Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
Надгортанник по форме похож
на седло велосипеда, узкая часть
которого обращена книзу.
Черпаловидные хрящи парные, имеют форму трехгранной пирамиды. Черпаловидный хрящ имеет два отростка: наружный – мышечный и передний - голосовой. К первому прикрепляется ряд внутренних мышц гортани, ко второму – голосовая складка. К вершине черпаловидных хрящей прикреплены небольшие парные рожковидные (санториниевы) хрящи. Кнаружи от них в черпалонадгортанных складках находятся парные клиновидные (врисбергиевы) хрящи, также имеющие небольшие размеры [8].
Мышцы гортани делятся на
В зависимости от выполняемой функции различают внутренние мышцы гортани, суживающие и расширяющие голосовую щель. К первым относятся следующие парные мышцы (за исключением поперечной мышцы): перстнечерпаловидная боковая мышца, при сокращении которой голосовые отростки черпаловидных хрящей вместе с голосовыми складками сближаются. Поперечная межчерпаловидная мышца (единственная непарная) при сокращении сближает черпаловидные хрящи и закрывает задний отдел голосовой щели. Косая черпаловидная мышца усиливает функцию поперечной мышцы. При сокращении этой группы мышц голосовые складки сходятся. Внутренняя щиточерпаловидная или голосовая мышца находится в толще голосовой складки.
Единственной мышцей
Черпалонадгортанная мышца
Гортань - хорошо иннервируемый
орган. Иннервация гортани
Внутреннюю часть гортани делят на три отдела:
В средней части гортани (
В момент фонации, т.е.
При продуцировании шепота
Гортань осуществляет три функции:
Дыхательная функция
Защитная функция препятствует
проникновению инородных тел
в нижерасположенные
В отношении голосовой функции гортани, т.е. в вопросе о механизме голосообразования, в последнее время существуют несколько теорий [20].
Механизм голосообразования
Согласно миоэластической теории, основными факторами голосообразования являются давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие, выражающееся в том, что давление столба воздуха в трахее тем сильнее, чем большее сопротивление оказывают складки [18].
R. Husson (1950), основываясь на результатах изучения физиологии голосообразования, обосновал нейрохронаксическую теорию. R. Husson и его сторонники T. Frint и соав. (1969) полагают, что голосовые складки не пассивно колеблются под действием потока воздуха, а периодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга по нижнегортанному нерву. Основываясь на экспериментальных данных, авторы установили, что сокращение мышц голосовых складок активный процесс с частотой колебаний, равной частоте нервных импульсов, поступающих по возвратному нерву. Воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, как объясняет миоэластичекая теория, а материалом, из которого генерируется энергия – звук. Следовательно, частота звука, возникающего в гортани, зависит от возбудимости возвратных нервов, а также их способности проводить нервные двигательные импульсы [18].
Л.Б. Дмитриев (1962), Н.И, Жинкин (1963), Е.Д. Рудаков (1964) и В.П. Морозов (1966) установили, что частота колебаний голосовых складок зависит от их длины и массивности, величины подскладочного давления, объема и формы резонаторов, а также от состояния коры головного мозга. Авторы считают, что механизм голосообразования следует объяснять, исходя из положений обеих теорий – миоэластической и нейрохронаксической.
J. Perello (1962) выдвинул мукоундуляторную теорию фонации, согласно которой вибрация голосовой складки не что иное, как своеобразное волнообразное скольжение слизистой оболочки, покрывающей голосовые складки. Волнообразное движение возникает в субхордальной области, распространяется кверху и спереди назад, проходит по краю голосовых складок кверху и гаснет у входа в гортанный желудочек. По мнению И. Максимова эта теория дает чисто механическое объяснение механизму фонации и не отражает сложной взаимосвязи и взаимозависимости деятельности мышц гортани и центральной нервной системы.
Рядом советских ученых
Механизм голосообразования
Резонаторные полости – органы, перерабатывающие основной ларенгеальный звук:
Глотка – орган длиной 12 см, представляет собой полость, расположенную позади носовой, ротовой полостей и гортани. Стенки глотки состоят в основном из мышц, которые, начинаясь на основании черепа, книзу в виде воронки переходят в пищевод.
В глотке различают три части: верхнюю – носовую (носоглотка), среднюю – ротовую (ротоглотка) и нижнюю – гортанную (гортаноглотка).
Носоглотка имеет неправильную
кубическую форму и при помощи
двух отверстий (хоан) сообщается
с назальными полостями.
Средний отдел ограничен
Нос делится на наружный нос
и носовую полость с
Околоносовые пазухи
Носовая полость и
Полость рта спереди
Таким образом, из изложенного
выше видно, что голосовой
1.2. Акустические свойства голоса
Голос – это сочетание
Все то многообразие качеств
певческого или речевого
Под звуком в акустике
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией