Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

      2.1. Организация и  принципы экспериментального  исследования

     С целью исследования особенностей фонации у дошкольников с дизартрией нами был проведен констатирующий эксперимент.

     Обследование голоса и его характеристик у детей с дизартрией проводилось на базе городской детской больницы №2.

    Обследование голоса у детей,  не имеющих речевых нарушений,  проводилось на базе МДОУ №  291.

     В эксперименте участвовали экспериментальная и контрольная группы.

     В контрольную группу вошли дети 5-6 лет, не имеющие речевой патологии.

     В экспериментальную группу вошли дети  того же возраста с разными формами дизартрии. Анализ речевых карт и сведения, полученные из беседы с логопедом, позволили нам более полно охарактеризовать состав испытуемых в экспериментальной группе.

     1. В соответствии с формой дизартрии дошкольники экспериментальной группы распределились следующим образом:

    • бульбарная форма дизартрии - 8 человек (40%);
    • псевдобульбарная форма дизартрии - 5 человек (25%);
    • корковая форма дизартрии - 3 человека (15%);

    (у  1 человека наблюдается корково-подкорковая  форма     дизартрии– 5%)

    • мозжечковая форма дизартрии - 2 человека (10%);
    • подкорковая форма дизартрии – 1 человек (5%).
 

     2. По степени выраженности дизартрии испытуемые составили следующие группы, которые представлены в Таблице 1:

     Таблица 1.

Степень выраженности  дизартрии Форма дизартрии
Бульбарная 

форма

Псевдо-бульбарная форма Мозжечковая форма Корковая

форма

Подкорковая

форма

легкая 4 чел. 3 чел. 1 чел. 2 чел. -
средняя 2 чел. 1чел. 1 чел. 2 чел. 1 чел.
тяжелая 2 чел. 1 чел. - - -
 

      При проведении исследования мы руководствовались  следующими принципами, ранее описанными в трудах ведущих специалистов психодиагностики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная):

  • Принцип доступности заданий, который предусматривает подбор методик с учетом возрастного этапа развития речевых и интеллектуальных возможностей подростков с заиканием.
  • Принцип научной обоснованности диагностических методик требует того, чтобы они были валидными, достоверными и надежными, то есть давали такие результаты, которым можно вполне доверять.
  • Принцип деятельностного подхода предполагает проведение обследования с учетом ведущей деятельности исследуемого.
  • Принцип сравнительного подхода при изучении различных качеств голоса у дошкольников с дизартрией предполагает проведение сравнительного анализа с особенностями фонации, которые имеют  нормально развивающиеся дети того же возраста.
  • Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, определить процентное соотношение нарушенных сторон голоса, с другой – чтобы результаты обследования не были сведены только к этим формальным показателям, но и еще был проведен анализ характера фонационных нарушений.
 

2.2. Методика обследования  и оценка голосовой  функции детей  с дизартрией

     В основе методики обследования  и оценки голосовых характеристик  детей с дизартрией лежат методика  исследования голоса дошкольников  В. И. Филимоновой (1990) и голосовые карты системы Баффало III [3].

     Разработанная методика состоит  из 8 проб, которые направлены на  исследование акустических характеристик  голоса и интонационной стороны  речи при дизартрии: 

  • исследование силы и высоты голоса;
  • исследование возможности понижать и повышать  тон голоса;
  • исследование возможности изменять силу голоса;
  • исследование интонационной стороны речи;
  • исследование умения выделять во фразе слова при помощи логического ударения;
  • исследование темпа речи;
  • исследование назализованности голоса;
  • исследование максимального времени фонации [3].

     Выполняя предложенные задания,  дети демонстрируют  звучание  голоса при произнесении, как отдельных звуков, так и слов, предложений.

     Результаты обследования голосовых  характеристик фиксируются в  голосовой карте, где каждый  голосовой параметр, критерий, имеет  четырехбальную шкалу оценки  тяжести нарушения (см. Приложение 1).

     Если критерий не отклоняется  от нормы, то обводят 1. Если  есть отклонения от нормы, то  обводят соответствующий описательный  термин (если указан) под большинством  пунктов и обводят кружком  цифру, соответствующую степени  нарушения.

1 –  норма;

2 –  легкая степень;

3 –  умеренная степень;

4 –  тяжелая степень.

     В конце карты отмечаются голосовые параметры, не требующие коррекционной работы, и параметры, требующие улучшения [3].

Исследование  голоса и интонационной  стороны речи:

1) Исследование силы и высоты голоса:

-произнесение  гласных  в следующей последовательности: [а, о, у, э, ы, и].

-произнесение  слов: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.

-повторение  коротких фраз: Мама мыла Милу. Мила любила молоко. Нина ела малину. Мама купила лимон [3].

2) Произнесение этих же фраз для исследования интонации: произнесение фразы Мила любила молоко с утвердительной, вопросительной и восклицательной интонацией [3].

3) Произнесение тех же фраз с вопросительной интонацией с логическим ударением на разных словах: Мама мыла Милу?  Мама мыла Милу?  Мама мыла Милу? [3].

4) Исследование способности  изменять силу  голоса: произнесение артикуляцией - шепотом – тихо – громко и наоборот гласных звуков [а, о, у, э, ы, и] [2].

а  а  а  а               а  а  а  а

о о  о  о              о о  о о

у   у   у  у              у у у  у

э   э   э   э             э   э  э э

ы  ы   ы  ы          ы  ы  ы ы

и  и   и  и            и  и  и   и

5) Исследование возможности  повышать и понижать  тон: произнесение гласных звуков и их сочетаний с повышением и понижением голоса [2].

                          У                         У 

       У                                                               У

                        А                          А 

       А                                                               А 

                        Э                          Э 

       Э                                                               Э

                      АУ                        УО 

       АУ                                                             УО

                    АУИ                          ЭУИ 

       АУИ                                                        ЭУИ

6) Исследование нозализованности  голоса: произнесение фраз, содержащих в большей мере только носовые или только ротовые звуки.

1.Мама  может найти меня. 2.Лучше  купить большую  собаку. 3.Многие мальчики  собирают марки  и монеты. 4.Я достаю  воду из колодца. 5.Мне  надо узнать ее  имя. 6.Вася разбил  блюдце [3].

7) Исследование темпа  речи: рассказ по картинке или разговор на заданную тему. По данным исследования Seymour (1975), средний темп речи составил 119слов/мин, очень медленный – 58 слов/мин, слишком быстрый - 188 слов/мин [3].

8) Исследование максимального  времени фонации (МВФ): длительное произнесение [а] или [и], на сколько это возможно. В норме ВМФ у мальчиков 6 лет  составляет  13с при произнесении [и] и 14с при произнесении [а] (Harden, Looney, 1984; Finnegan, 1984). ВМФ у девочек этого же возраста – 12с при произнесении [и] и 13с при произнесении [а] (Harden, Looney, 1984; Finnegan, 1984) [3].

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования

     В ходе констатирующего эксперимента мы изучали особенности фонации  у дошкольников с дизартрией в  сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Рассмотрим полученные результаты.

Проба 1. Исследование силы и высоты голоса.

    Оно показало, что у 20% детей с дизартрией относительно сохранны такие акустические качества голоса, как высота и громкость. В остальных 80% случаев дети имели легкую и умеренную степени нарушения. Легкая степень нарушения силы и высоты голоса была выявлена у 50% дошкольников: у 3 детей (15%) с бульбарной формой дизартрии легкой и средней степени выраженности, так же у 3 детей (15%) с псевдобульбарной формой дизартрии легкой и средней степени выраженности, у 2 детей (10%) с корковой формой легкой и средней степени выраженности, у 1 ребенка (5%) с мозжечковой формой дизартрии легкой степени выраженности и у 1 ребенка (5%) с подкорковой формой средней степени выраженности нарушения. Умеренная степень нарушения голоса выявлена у 30% дошкольников: у 3 детей (15%) с бульбарной формой дизартрии средней и тяжелой степени выраженности, у 1 ребенка (5%) с псевдобульбарной формой дизартрии тяжелой степени выраженности, у 1 ребенка (5%) с мозжечковой формой дизартрии средней степени выраженности и 1 ребенка (5%) с корковой формой дизартрии средней степени выраженности.

 Дошкольники  в контрольной группе не испытывали  трудностей в выполнении пробы.

Диаграмма 1. «Исследование силы и высоты голоса»

Таблица 2. Результаты выполнения пробы «Исследование силы и           высоты голоса»

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией