Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

     Ведущим дефектом при дизартрии  является нарушение звукопроизносительной  и просодической стороны речи [9].

     Патогенез дизартрии определяется  органическим поражением центральной  и периферической нервной системы  под влиянием различних неблагоприятных  факторов, воздействующих во внутриутробном  периоде развития, в момент родов  и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной нервно-мышечной систем [21].

     Органическое поражение может  возникнуть в различных участках  головного мозга, и этим будет определяться картина речевого нарушения. Дизартрия возникает в результате парезов и параличей органов речевого аппарата. Из-за парезов и параличей язык, губы, нижняя челюсть не могут участвовать в создании полноценной артикуляционных укладов. Движения артикуляционных органов оказываются неточными, возникают трудности в удержании артикуляционной позы, в возможности активно переключаться с одного движения на другое. В тяжелых случаях могут отсутствовать активные движения артикуляционных мышц. В результате нарушается артикуляция согласных и гласных звуков, стираются различия по их дифференциальным признакам [21].

     При вовлечении в процесс небно-глоточного  затвора небная занавеска оказывается  неподвижной, либо не совершает  достаточно активных движений при смыкании с задней стенкой глотки. В результате при дизартрии отмечается патологическая назальность.

     В структуре дефекта при дизартрии  различают речевые и неречевые  проявления [22].

     Речевая симптоматика представлена  тремя синдромами:

1.Синдром артикуляционных расстройств, которые включают в себя нарушения артикуляционной моторики и обусловленные этим нарушения звукопроизношения;

2. Синдром  нарушений речевого дыхания.

3. Синдром  расстройства голоса (фонации);

Вся речевая  симптоматика при дизартрии делится на:

-первичный  дефект;

-вторичный  дефект. 

     Нарушения артикуляции и фонации,  затрудняющие, а иногда и полностью  препятствующие членораздельной  речи, составляют так называемый  первичный дефект, который может  привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру: нарушение фонематического восприятия, нарушение лексико-грамматической стороны речи, дисграфия и дислексия [22].Но вторичные симптомы могут и отсутствовать. Они развиваются уже в патологических условиях.

     Опишем подробнее речевую триаду симптомов при дизартрии.

     1.Синдром артикуляционных  расстройств.

      а) нарушения мышечного тонуса.

Для всех форм дизартрий характерно изменение  мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют  сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может меняться по-разному [30].

Возможны  следующие варианты патологического мышечного тонуса:

     Спастичность артикуляционных мышц (гипертония, высокий мышечный тонус). При спастичности артикуляционных мышц отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ; язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. При высоком мышечном тонусе отмечается патологическая мягкость согласных звуков. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц.

     Гипотония артикуляционных мышц (низкий мышечный тонус). Гипотония  в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. При низком мышечном тонусе страдает артикуляция смычных согласных и аффрикат, затруднено произношение звуков, требующих верхнего подъема кончика языка. Нарушены лабиализованные гласные.

     Дистония (меняющийся мышечный тонус). Обычно имеет место при подкорковой  форме дизартрии. В покое отмечается  низкий мышечный тонус в артикуляционном  аппарате, при попытках речи он  резко возрастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

     Смешанный мышечный тонус. Отмечаются различные состояния мышечного тонуса в разных мышечных группах в одно и то же время. Например, в мышцах губ мышечный тонус низкий, а в мышцах языка – высокий [35].

     б) Ограничение подвижности артикуляционных мышц.

Возникает в результате парезов и параличей  артикуляционной мускулатуры. Оно  усугубляется наличием патологического  мышечного тонуса, непроизвольных движений (гиперкинезов) и дискоординационных расстройств.

При недостаточной  подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение. При  поражении мышц губ ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Ограничение подвижности губ нередко нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости.

Может отмечаться ограниченная подвижность  мышц языка. При парезах мышц языка  часто оказывается невозможным  изменение конфигурации языка, его  удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание  назад, недостаточность подъема  кончика языка вверх в полости  рта.

Нарушения звукопроизношения утяжеляются  ограниченной подвижностью мышц мягкого  неба. При парезах этих мышц подъем небной занавески в момент речи затруднен, происходит утечка воздуха через  нос, голос приобретает носовой  оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков.

Парезы  жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Парезы мимической мускулатуры (гипомимия или амимия) приводят к нарушению дифференцированных движений мимических групп мышц, т.е. чувства и эмоции не выражаются или выражаются в малой степени [35].

     в) Наличие непроизвольных насильственных движений (гиперкинезов) и оральных синкенезий.

Частый  признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях – почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации речевого общения. При этом отмечаются подергивания языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в тяжелых случаях – непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка. Гиперкинезы присутствуют в артикуляционной, дыхательной и фонаторной мускулатуре, что приводит к выраженным нарушениям звукопроизношения, физиологического и фонационного дыхания и голосообразования.

Оральные  синкенезии – непроизвольные сопутствующие  движения, которые возникают только при произвольных движениях (например, при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура, и ребенок выполняет это движение одновременно с разгибанием головы). Синкенезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной [35].

     г) Нарушение синхронности  в  работе артикуляционного, дыхательного  и фонаторного аппаратов.

Нарушение их координированной деятельности, их содружественного действия [35].

     д) наличие апраксии.

При дизартрии  отмечается и кинестетическая и кинетическая  оральная апраксия. При кинестетической апраксии отмечаются трудности в развитии обобщений артикуляционных укладов. Вследствие чего возникают затруднения в поиске необходимого для произношения данного звука артикуляционного уклада. При кинетической апраксии отмечаются трудности в переходе, переключении с одного движения на другое. А следовательно, от одного звука к другому и т.д. [33]

     е) Наличие гиперсаливации (повышенное  слюноотделение).   

 Определяется  лишь во время речи. Дети не  справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона и просодика [33].

     2.Синдром нарушений  речевого дыхания.

При дизартрии  за счет нарушения иннервации дыхательной  мускулатуры нарушается речевое  дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи. Активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией [20].

     3.Синдром расстройства  голоса (фонации).

Характерной особенностью дизартрии является нарушение  голоса. Мелодико-интонационные расстройства относят к основным и часто  наиболее  стойким признакам дизартрии. Именно они в наибольшей степени  влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным. Речь интонационно не выразительна, затруднена передача основных интонем (повествование, восклицание, вопрос). Распадается ритмическая структура высказывания, возникают необусловленные смыслом высказывания паузы. Темп речи замедлен.

     Для возникновения голоса большое  значение имеет вибрация голосовых  складок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может нарушать возможность вибрации голосовых складок. Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится минимальной.

Нарушения голоса крайне разнообразны. При различных формах дизартрии они носят специфический характер. Однако наиболее часто отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, нозализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый), слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона) [20]. 

     При дизартрии наряду с речевыми  выделяют и неречевые нарушения.  Это проявления псевдобульбарного  и бульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно дифференцированной моторики пальцев руки [33].

     Существует несколько вариантов  классификации дизартрии (в ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих), но наиболее распространенной в отечественной логопедии является классификация О. В. Правдиной, которая создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи [30].

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией