Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
…………………………………………………….
Результаты исследования структуры учебной мотивации контрольной группы до и после формирующего эксперимента
Рисунок 5
Результаты до и после формирующего эксперимента контрольной группы остались без изменения, количество учащихся с низким и высоким уровнем учебной мотивации не выявлены, количество учащихся со среднем уровнем внутренней мотивации 25 учащихся (100%).
Не выявлены изменения в контрольной группе, уроки которой проводились без включения игры изменения структуры. Полученные данные достоверны в 99% случаев (согласно G-критерию знаков, p ≤ 0,01).
Таблица 7
Результаты исследования структуры учебной мотивации экспериментальной и контрольной группы согласно тесту Валеева Г.Х. (в процентах) после формирующего эксперимента
Группа | Низкий уровень учебной мотивации | Средний уровень учебной мотивации | Высокий уровень учебной мотивации |
ЭГ (n=25) | 0% (n=0) | 68% (n=17) | 32% (n=8) |
КГ (n=25) | 0% (n=0) | 100% (n=25) | 0% (n=0) |
Таким образом, изменения, произошедшие в экспериментальной группе, после формирующего эксперимента значительны. В КГ достоверных изменений получено не было. Полученные данные достоверны в 95% случаев (согласно G-критерию знаков, p ≤ 0,05). Сравнительный анализ количества учащихся в экспериментальной и контрольной группах с высоким и средним уровнем внутренней учебной мотивации показал, что после формирующего эксперимент в экспериментальной группе низкий уровень учебной мотивации не выявлен, а за счёт снижения количества учащихся со среднем уровнем учебной мотивации увеличилось количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации; в контрольной группе изменений не произошло.
Результаты исследования структуры учебной мотивации экспериментальной и контрольной групп после эксперимента
Рисунок 6
Таким образом, предполагаемая гипотеза: уровень учебной мотивации учащихся средней школы повышается при использовании на уроках ОБЖ игры как средства обучения, подтвердилась. Следовательно, использование на уроках ОБЖ игры как средство обучения на различных этапах урока эффективно.
ВЫВОД К II ГЛАВЕ
В процессе анализа психолого-педагогической литературы была выдвинута следующая гипотеза: уровень учебной мотивации учащихся средней школы повышается при использовании на уроках ОБЖ игры как средства обучения,
На основании выдвинутой гипотезы были определены задачи эмпирического исследования.
Для выявления особенностей структуры учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ использовался тест-опросник Валеева Г.Х.
Для обработки полученных данных были использованы методы статистической обработки для непараметрических данных.
В исследовании участвовали школьники 7 А класса и 7 В класса МОУ средней общеобразовательной школы № 21 города Канска, в общем количестве 50 человек в возрасте 13-14 лет.
Для исследования были обозначены две группы учащихся: экспериментальная (Э) и контрольная (К).
В экспериментальную вошли учащиеся 7 А класса – 25 учащихся (10 мальчиков и 15 девочек).
В контрольную группу вошли учащиеся 7 В класса – 25 учащихся (9 мальчиков и 16 девочек).
Полученные данные по тест-опроснику Валеева Г.Х. были обработаны с помощью ключа. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета.
Ход экспериментального исследования определялся поставленными задачами. В первой четверти 2010-2011 учебного года до начала формирующего эксперимента в экспериментальной и в контрольной группах был проведён констатирующий эксперимент с целью определения особенностей структуры учебной мотивации согласно тесту Валеева Г.Х. В течение первого полугодия после проведения обследования в экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, а именно, на уроках ОБЖ применялись игры как средство обучения. В третьей четверти 2010-2011 учебного года после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной и в контрольной группах был проведен повторный констатирующий эксперимент с использованием того же инструментария.
Анализ полученных данных выявил следующее.
До формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах структура учебной мотивации в процентном соотношении отличалась: количество учащихся с низким и высоким уровнем мотивации имела расхождения: в ЭГ количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации 1 учащийся (4%), количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации 3 учащихся (12%), в КГ не выявлены учащиеся с низким и высоким уровнем учебной мотивации; количество учащихся со среднем уровнем мотивации отличалась не значительно: в ЭГ – 21 учащийся (84%), в КГ – 17 учащихся (68%). Различия достоверны в 95% случаев (согласно критерию Манна-Уитни).
Проведённый после формирующего эксперимента анализ показал следующее.
Количество учащихся с уровнем средней внутренней учебной мотивации учащихся в ЭГ составляет 68%, т.е. отмечено снижение на 16%, уровень высокий внутренней мотивации повысился на 20% и составляет 32%, а уровень низкой внутренней мотивации не зафиксирован и составляет 0%. Согласно критерию Манна-Уитни различия достоверны (p≤0,05,p≤0,01).
Результаты до и после формирующего эксперимента контрольной группы остались без изменения, количество учащихся с низким и высоким уровнем учебной мотивации не выявлены, количество учащихся со среднем уровнем внутренней мотивации 25 учащихся (100%).
Не выявленные изменения в контрольной группе, уроки которой проводились без включения игры изменения структуры не значительны. Полученные данные достоверны в 99% случаев (согласно G-критерию знаков, p ≤ 0,01).
Изменения, произошедшие в экспериментальной группе, до и после формирующего эксперимента значительны. Полученные данные достоверны в 95% случаев (согласно G-критерию знаков, p ≤ 0,05).
Сравнительный анализ количества учащихся в экспериментальной и контрольной группах с высоким и средним уровнем внутренней учебной мотивации показал, что после формирующего эксперимент в экспериментальной группе низкий уровень учебной мотивации не выявлен, а за счёт снижения количества учащихся со среднем уровнем учебной мотивации увеличилось количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации; в контрольной группе изменений не произошло.
Таким образом, предполагаемая гипотеза: уровень учебной мотивации учащихся средней школы повышается при использовании на уроках ОБЖ игры как средства обучения, подтвердилась. Следовательно, использование на уроках ОБЖ игры как средство обучения на различных этапах урока эффективно.
Рекомендации для уроков ОБЖ с использованием
При разработке содержания урока ОБЖ с игровой деятельностью преподавателю следует определить:
- средства и методы решения каждой педагогической задачи;
- учебно-материальное обеспечение урока;
- методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;
- критерии оценки работы учащихся.
Игра - отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков, по какой-либо теме. Так, они способствуют закреплению знаний пройденного материала, формированию навыков учащихся во время практических занятий. Кроме того, мы рассматриваем игры как важное психолого-педагогическое средство развития устойчивого познавательного интереса к учебному предмету вообще и к предмету ОБЖ в частности.
При использовании игр и игровых моментов для их эффективного воздействия на уровень учебной мотивации преподавателю-организатору ОБЖ следует помнить:
- применение на всех этапах обучения;
- разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель;
- решением можно заниматься в домашних условиях (составление ребусов, кроссвордов, пословиц и т.д.);
- учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач различной степени сложности;
- после выполнения заданий полезен разбор правильных ответов и ошибок;
- ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр.
Рекомендуемые разработки игр и игровых моментов смотрите в приложении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Основы безопасности жизнедеятельности» - один из тех предметов, которые непосредственно готовят учащихся к жизни, учат не теряться в экстремальных ситуациях, быстро принимать правильные решения, дорожить своей жизнью и жизнью людей, живущих рядом.
К сожалению, уроки ОБЖ приобрели стандартную форму, обусловленную необходимостью подготовки учащихся к выполнению типовых заданий, и, как следствие, утратили занимательность и привлекательность. Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, поэтому систематическое и продуманное использование разнообразных дидактических игр помогает решить проблему формирования учебной мотивации.
Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, стремится активизировать и поддержать учебную мотивацию на высоком уровне. Для этого используются игровые средства обучения на уроках ОБЖ.
Проблема исследования: недостаточная разработанность проблемы учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ
Объект исследования: учебная мотивация учащихся средней школы, появляющаяся при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ
Предмет исследования: уровень учебной мотивации учащихся средней школы возникающей при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ
Гипотеза: уровень учебной мотивации учащихся средней школы повышается при использовании на уроках ОБЖ игры как средства обучения.
Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
6. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
7. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
8. провести анализ изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
9. обработать и проанализировать результаты эмпирического исследования;
10. разработать рекомендации по формированию учебной мотивации на уроках ОБЖ через использование игры как средства обучения.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
5. анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки, прежде всего принципов системности и развития;
6. констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня учебной мотивации, а также фиксацию результатов;
7. формирующий эксперимент, направленный на выявление уровня учебной мотивации
8. методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Структура работы: работа состоит из введения; первой и второй главы, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Практическая значимость исследования: выявление изменений уровня учебной мотивации учащихся средней школы проявляющихся при использовании игры как средства обучения позволит разработать новые дидактические методы, формирующие учебную мотивацию при освоение содержания курса ОБЖ. По результатам работы предполагается написание методических рекомендаций при использовании игр и игровых моментов для эффективного воздействия на уровень учебной мотивации.