Автор: Наталья Назарькова, 20 Августа 2010 в 10:26, дипломная работа
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Введение………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………………7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие голоса в онтогенезе………………………………………………21
1.4. Особенности фонации у дошкольников при различных формах дизартрии………………………………………………………………………...25
1.5. Обзор методик по восстановлению голоса при дизартрии………………………………………………………………………...36
ГЛАВА 2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………..46
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика обследования и оценка голосовой функции детей с дизартрией……………………………………………………………………......48
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….61
3.1. Принципы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..61
3.2. Этапы и направления коррекционно-логопедической работы…………..63
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ «Голосовая карта »……………………………..………….....91
ПРИЛОЖЕНИЕ «Комплекс упражнений по развитию силы, высоты и тембра голоса по методике Е. В. Алмазовой»………………..………………………...93
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования………………7
1.2. Акустические свойства голоса…………………………………………….17
1.3. Развитие
голоса в онтогенезе……………………………
1.4. Особенности
фонации у дошкольников при различных
формах дизартрии………………………………………………………
1.5. Обзор
методик по восстановлению голоса при
дизартрии………………………………………………………
ГЛАВА
2. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……………………………...…………
2.1. Организация и принципы экспериментального исследования…………..46
2.2. Методика
обследования и оценка голосовой функции
детей с дизартрией……………………………………………………
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………51
ГЛАВА
3. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНАЦИИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ………………………………………….
3.1. Принципы
коррекционно-логопедической
3.2. Этапы
и направления коррекционно-
3.3. Cодержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией…………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Голосовая карта »……………………………..………….....
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Комплекс упражнений по развитию силы,
высоты и тембра голоса по методике Е.
В. Алмазовой»………………..………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в логопедии существует большое количество исследований, посвященных такому речевому нарушению как дизартрия. Об этом свидетельствуют научные работы Хватцева М. Е., Семеновой К. А., Куссмауля А., Соботович Е. Ф., Даниловой Л. А., Правдиной О. В., Винарской Е. Н., Мастюковой Е. М., Архиповой Е. Ф. и др. Эти исследования характеризуются большой разнородностью и освящают различные аспекты данного речевого дефекта, в том числе и характер нарушений фонации при дизартрии. О значении голоса и его просодических свойств в речевой деятельности написано множество работ. Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова). Следовательно, без него не может осуществляться коммуникация. Ни один человек не может обойтись без речевого общения, так как он «существо социальное». Поэтому восстановление и развитие голосовой функции очень важно не только при дизартрии, но и при других нарушениях.
Исследования Алмазовой Е. В., Орловой О. С., Лавровой Е. В., Вильсона Д.К., Максимова И., Таптаповой С. Л., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Ивановской Ф. А. и др. посвящены описанию анатомо-физиологических механизмов голосообразования, акустических свойства голоса, развитию его в онтогенезе, а так же характеру различных нарушений голосовой функции и методик ее восстановления. Но недостаточно внимания в специальной литературе уделяется разработке и описанию методик по восстановлению голоса у детей с разными формами дизартрии. А так как нарушение просодики наряду с нарушением звукопроизношения составляет первичный дефект при дизартрии, то данная проблема является значимой актуальной в процессе коррекционно-логопедической работы при этом речевом расстройстве. Поэтому необходимо разработать такой методический комплекс, в основе которого должен лежать дифференцированный подход при коррекции и развитии голоса в структуре логопедической работы при разных формах дизартрии.
Объект исследования – голосовая функция.
Предмет исследования – содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации у дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: выявить особенности нарушения фонации у дошкольников с дизартрией и разработать содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонации при данном речевом нарушении.
Гипотеза исследования. У дошкольников с дизартрией наблюдаются различные нарушения фонации, которые обусловлены формой речевого дефекта и степенью его выраженности. Мы предполагаем, что коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений голоса при разных формах дизартрии, построенная с учетом дифференцированного подхода, позволит более эффективно восстанавливать и развивать голосовые качества дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить специальную литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть
особенности нарушения голоса
при различных формах
3) проанализировать методики по восстановлению и развитию голоса;
4) отобрать
методику обследования и
5) провести
экспериментальные
6) выявить
степень нарушения голосовых
параметров у обеих групп
7) выделить этапы и направления коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений голоса при дизартрии;
8) определить
содержание коррекционно-
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования
Голос – это один из
Голосовой (фонаторный) аппарат – это составное анатомическое понятие, включающее в себя те органы и системы, которые принимают участие в голосообразовании.
В специальной литературе
В обобщенном виде органы
1. Органы, доставляющие вещество звука (воздух): диафрагма и легкие, бронхи, трахея.
2. Органы, продуцирующие основной звук: гортань с непосредственным продуцентом звука – голосовыми складками.
3.
Органы, осуществляющие акустическую
переработку основного
В состоянии покоя вход и
выдох осуществляются через
Органы, доставляющие вещество звука - воздух:
Диафрагма – мышечно-
Изменения величины смещения ребер и диафрагмы положены в основу определения типа дыхания.
Выделяют следующие типы дыхания:
Легкие – важнейший орган
Легкие и внутренняя стенка
грудной клетки покрыты
Грудная клетка – это полость, образованная 12 грудными позвонками, таким же количеством пар ребер с хрящами и грудиной. Стенки грудной полости в анатомическом и физиологическом отношении составляют единое целое с системой органов дыхания и совершают постоянные ритмичные движения, связанные с вдохом и выдохом. Важную роль в обеспечении реберного дыхания играют межреберные мышцы, а также мышцы грудной стенки и брюшного пресса.
Бронхи, правый и левый, отходят от нижней части трахеи. Правый бронх шире и короче (3 см), чем левый (5 см). Кроме того, он является почти прямым продолжением трахеи. Правый бронх делится на три бронха, а левый на два. От этих бронхов отходят, ветвясь и суживаясь, бронхиальные ветви, которые в свою очередь, многократно делясь, переходят в бронхиолы. Бронхи в основном состоят из эластичной ткани и отдельных пластинок хряща [8].
Трахея, являющаяся непосредственным
продолжением гортани,
Органы, продуцирующие основной звук:
Гортань расположена в
Остов гортани состоит из трех непарных и трех парных хрящей. Непарными хрящами являются перстневидный, щитовидный и надгортанный. К парным относятся черпаловидные, рожковидные (санториниевы) и клиновидные (врисбергиевы) хрящи [2].
Перстневидный хрящ образует
основание, на котором
Щитовидный хрящ – самый
Информация о работе Особенности фонации у дошкольников с дизартерией