Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

     Среди звуков, которые нас окружают, мы различаем звуки, имеющие  определенную высоту – тоновые  звуки и звуки, неопределенные  по высоте – шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы. В голосовом аппарате человека при речи и пении возникают и тоновые и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновый характер, а глухие согласные – шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука – это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

    Единственным местом в голосовом аппарате человека, где рождаются волны сгущений и разрежений воздуха, является гортань, вернее голосовые складки. Сколько раз они сомкнутся, и разомкнуться в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного воздуха пропустят из подскладочного пространства, такова будет частота рожденного звука.

     Высота голоса определяется размером  и напряжением голосовых складок.  У ребенка голосовые складки  короткие и тонкие, чем и объясняется  высокий голос.

     Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90 – 110 дБ, а иногда достигает 120 дБ [18].

     Особое значение в характеристике  силы голоса приобретает динамический  диапазон – максимальная разница  между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) – необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность [18].

     Тембр звука является существенной характеристикой голоса. Поэтому его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, еще не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т.е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук. Эти области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта – диапазон частот 150 – 850 Гц – при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта – диапазон 500 – 2500 Гц – зависит от ряда гласного звука [18].

     Усиление различных групп обертонов  происходит вследствие явлений резонанса. Под резонатором в акустике подразумевают какой-либо объем воздуха, заключенный в упругие стенки с выходным отверстием. Резонатором он называется потому, что если возбудить колебания находящегося в нем воздуха, то возникает звук совершенно определенной высоты. В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиться явления резонанса. Трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие околоносовые пазухи имеют достаточно упругие стенки для того, чтобы в них возникли явления резонанса. Одни из этих полостей и трубок не изменяются по форме и размерам, следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки и не могут быть специально приспособлены для усиления каких-либо других обертонов (полость носа и околоносовые пазухи). Другие легко меняют свою форму и размеры. Надскладочная область, глотка, ротовая полость могут быть использованы для изменения исходного тембра путем резонаторного усиления определенных групп обертонов [18].

     Механизм смыкания при фонации  голосовых складок различен в  зависимости от вида резонирования.  В грудном регистре голосовые  складки смыкаются полностью,  глубина их смыкания распространяется на всю толщину напряженных складок. В фальцетном (головном) регистре они расслаблены, включены в работу лишь частично, краями, между ними остается пространство, через которое постоянно вытекает воздух. Звуки, которые возникают в результате работы голосовых складок в различных режимах, резко различаются по тембру, силе и звуковысотным возможностям. При плотном смыкании голосовых складок возникает звук, богатый обертонами, голос сильный, способный к тембровым нюансам. Краевая работа голосовых складок способствует возникновению голоса, имеющего «продутый» характер, бедного по тембру, лишенного силы и мало способного к гибкости [20].

     Большое значение для качества  голоса имеет способ его подачи  – атака звука. Принято различать  три типа голосоподачи:

    1. сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки – голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;
    2. момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Этот способ принято называть мягкой атакой звука;
    3. голосовые складки смыкаются, а затем осуществляется выдох, приводящий  их колебаниям. Этот тип голосоподачи называется твердой атакой.

     Наиболее употребительна и физиологически  оправдана мягкая атака. Злоупотребление  твердым или придыхательным способами  подачи голоса может привести  к значительным изменениям в  голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука [20].

     Рассмотренные акустические свойства  присущи нормальному, здоровому  голосу.

1.3. Развитие голоса  в онтогенезе

     Безусловно, рефлекторный крик новорожденного  – это первая фонация. Голос  новорожденных различается по  силе, но имеет одинаковую высоту и не различается по тембру. Он строится на непрерывном звучании гласного. С двух-, трехнедельного возраста функциональное назначение и способ подачи голоса начинают изменяться. Ребенок выражает голосом протест против своих ощущений боли, голода и любого дискомфорта, а также потребность во внимании. При виде матери голос ребенка свидетельствует об удовольствии и способ его подачи становится более мягким. При чувстве голода или боли ребенок издает более резкие крики на твердой голосовой атаке.

     Строение и формирование отдельных органов голосового аппарата ребенка имеет ряд особенностей, сказывающихся на их физиологии. Этими особенностями являются:

    1. диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;
    2. отсутствие постепенности развития и наличие скачков в этом процессе;
    3. существование в общем периоде развития голосового аппарата таких интервалов, когда формирование отдельных его органов протекает почти незаметно, ничем не проявляясь;
    4. неодновременность завершения процесса роста отдельных органов голосового аппарата [28].

     Развитие любого органа голосового  аппарата характеризуется тремя  приблизительными степенями роста  – интенсивным, обычным и пониженным. Их преобладающее влияние проявляется  в разные периоды жизни ребенка.  Например, легкие более интенсивно развиваются только в течение первых двух месяцев после рождения, а далее до периода полового созревания их рост протекает в обычном темпе. Гортань новорожденных обоего пола интенсивно растет в первый год жизни. У мальчиков это наблюдается в первые три месяца, а также на 8 – 9-м месяцах, а у девочек в 1-й месяц, затем на 4 – 7-м месяцах. Носовая полость, придаточные пазухи и носоглотка интенсивно растут в первые шесть месяцев жизни. Затем они продолжают развиваться в обычном темпе: придаточные пазухи до трех лет, а носоглотка до шести лет. Бронхи и трахея интенсивно растут в течение всего первого года жизни ребенка. Гортань увеличивается только первые шесть месяцев, а голосовые складки продолжают расти до конца 1-го года жизни. Формирование носоглотки и придаточных пазух носа в основном завершается к началу полового созревания, т.е. к 14 годам; все остальные органы голосообразования прекращают рост с окончанием полового созревания, к 19 годам.

     Период формирования голоса условно  разделяется на несколько этапов: дошкольный – до 6 – 7 лет, домутационный – до 13 – 14 лет, мутационный – 13 – 15 лет и послемутационный – до 17 – 19 лет [28].

     У детей дошкольного возраста  фонация осуществляется за счет  краевого натяжения коротких  тонких голосовых складок, состоящих из соединительной ткани и желез. С пяти лет начинают формироваться отдельные пучки вокальных мышц. Голос имеет высокое звучание.

     В домутационном периоде параллельно  с анатомическим ростом органов  голосообразования формируется  рецепторный аппарат гортани. М.С. Грачева (1956) описала три рефлексогенные зоны гортани – участки слизистой оболочки гортани, обильно снабженные рецепторами, которые обеспечивают ее функционирование как органа дыхания, защиты дыхательных путей и голосообразования.

     В слизистой оболочке гортани  7-летнего ребенка все эти рефлексогенные  зоны уже выделяются, и начинается  формирование голосовой мышцы.  К 12 годам заканчиваются и формирование  голосовых мышц, и развитие рецепторного  аппарата гортани. 

     Постепенно детский голос развивается; его диапазон достигает 11 – 12 нот. Голос отличается нежностью окраски, звонкостью, «серебристостью». Важное условие правильного, нормального развития голоса – использование его в рамках возрастного диапазона. Это относится к пению, и к разговорной речи [28].

     Мутации голоса (от лат. mutation «изменение», «перемена»), как одна из ступеней в его развитии, наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме подростка под влиянием эндокринной перестройки в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голосообразования во взрослое, называется мутационным периодом. У мальчиков 13 – 15 лет голосовой аппарат  растет быстро и неравномерно, у девочек - развивается замедленно. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера. У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Н.Д. Орлова (1963) называет этот период в развитии голоса девушек – эволюцией, а не мутацией. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности и увеличиваются в размерах. У мальчиков начинает расти в саггитальном направлении щитовидный хрящ, своим передним углом образуя выпуклость на поверхности шеи – кадык. Наибольшая разница между мужской и женской гортанью выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть [28].

     Продолжительность мутации длится  от одного – нескольких месяцев  до года. Весь период делится  на три стадии: начальную, основную (пиковую) и конечную. Начальная  стадия характеризуется лишь  небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная (пиковая) сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, возможно и не смыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и фонации. В этой стадии голос страдает более всего. На завершающем этапе (конечная стадия) мутации закрепляется механизм голосообразования взрослого человека.

     При полностью сформировавшемся  голосе длина голосовых складок  у мужчины составляет: 24 – 25 мм  – бас, 22 – 24 мм – баритон, 18 – 24 мм – тенор; у женщин: 18 – 21 мм – контральто, 18 –  19 мм – меццо-сопрано, 14 – 17 мм – сопрано [28].

     Иногда мутация приобретает острейшую  форму: у подростка с детским  голосом возникает резкая охриплость, которая держится неделю, затем  проходит и появляется баритональный  тембр взрослого человека. Гораздо  более сложны случаи затянувшейся, патологически протекающей мутации. При этом, как правило, в голосе не проскальзывают звуки низких тонов, подросток продолжает говорить детским, резко осипшим, иссякающим голосом, испытывая при этом большое напряжение и порой переходя на шепот. Причины патологической затянувшейся мутации могут быть самыми разнообразными. Это и соматическая ослабленность, и острые респираторные вирусные инфекции, совпавшие с началом мутации, и лабильность психических процессов.

     Послемутационному периоду свойственны легкая ранимость уже сформировавшегося, но еще не окрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон голоса и определяется его индивидуальный тембр, высота, сила.

     Формирование голоса зависит  от многих факторов – конституции  человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции, психического развития индивида [18].

                  1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии.

     Дизартрия – нарушение произносительной  стороны речи, обусловленное недостаточностью  иннервации речевого аппарата.

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией