Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
Различают следующие формы
-бульбарная форма;
-псевдобульбарная форма:
-экстропирамидная (или подкорковая) форма;
-мозжечковая форма;
-корковая форма [30].
Бульбарная дизартрия.
Возникает в результате
Парез голосовых складок ведет к тому, что голосовые складки смыкаются неполностью и неравномерно, а их колебания становятся редкими, аритмичными и недостаточно амплитуды. В силу этого голос становится слабым, глухим, истощающимся. Неполное смыкание голосовых складок во время произнесения звонких согласных приближает аэродинамические условия в гортани (соотношение величины надскладочного и подскладочного давления) к тому, что звонкие согласные частично или полностью оглушаются.
Пытаясь воспроизвести голос, ребенок напрягает различные агонисты и синергисты мышц голосовых складок, в частности мышцы глотки и корня языка. Это ведет к тому, что гласные звуки приобретают несвойственные им шумовые призвуки фарингиального характера. Поэтому различия между гласными и согласными звуками в речи детей стираются.
Тембр речи изменен по типу
открытой гнусавости
Речь замедлена, резко утомляет больного [35].
Псевдобульбарная дизартрия.
Возникает при двустороннем
Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности – спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса – паретическая форма псевдобульбарной дизартрии.
Здесь имеет место центральный парез и паралич в речевой мускулатуре.
В силу своей спастичности голосовые складки смыкаются излишне сильно. В результате чего свободный край голосовых складок травмируется, становится утолщенным и неровным. Следствием этого является недостаточно плотное смыкание голосовых складок по всей длине. В результате у ребенка голос слабый, сиплый и хриплый.
Наряду с оглушением звонких
согласных (из-за парезов
Спастическое состояние мышц
речевого аппарата нарушает
Речь интонационно бедна,
Подкорковая дизартрия.
Возникает при поражении
При данной форме наблюдается
дистония (меняющийся мышечный тонус).
Поэтому нарушения фонации
Голос бывает напряженным, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкости. Голосовые модуляции отсутствуют. Голос монотонный, назализованный. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи [35].
Мозжечковая дизартрия.
Возникает при поражении
При этой форме дизартрии,
Корковая дизартрия.
Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.
Возникает при одностороннем
поражении коры доминантного
полушария в нижних
В отличие от
Наблюдается лишь замедление темпа речи, ее напряженность и толчкообразность. Это объясняется «апраксическими поисками», т.е. когда ребенок затрудняется в выборе необходимой фонемы.
Кинетическая премоторная корковая дизартрия.
Возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры.
Голос звучный, тембр речи не нарушен, так как не нарушено физиологическое дыхание. Из-за трудности в переключении с одной артикуляции на другую речь становится толчкообразной, послоговой. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов.
Третий вариант корковой дизартрии.
Возникает при одностороннем
или двустороннем поражении
При данной форме дизартрии тембр речи не страдает [35].
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии
Трудности логопедической
При различных формах
При спастических параличах внимание, прежде всего, направлено на понижение рефлекторной возбудимости мышц и расслабление их тонического напряжения. Этой задаче отвечают приемы расслабляющего массажа, упражнения на активное расслабление мышц, дыхательные упражнения, лечение положением.
При вялых параличах и парезах цель логопедической работы заключается в улучшении трофики тканей, повышении возбудимости мышц, преодоление контрактур. Эти цели достигаются приемами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики, использованием лечения положением.
Для коррекции голоса при
Рассмотрим способы развития и восстановления голоса у детей по методикам Е. С. Алмазовой, Е. В. Лавровой, Ф. А. Ивановской. Данные методики направлены и используются непосредственно при органических нарушениях голоса.
Основанием для построения
Курс логопедических занятий
по методике Е. С. Алмазовой
состоит из двух этапов –
подготовительного и
Согласно данной методике, упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это взаимосвязанные процессы.
Подготовительный этап:
Цель психотерапии, согласно мнению не только Е. С. Алмазовой, но и Е. В. Лавровой, Ф. А. Ивановской и других авторов, сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия предполагает индивидуальный подход и проводится в форме беседы. Она является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения.
Одновременно с психотерапией
проводится артикуляционная
Одновременно с массажем
Правильное дыхание, согласно методике, можно сформировать при помощи лечебной физкультуры.
Примерочный курс упражнений лечебной физкультуры:
1. Задача
вводного раздела –
2. Задача
основного раздела –
3. Задача
заключительного раздела –
«…В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппараты ребенка приспосабливаются к последующим голосовым упражнениям…» [2].
Восстановительный этап:
По методике Е. С. Алмазовой весь процесс восстановления голоса можно представить в виде трех разделов работы:
Вызывание звука голоса:
Е. С. Алмазова считает, что звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса [м] сочетается с гласными [у], [о], [а], [и] именно в такой последовательности. «…Слоги произносятся легко, свободно, без напряжения, в позиции резонатора…»[24].
Процесс восстановления голоса продолжается в среднем 3 месяца, вызывание голоса – около 1 – 1,5 месяцев.
Закрепление полученного голоса:
Основными задачами этого периода являются:
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией