Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

     Различают следующие формы дизартрии: 

-бульбарная  форма;

-псевдобульбарная  форма:

-экстропирамидная (или подкорковая) форма;

-мозжечковая  форма;

-корковая  форма [30].

Бульбарная  дизартрия.

     Возникает в результате поражения  ядер, корешков или периферических  отделов IX, X и XII, а иногда V и VII пары черепно-мозговых нервов…Проявления периферического паралича: атрофия, атония и арефлексия.

     Парез голосовых складок ведет  к тому, что голосовые складки смыкаются неполностью и неравномерно, а их колебания становятся редкими, аритмичными и недостаточно амплитуды. В силу этого голос становится слабым, глухим, истощающимся. Неполное смыкание голосовых складок во время произнесения звонких согласных приближает аэродинамические условия в гортани (соотношение величины надскладочного и подскладочного давления) к тому, что звонкие согласные частично или полностью оглушаются.

     Пытаясь воспроизвести голос,  ребенок напрягает различные  агонисты и синергисты мышц голосовых складок, в частности мышцы глотки и корня языка. Это ведет к тому, что гласные звуки приобретают несвойственные им шумовые призвуки фарингиального характера. Поэтому различия между гласными и согласными звуками в речи детей стираются.

     Тембр речи изменен по типу  открытой гнусавости вследствие  параличей мышц глотки и небной  занавески. Кроме этого, утечка  воздуха через нос ведет к  ослаблению специфических речевых  шумов, возникающих при артикуляции  ротовых звуков.

      Речь замедлена, резко утомляет больного [35].

Псевдобульбарная  дизартрия.

     Возникает при двустороннем поражении  двигательных корково-ядерных путей,  идущих от коры головного мозга  к ядрам черепных нервов ствола.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности – спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса – паретическая форма псевдобульбарной дизартрии.

     Здесь имеет место центральный  парез и паралич в речевой  мускулатуре.

В силу своей спастичности голосовые складки  смыкаются излишне сильно. В результате чего свободный край голосовых складок  травмируется, становится утолщенным и неровным. Следствием этого является недостаточно плотное смыкание голосовых складок по всей длине. В результате у ребенка голос слабый, сиплый и хриплый.

     Наряду с оглушением звонких  согласных (из-за парезов голосовых  складок) наблюдается озвончение глухих согласных.

     Спастическое состояние мышц  речевого аппарата нарушает резонаторные  свойства глотки с изменением  величин глоточно-ротового и глоточно-носового  отверстий, что наряду с чрезмерным  напряжением глоточной мускулатуры  и мышц, поднимающих мягкое небо, способствует появлению носового оттенка.

     Речь интонационно бедна, монотонна,  так как при центральных парезах  и параличах голосовые складки  неспособны менять частоту и  амплитуду колебательных движений [35].

Подкорковая дизартрия.

     Возникает при поражении подкорковых  узлов, ядер головного мозга  и их нервных связей с другими  структурами мозга.

     При данной форме наблюдается  дистония (меняющийся мышечный тонус). Поэтому нарушения фонации носят  непостоянный характер.

Голос бывает напряженным, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкости. Голосовые модуляции отсутствуют. Голос монотонный, назализованный. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи [35].

Мозжечковая дизартрия.

     Возникает при поражении мозжечка, либо его связей с другими  отделами нервной системы.

     При этой форме дизартрии, прежде  всего, речь становится замедленной  по темпу, толчкообразной, с нарушенной  модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы - «скандированная речь»[30]. Речь таких детей напряжена, монотонна, так как все сегменты речи произносятся в усредненном регистре. В виду паретичности мышц мягкого неба голос имеет носовой оттенок [35].

Корковая  дизартрия.

Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.

     Возникает при одностороннем  поражении коры доминантного  полушария в нижних постцентральных  отделах коры.

     В отличие от вышеперечисленных  форм дизартрии при постцентральной  корковой форме нет нарушения физиологического дыхания. Поэтому выраженных патологических изменений в тембре голоса не наблюдается.

Наблюдается лишь замедление темпа речи, ее напряженность  и толчкообразность. Это объясняется  «апраксическими поисками», т.е. когда ребенок затрудняется в выборе необходимой фонемы.

Кинетическая  премоторная корковая дизартрия.

     Возникает при одностороннем  поражении коры доминантного  полушария в нижних отделах  премоторных областей коры.

     Голос звучный, тембр речи не  нарушен, так как не нарушено  физиологическое дыхание. Из-за трудности в переключении с одной артикуляции на другую речь становится толчкообразной, послоговой.  Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. 

Третий  вариант корковой дизартрии.

     Возникает при одностороннем  или двустороннем поражении нижних  отделов передней центральной  извилины коры доминантного полушария.

При данной форме дизартрии тембр речи не страдает [35].

        1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии

   Трудности логопедической работы  по восстановлению голоса у  детей с дизартрией связаны  с тем, что в специальной  литературе этому вопросу уделяется  недостаточно внимания.

   При различных формах дизартрии  работа над голосом всегда  является только одним из звеньев комплексной реабилитации. Для развития голоса у детей с дизартрией могут быть использованы различные содержащиеся в логопедической литературе ортофонические упражнения. Эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии.

     При спастических параличах внимание, прежде всего, направлено на понижение рефлекторной возбудимости мышц и расслабление их тонического напряжения. Этой задаче отвечают приемы расслабляющего массажа, упражнения на активное расслабление мышц, дыхательные упражнения, лечение положением.

При вялых  параличах и парезах цель логопедической работы заключается в улучшении  трофики тканей, повышении возбудимости мышц, преодоление контрактур. Эти  цели достигаются приемами тонизирующего  массажа и логопедической гимнастики, использованием лечения положением.

     Для коррекции голоса при дизартрии  могут использоваться приемы  восстановления голоса, непосредственно  использующиеся при нарушениях  голоса. Эти приемы включаются  в общую систему коррекционно–логопедической  работы при дизартрии.

     Рассмотрим способы развития и восстановления голоса у детей по методикам Е. С. Алмазовой, Е. В. Лавровой, Ф. А. Ивановской. Данные методики направлены и используются непосредственно при органических нарушениях голоса.

     Основанием для построения данных  методик, как и многих других, является положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия корой головного мозга.

     Курс логопедических занятий  по методике Е. С. Алмазовой  состоит из двух этапов –  подготовительного и восстановительного, который включает в себя психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику  и голосовые упражнения.

     Согласно данной методике, упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это взаимосвязанные процессы.

     Подготовительный  этап:

Цель  психотерапии, согласно мнению не только Е. С. Алмазовой, но и Е. В. Лавровой, Ф. А. Ивановской и других авторов, сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия предполагает индивидуальный подход и проводится в форме беседы. Она является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения.

     Одновременно с психотерапией  проводится артикуляционная гимнастика.  «…артикуляции придается важное  значение в процессе фонации.  Именно здесь оформляется тембр  голоса, формируются гласные и согласные звуки…»[14]. Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса Е. С. Алмазова предлагает поглаживающий массаж, который производится поглаживанием кончиками пальцев, и вибрационный массаж, который заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука [м] [2].

     Одновременно с массажем проводится  артикуляционная гимнастика, дифференцированная  для различных частей артикуляционного  аппарата: языка, губ, челюстей, мягкого  неба, мышц шеи, гортани и голосовых  складок (поглаживающий и вибрационный массаж, кашлевые движения, подражание стону, мычанию). Также Е. С. Алмазова предлагает упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания.

     Правильное дыхание, согласно методике, можно сформировать при помощи лечебной физкультуры.

     Примерочный курс  упражнений лечебной  физкультуры:

1. Задача  вводного раздела – постепенное  вовлечение ребенка в занятия,  выработка дифференцированного  выдоха через рот и нос.

2. Задача  основного раздела – постепенно  возрастающая тренировка организма,  постановка речевого дыхания  с акцентом на удлиненный выдох.

3. Задача  заключительного раздела – добиться  снижения общефизиологической нагрузки, снять утомление.

     «…В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппараты ребенка приспосабливаются к последующим голосовым упражнениям…» [2].  

     Восстановительный  этап: 

По методике Е. С. Алмазовой весь процесс восстановления голоса можно представить в виде трех разделов работы:

  1. вызывание звука голоса;
  2. закрепление полученного голоса;
  3. автоматизация процесса голосообразования.

     Вызывание звука  голоса:

Е. С. Алмазова считает, что звук голоса целесообразно  вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса [м] сочетается с гласными [у], [о], [а], [и] именно в такой последовательности. «…Слоги произносятся легко, свободно, без напряжения, в позиции резонатора…»[24].

     Процесс восстановления голоса  продолжается в среднем 3 месяца, вызывание голоса – около 1 – 1,5 месяцев.

     Закрепление полученного голоса:

Основными задачами этого периода являются:

  1. автоматизация голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными;
  2. развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;
  3. постановка певческого голоса.

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией