Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
Ведущим дефектом при
Патогенез дизартрии
Органическое поражение может
возникнуть в различных
При вовлечении в процесс
В структуре дефекта при
Речевая симптоматика
1.Синдром артикуляционных расстройств, которые включают в себя нарушения артикуляционной моторики и обусловленные этим нарушения звукопроизношения;
2. Синдром нарушений речевого дыхания.
3. Синдром расстройства голоса (фонации);
Вся речевая симптоматика при дизартрии делится на:
-первичный дефект;
-вторичный дефект.
Нарушения артикуляции и
Опишем подробнее речевую триаду симптомов при дизартрии.
1.Синдром артикуляционных расстройств.
а) нарушения мышечного тонуса.
Для всех форм дизартрий характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может меняться по-разному [30].
Возможны следующие варианты патологического мышечного тонуса:
Спастичность артикуляционных
Гипотония артикуляционных мышц (низкий мышечный тонус). Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. При низком мышечном тонусе страдает артикуляция смычных согласных и аффрикат, затруднено произношение звуков, требующих верхнего подъема кончика языка. Нарушены лабиализованные гласные.
Дистония (меняющийся мышечный тонус).
Обычно имеет место при
Смешанный мышечный тонус. Отмечаются различные состояния мышечного тонуса в разных мышечных группах в одно и то же время. Например, в мышцах губ мышечный тонус низкий, а в мышцах языка – высокий [35].
б) Ограничение подвижности артикуляционных мышц.
Возникает в результате парезов и параличей артикуляционной мускулатуры. Оно усугубляется наличием патологического мышечного тонуса, непроизвольных движений (гиперкинезов) и дискоординационных расстройств.
При недостаточной
подвижности артикуляционных
Может отмечаться ограниченная подвижность мышц языка. При парезах мышц языка часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад, недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта.
Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц мягкого неба. При парезах этих мышц подъем небной занавески в момент речи затруднен, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков.
Парезы
жевательной мускулатуры
в) Наличие непроизвольных насильственных движений (гиперкинезов) и оральных синкенезий.
Частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях – почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации речевого общения. При этом отмечаются подергивания языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в тяжелых случаях – непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка. Гиперкинезы присутствуют в артикуляционной, дыхательной и фонаторной мускулатуре, что приводит к выраженным нарушениям звукопроизношения, физиологического и фонационного дыхания и голосообразования.
Оральные синкенезии – непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях (например, при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура, и ребенок выполняет это движение одновременно с разгибанием головы). Синкенезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной [35].
г) Нарушение синхронности в работе артикуляционного, дыхательного и фонаторного аппаратов.
Нарушение их координированной деятельности, их содружественного действия [35].
д) наличие апраксии.
При дизартрии отмечается и кинестетическая и кинетическая оральная апраксия. При кинестетической апраксии отмечаются трудности в развитии обобщений артикуляционных укладов. Вследствие чего возникают затруднения в поиске необходимого для произношения данного звука артикуляционного уклада. При кинетической апраксии отмечаются трудности в переходе, переключении с одного движения на другое. А следовательно, от одного звука к другому и т.д. [33]
е) Наличие гиперсаливации (повышенное слюноотделение).
Определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона и просодика [33].
2.Синдром нарушений речевого дыхания.
При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи. Активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией [20].
3.Синдром расстройства голоса (фонации).
Характерной
особенностью дизартрии является нарушение
голоса. Мелодико-интонационные
Для возникновения голоса
Нарушения
голоса крайне разнообразны. При различных
формах дизартрии они носят специфический
характер. Однако наиболее часто отмечаются
недостаточная сила голоса (голос слабый,
тихий, иссякающий в процессе речи), отклонения
тембра голоса (глухой, нозализованный,
хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый),
слабая выраженность или отсутствие голосовых
модуляций (ребенок не может произвольно
менять высоту тона) [20].
При дизартрии наряду с
Существует несколько
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией