произнесения звуков
(при средней громкости голоса)
у_____________________у_______
о_____________________о_______
а_____________________а_______
в_____________________в_______
з_____________________з_______
ж____________________ж________
ау_____________ув_____________
аи_____________уз_____________
ои_____________уж____________
уи_____________ов_____________
уа_____________оз_____________
ауи____________уву___________
оуи____________узу___________
эуи____________ужу___________
оуа____________увоу__________
уиа____________ува___________
ауэо_________________эоуи_____
ауои_________________эоуа_____
Усиление голоса:
артикуляция – шепот – тихо – громко
у у у у
о о о о
а а а а
и и и и
в в в в
з з з з
ж ж ж ж
ау ау ау ау
ои ои ои ои
эу уэ уэ уэ
ауи ауи ауи ауи
оуа оуа оуа оуа
аза аза аза аза
ава ава ава ава
Ослабление звука:
громко – тихо – шепот – артикуляция
у у у у
в в в в
о о о о
з з з з
ау ау ау ау
оу оу оу оу
аи аи аи аи
ауи ауи ауи ауи
оуа оуа оуа оуа
аза аза аза аза
ава ава ава ава
Усиление – ослабление голоса без паузы на одном выдохе
у у у у у у у
з з з з з з з
аз аз аз аз аз аз аз
уж уж уж уж уж уж
уж
Усиление голоса с увеличением длительности звучания
а____а___а___а_
э____э___э___э_
ау____ау___ау___ау_
ои____ои___ои___ои_
ауи____ауи___ауи___ауи_
эуи____эуи___эуи___эуи_
Ослабление голоса с увеличением длительности звучания
а__а___а____а__
у__у___у____у__
о__о___о____о__
ау__ау___ау____ау__
уи__уи___уи____уи__
эу__эу___эу____эу__
ауи__ауи___ауи____ауи__
эуи__эуи___эуи____эуи__
оуи__оуи___оуи____оуи__
Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов
У У
У
А А
А А
Э Э
Э
О О
О
АУ АУ
АУ
ЭУ ЭУ
ЭУ
ОИ ОИ
ОИ
АУИ АУИ
АУИ
ЭУИ ЭУИ
ЭУИ
УОА УОА
УОА
«Укачивание»
А
А
А
А
А
А
А
А
О
О
О
О
О
О
О
О
М
М
М
М
М
М
М
М
Произнесение сонорных согласных [м, н] с гласными на стоне, свободно, без напряжения, с привлечением тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля
ммуммоммэммиммамм
ннанноннэнниннанн
ммнуммноммнэммниммнамм
Повышение и понижение
голоса на сонорных
согласных [м], [н]с
паузами и без пауз
мму мму
мму мму
мму
«Гудок»
УУУУ
УУОУУОУУО
УУАУУАУУА
УУЭУУЭУУЭ
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией