Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
…………………………………………………….
По мнению Гаткина Е.Я., в практике обучения на уроках ОБЖ целесообразно использовать также проблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемным обучением. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация опасной жизнедеятельности, при которой для изучения темы необходимо самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением или комплексом их одновременно [12]. Проблемные ситуации позволяют постепенно вырабатывать у учащихся внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. Проблемное обучение на уроках ОБЖ ориентировано на поисковое усвоение знаний, умений и навыков.
Не менее эффективным является организация игровой деятельности. Бондаревский В.Б. считает, что технология игровых форм обучения соответствует возрастным появлениям, нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения через игру, формировать цели и программы собственной самостоятельной учебной деятельности [10].
Использование игровых дидактических технологий на уроках ОБЖ имеет свои особенности.
Для подготовки урока с использованием игровой деятельности преподавателю-организатору ОБЖ необходимо тщательно готовиться. Важно продумать содержание урока, его задачи. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы, события, ситуации способов безопасной жизнедеятельности.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности.
Рассмотрим этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока «Основы безопасности жизнедеятельности».
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока преподаватель-организатор ОБЖ может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызывать мотивы относительной неудовлетворенности, усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. На этом этапе необходимо ориентироваться на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что преподаватель-организатор ОБЖ, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.
ВЫВОД К I ГЛАВЕ.
Учебная мотивация, как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у ученика средней школы через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Социальная активность подростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, будучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, отвечает удовлетворению этих мотивов. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений, Это позволяет опредмечивать потребностно-мотивационную сферу, формируя внутреннюю, именно учебную мотивацию деятельности. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Само внутреннее содержание и структура игры, и основанных на ней дидактических средств позволяет педагогу на уроке активизировать учебную деятельность. Стимулирование познавательного интереса, естественное включение в поисковую деятельность, положительный эмоциональный фон при достижении результата, то есть все необходимые элементы учебной деятельности, органично включены в игру и возникают именно в ней. Урок – это труд, но нельзя поставить «китайскую стену» между трудом и игрой. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, которая зажигает огонёк любознательности, развивает познавательный интерес к предмету.
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
В процессе анализа психолого-педагогической литературы была выдвинута следующая гипотеза: уровень учебной мотивации учащихся средней школы повышается при использовании на уроках ОБЖ игры как средства обучения.
На основании выдвинутой гипотезы были определены задачи эмпирического исследования:
1. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
2. провести анализ изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
3. обработать и проанализировать результаты эмпирического исследования;
4. разработать рекомендации по формированию учебной мотивации на уроках ОБЖ через использование игры как средства обучения.
Для решения поставленных задач в процессе работы использовались следующие эмпирические методики:
1. анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»;
2. констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ;
3. формирующий эксперимент, направленный на выявление уровня учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ;
4. методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Для выявления уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ использовался тест-опросник Валеева Г.Х.
Для обработки полученных данных были использованы методы статистической обработки для непараметрических данных.
Выборка: в исследовании участвовали школьники 7 А класса и 7 В класса МОУ средней общеобразовательной школы № 21 города Канска, в общем количестве 50 человек в возрасте 13-14 лет.
Для исследования были обозначены две группы учащихся: экспериментальная (Э) и контрольная (К).
В экспериментальную вошли учащиеся 7 А класса – 25 учащихся (10 мальчиков и 15 девочек).
В контрольную группу вошли учащиеся 7 В класса – 25 учащихся (9 мальчиков и 16 девочек).
Исследование проводилось в первой и третьей четвертях 2010-2011 учебного года, в условиях школы, в учебном кабинете, с учащимися 7А и 7В классов. Участие испытуемых в исследовании было добровольным.
Для исследования уровня учебной мотивации использовалась тест-опросник Валеева Г.Х.. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная с 12-летнего возраста
Инструкция:
Учащимся предлагалась прочитать 20 высказываний и выразить свое отношение к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
верно – (+ +);
пожалуй, верно – (+);
пожалуй, неверно – (–);
неверно – (– –).
Содержание тест-опросника
1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Полученные данные были обработаны с помощью ключа. При обработке подсчитывается: подсчет показателей теста-опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
Да | 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
Нет | 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;
6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Ход экспериментального исследования определялся поставленными задачами. В первой четверти 2010-2011 учебного года до начала формирующего эксперимента в экспериментальной и в контрольной группах был проведён констатирующий эксперимент с целью определения особенностей структуры учебной мотивации согласно тесту Валеева Г.Х. В течение первого полугодия после проведения обследования в экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, а именно, на уроках ОБЖ применялись игры как средство обучения. В третьей четверти 2010-2011 учебного года после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной и в контрольной группах был проведен повторный констатирующий эксперимент с использованием того же инструментария.