Особенности фонации у дошкольников с дизартерией

Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93

Работа содержит 8 файлов

библиография 2003.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Дипломчик2003.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7

1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7

1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17

1.3. Развитие  голоса в онтогенезе………………………………………………21

1.4. Особенности фонации  у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25

1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36

ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46

2.1. Организация  и принципы экспериментального  исследования…………..46

2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51

ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61

3.1. Принципы  коррекционно-логопедической работы  по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61

3.2. Этапы  и направления коррекционно-логопедической работы…………..63

3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88

ПРИЛОЖЕНИЕ  «Голосовая карта »……………………………..………….....91

ПРИЛОЖЕНИЕ  «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы  Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.

     Исследования Алмазовой Е. В., Орловой О. С., Лавровой Е. В., Вильсона Д.К., Максимова И., Таптаповой С. Л., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Ивановской Ф. А. и др. посвящены описанию анатомо-физиологических механизмов голосообразования, акустических свойства голоса, развитию его в онтогенезе, а так же характеру различных нарушений  голосовой функции и методик ее восстановления. Но недостаточно внимания в специальной литературе уделяется разработке и описанию методик по восстановлению голоса у детей с разными формами дизартрии. А так как нарушение просодики наряду с нарушением звукопроизношения составляет первичный дефект при дизартрии, то данная проблема является значимой актуальной в процессе коррекционно-логопедической работы при этом речевом расстройстве. Поэтому необходимо разработать такой методический комплекс, в основе которого должен лежать дифференцированный подход при коррекции и развитии голоса в структуре логопедической работы при разных формах дизартрии. 

Объект  исследования – голосовая функция.

Предмет исследования – содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией.

Цель  исследования: выявить особенности нарушения фонации у дошкольников с дизартрией и разработать содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации при данном речевом нарушении.

Гипотеза  исследования. У дошкольников с дизартрией наблюдаются различные нарушения фонации, которые обусловлены формой речевого дефекта и степенью его выраженности. Мы предполагаем, что коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений голоса при разных формах дизартрии, построенная с учетом дифференцированного подхода, позволит более эффективно восстанавливать и развивать голосовые качества дошкольников.

Задачи  исследования:

1) изучить специальную литературу по проблеме исследования;

2) раскрыть  особенности нарушения голоса  при различных формах дизартрии;

3) проанализировать  методики по восстановлению и  развитию голоса;

4) отобрать  методику обследования и оценивания  голосовой функции детей с  дизартрией;

5) провести  экспериментальные исследования  голоса и его просодических  компонентов у детей с дизартрией  и детей без патологии в  речевом развитии;

6) выявить  степень нарушения голосовых  параметров у обеих групп детей  и   сравнить результаты эксперимента;

7) выделить этапы и направления коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений голоса при дизартрии;

8) определить  содержание коррекционно-логопедической  работы по преодолению нарушений  голоса при дизартрии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

       1.1. Анатомо-физиологические  механизмы голосообразования 

     Голос – это один из компонентов  речи. Вместе с дыханием и артикуляцией  он служит внешнему выражению  мысли (слова) и контролируется  корой головного мозга .

     Голосовой (фонаторный) аппарат – это составное анатомическое понятие, включающее в себя те органы и системы, которые принимают участие в голосообразовании.

     В специальной литературе обычно  голосовой аппарат человека сравнивают  с музыкальным – духовым или язычковым инструментом, в котором звук получается вследствие вызываемого струей воздуха колебания упругого твердого тела – язычка. Голосовые связки являются как бы двойным язычком, обладающим способностью менять свои размеры, натяжение и упругость. Легкие играют роль мехов; надставная труба выполняет функцию резонатора [8].

     В обобщенном виде органы фонации  могут быть представлены следующим  образом:

       1. Органы, доставляющие вещество звука  (воздух): диафрагма и легкие, бронхи, трахея.

       2. Органы, продуцирующие основной звук: гортань с непосредственным продуцентом звука – голосовыми складками.

       3. Органы, осуществляющие акустическую  переработку основного ларингеального  звука – надларингеальная резонаторно-акустическая  система: преддверие гортани,  глотка, полость рта, а также полости носа и околоносовые пазухи [8].

     В состоянии покоя вход и  выдох осуществляются через нос,  и их продолжительность практически  равна в среднем до 16 – 18 дыхательных  движений в минуту. Характер дыхания  при фонации существенно меняется: вдох осуществляется быстрее, а продолжительность выдоха увеличивается в 20, 30 и более раз, особенно при пении. Своеобразие фонационного дыхания выражается еще и в том, что вдох происходит и через нос, и через рот, а выдох только через рот [8].

       Органы, доставляющие вещество звука - воздух:

     Диафрагма – мышечно-сухожильная  пластинка, прикрепленная изнутри  к грудной клетке, является не  только перегородкой между брюшной  и грудной полостями, но и  органом, непосредственно участвующим  в акте дыхания. Она имеет форму купола, часть которого вогнута кзади и в сторону грудной клетки. При вдохе диафрагма сокращается, смещается и уплощает органы брюшной полости. В результате чего вместимость плевральной полости и легких увеличивается [8].

     Изменения величины смещения ребер и диафрагмы положены в основу определения типа дыхания.

       Выделяют  следующие типы дыхания:

    1. Реберный тип;
    2. Брюшной тип;
    3. Костоаброминальный (смешанный) тип [21].

     Легкие – важнейший орган дыхательной  системы. Они имеют форму конуса, вершина которого обращена кверху, а основание расположено на диафрагме. Наружная, передняя и задняя поверхности легких прилегают к внутренней поверхности грудной клетки. Внутренняя поверхность легких обращена к средостению и прилегает к его органам. Правое легкое делится на три, левое – на две доли.

     Легкие и внутренняя стенка  грудной клетки покрыты листками  плевры, между которыми, таким образом,  создается плевральное пространство, которое заполнено небольшим  количеством жидкости.

     Грудная клетка – это полость, образованная 12 грудными позвонками, таким же количеством пар ребер с хрящами и грудиной. Стенки грудной полости в анатомическом и физиологическом отношении составляют единое целое с системой органов дыхания и совершают постоянные ритмичные движения, связанные с вдохом и выдохом. Важную роль в обеспечении реберного дыхания играют межреберные мышцы, а также мышцы грудной стенки и брюшного пресса.

     Бронхи, правый и левый, отходят  от нижней части трахеи. Правый  бронх шире и короче (3 см), чем левый (5 см). Кроме того, он является почти прямым продолжением трахеи. Правый бронх делится на три бронха, а левый на два. От этих бронхов отходят, ветвясь и суживаясь, бронхиальные ветви, которые в свою очередь, многократно делясь, переходят в бронхиолы. Бронхи в основном состоят из эластичной ткани и отдельных пластинок хряща [8].

     Трахея, являющаяся непосредственным  продолжением гортани, представляет  собой полую эластичную трубку, которая начинается ниже перстневидного  хряща и оканчивается на уровне , разделяясь на два бронха – правый и левый. Длина трахеи у взрослых составляет в среднем 10 – 12 см, ширина просвета равна 15 – 22 мм у мужчин и 13 – 18 мм у женщин, у ребенка 5 лет – соответственно 5,5 см и 7 мм [8].

       Органы, продуцирующие основной звук:

     Гортань расположена в передней  области шеи в ее средней  части. Вверху она открывается  в полость гортанной части  глотки, а внизу переходит в  трахею. Спереди большая часть  гортани покрыта мышцами, подкожной  жировой клетчаткой и кожей. У взрослых гортань находится на уровне , у новорожденных она занимает более высокое положение, у стариков – более низкое (на уровне ) [8].

     Остов гортани состоит из трех  непарных и трех парных хрящей. Непарными хрящами являются перстневидный, щитовидный и надгортанный. К парным относятся черпаловидные, рожковидные (санториниевы) и клиновидные (врисбергиевы) хрящи [2].

     Перстневидный хрящ образует  основание, на котором расположены остальные хрящи гортани. Он имеет форму перстня с печаткой.. Перстневидный хрящ соединен с первым кольцом трахеи перстнетрахеальной связкой.

     Щитовидный хрящ – самый большой  хрящ гортани. Он расположен  над перстневидным хрящом и  состоит из двух пластинок четырехугольной формы, которые соединены между собой под углом. У мужчин в месте соединения пластинок на передней поверхности шеи образуется гортанный выступ (кадык). От заднего края щитовидного хряща вверх отходят верхние рога, а вниз – нижние. Верхние рога соединяются с подъязычной костью связкой, а нижние – с перстневидным хрящом с помощью сустава.

Приложение 1 2003.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 1.docx

— 11.25 Кб (Открыть, Скачать)

приложение 2 2003.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

приложение 2.docx

— 22.46 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемой литературы 2003.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Федеральное агентство по образованию.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией