Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
Среди звуков, которые нас окружают, мы различаем звуки, имеющие определенную высоту – тоновые звуки и звуки, неопределенные по высоте – шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы. В голосовом аппарате человека при речи и пении возникают и тоновые и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновый характер, а глухие согласные – шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука – это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.
Единственным местом в голосовом аппарате человека, где рождаются волны сгущений и разрежений воздуха, является гортань, вернее голосовые складки. Сколько раз они сомкнутся, и разомкнуться в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного воздуха пропустят из подскладочного пространства, такова будет частота рожденного звука.
Высота голоса определяется
Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90 – 110 дБ, а иногда достигает 120 дБ [18].
Особое значение в
Тембр звука является
Усиление различных групп
Механизм смыкания при фонации
голосовых складок различен в
зависимости от вида
Большое значение для качества
голоса имеет способ его
Наиболее употребительна и
Рассмотренные акустические
1.3. Развитие голоса в онтогенезе
Безусловно, рефлекторный крик
Строение и формирование отдельных органов голосового аппарата ребенка имеет ряд особенностей, сказывающихся на их физиологии. Этими особенностями являются:
Развитие любого органа
Период формирования голоса
У детей дошкольного возраста
фонация осуществляется за
В домутационном периоде
В слизистой оболочке гортани
7-летнего ребенка все эти
Постепенно детский голос развивается; его диапазон достигает 11 – 12 нот. Голос отличается нежностью окраски, звонкостью, «серебристостью». Важное условие правильного, нормального развития голоса – использование его в рамках возрастного диапазона. Это относится к пению, и к разговорной речи [28].
Мутации голоса (от лат. mutation «изменение», «перемена»), как одна из ступеней в его развитии, наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме подростка под влиянием эндокринной перестройки в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голосообразования во взрослое, называется мутационным периодом. У мальчиков 13 – 15 лет голосовой аппарат растет быстро и неравномерно, у девочек - развивается замедленно. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера. У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Н.Д. Орлова (1963) называет этот период в развитии голоса девушек – эволюцией, а не мутацией. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности и увеличиваются в размерах. У мальчиков начинает расти в саггитальном направлении щитовидный хрящ, своим передним углом образуя выпуклость на поверхности шеи – кадык. Наибольшая разница между мужской и женской гортанью выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть [28].
Продолжительность мутации
При полностью
Иногда мутация приобретает
Послемутационному периоду свойственны легкая ранимость уже сформировавшегося, но еще не окрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон голоса и определяется его индивидуальный тембр, высота, сила.
Формирование голоса зависит
от многих факторов –
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии.
Дизартрия – нарушение
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией