Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования
С целью исследования особенностей фонации у дошкольников с дизартрией нами был проведен констатирующий эксперимент.
Обследование голоса и его характеристик у детей с дизартрией проводилось на базе городской детской больницы №2.
Обследование голоса у детей, не имеющих речевых нарушений, проводилось на базе МДОУ № 291.
В эксперименте участвовали экспериментальная и контрольная группы.
В контрольную группу вошли дети 5-6 лет, не имеющие речевой патологии.
В экспериментальную группу вошли дети того же возраста с разными формами дизартрии. Анализ речевых карт и сведения, полученные из беседы с логопедом, позволили нам более полно охарактеризовать состав испытуемых в экспериментальной группе.
1. В соответствии с формой дизартрии дошкольники экспериментальной группы распределились следующим образом:
(у
1 человека наблюдается корково-
2. По степени выраженности дизартрии испытуемые составили следующие группы, которые представлены в Таблице 1:
Таблица 1.
Степень выраженности дизартрии | Форма дизартрии | ||||
Бульбарная
форма |
Псевдо-бульбарная форма | Мозжечковая форма | Корковая
форма |
Подкорковая
форма | |
легкая | 4 чел. | 3 чел. | 1 чел. | 2 чел. | - |
средняя | 2 чел. | 1чел. | 1 чел. | 2 чел. | 1 чел. |
тяжелая | 2 чел. | 1 чел. | - | - | - |
При проведении исследования мы руководствовались следующими принципами, ранее описанными в трудах ведущих специалистов психодиагностики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная):
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией
В основе методики
Разработанная методика
Выполняя предложенные задания,
Результаты обследования
Если критерий не отклоняется
от нормы, то обводят 1. Если
есть отклонения от нормы, то
обводят соответствующий
1 – норма;
2 – легкая степень;
3 – умеренная степень;
4 – тяжелая степень.
В конце карты отмечаются голосовые параметры, не требующие коррекционной работы, и параметры, требующие улучшения [3].
Исследование голоса и интонационной стороны речи:
1) Исследование силы и высоты голоса:
-произнесение
гласных в следующей
-произнесение слов: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.
-повторение коротких фраз: Мама мыла Милу. Мила любила молоко. Нина ела малину. Мама купила лимон [3].
2) Произнесение этих же фраз для исследования интонации: произнесение фразы Мила любила молоко с утвердительной, вопросительной и восклицательной интонацией [3].
3) Произнесение тех же фраз с вопросительной интонацией с логическим ударением на разных словах: Мама мыла Милу? Мама мыла Милу? Мама мыла Милу? [3].
4) Исследование способности изменять силу голоса: произнесение артикуляцией - шепотом – тихо – громко и наоборот гласных звуков [а, о, у, э, ы, и] [2].
а а а а а а а а
о о о о о о о о
у у у у у у у у
э э э э э э э э
ы ы ы ы ы ы ы ы
и и и и и и и и
5) Исследование возможности повышать и понижать тон: произнесение гласных звуков и их сочетаний с повышением и понижением голоса [2].
У
У
У
А
А
А
Э
Э
Э
АУ
УО
АУ
АУИ
ЭУИ
АУИ
6) Исследование нозализованности голоса: произнесение фраз, содержащих в большей мере только носовые или только ротовые звуки.
1.Мама может найти меня. 2.Лучше купить большую собаку. 3.Многие мальчики собирают марки и монеты. 4.Я достаю воду из колодца. 5.Мне надо узнать ее имя. 6.Вася разбил блюдце [3].
7) Исследование темпа речи: рассказ по картинке или разговор на заданную тему. По данным исследования Seymour (1975), средний темп речи составил 119слов/мин, очень медленный – 58 слов/мин, слишком быстрый - 188 слов/мин [3].
8) Исследование максимального времени фонации (МВФ): длительное произнесение [а] или [и], на сколько это возможно. В норме ВМФ у мальчиков 6 лет составляет 13с при произнесении [и] и 14с при произнесении [а] (Harden, Looney, 1984; Finnegan, 1984). ВМФ у девочек этого же возраста – 12с при произнесении [и] и 13с при произнесении [а] (Harden, Looney, 1984; Finnegan, 1984) [3].
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования
В ходе констатирующего эксперимента мы изучали особенности фонации у дошкольников с дизартрией в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Рассмотрим полученные результаты.
Проба 1. Исследование силы и высоты голоса.
Оно показало, что у 20% детей с дизартрией относительно сохранны такие акустические качества голоса, как высота и громкость. В остальных 80% случаев дети имели легкую и умеренную степени нарушения. Легкая степень нарушения силы и высоты голоса была выявлена у 50% дошкольников: у 3 детей (15%) с бульбарной формой дизартрии легкой и средней степени выраженности, так же у 3 детей (15%) с псевдобульбарной формой дизартрии легкой и средней степени выраженности, у 2 детей (10%) с корковой формой легкой и средней степени выраженности, у 1 ребенка (5%) с мозжечковой формой дизартрии легкой степени выраженности и у 1 ребенка (5%) с подкорковой формой средней степени выраженности нарушения. Умеренная степень нарушения голоса выявлена у 30% дошкольников: у 3 детей (15%) с бульбарной формой дизартрии средней и тяжелой степени выраженности, у 1 ребенка (5%) с псевдобульбарной формой дизартрии тяжелой степени выраженности, у 1 ребенка (5%) с мозжечковой формой дизартрии средней степени выраженности и 1 ребенка (5%) с корковой формой дизартрии средней степени выраженности.
Дошкольники
в контрольной группе не
Диаграмма 1. «Исследование силы и высоты голоса»
Таблица 2. Результаты выполнения пробы «Исследование силы и высоты голоса»
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией