Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Голос – это уникальное
Расстройства голоса имеют
При разных формах дизартрии нарушения голосовой функции составляет первичный дефект. Эти расстройства имеют различный характер нарушения и разную степень выраженности, что обусловлено механизмом той или иной формы дизартрии.
Для успешной реализации коррекционного процесса с детьми с разными формами дизартрии был введен дифференцированный подход, который осуществлялся на трех этапах коррекционно-логопедической работы: подготовительном, восстановительном и заключительном. Подготовительный этап преследует цель подготовить артикуляционный и дыхательный аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям. Главной целью восстановительного (основного) этапа является вызвать голос и закрепить этот навык. Целью заключительного этапа является автоматизировать навык правильного голосоведения, т.е. научить ребенка пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука.
В процессе коррекционно-
Основным
критерием успеха коррекционного обучения
будет являться умение ребенка пользоваться
наиболее полноценным и модулированным,
насколько это возможно, голосом в
любой ситуации: дома, детском саду, на
улице, при чтении и пересказе; умение
выражать все тонкости и оттенки эмоционально
значимого для него высказывания с помощью
многочисленных модуляций голоса, интонем,
логических ударений.
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией