Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
…………………………………………………….
Теоретическая значимость исследования: результаты данного исследования, а именно рассмотрение учебной мотивации при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ теоретически значимы, так как в современной науке этот вопрос изучен не достаточно. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает не просто усвоение некой суммы знаний, а овладение культуросообразными способами жизни, определенным умениями и навыками. Таким образом, сам курс имеет скорее воспитывающее значение и требует новых, часто нестандартных подходов к организации образовательного процесса. В силу «молодости» данного направления школьного обучения изучение происходящих психологических изменений учащихся актуально предопределяет новизну проведённого исследования.
Учебная мотивация, как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у ученика средней школы через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия.
Одним из наиболее эффективных способов формирования учебной мотивации это использование различных игровых приёмов. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Само внутреннее содержание и структура игры, и основанных на ней дидактических средств позволяет педагогу на уроке активизировать учебную деятельность. Стимулирование познавательного интереса, естественное включение в поисковую деятельность, положительный эмоциональный фон при достижении результата, то есть все необходимые элементы учебной деятельности, органично включены в игру и возникают именно в ней. Следовательно, использование игры как дидактического средства гарантируют становление мотивации, направленной на саморазвитие и образование. Таким образом, урок ОБЖ – это урок с обязательным использованием таких дидактических средств, которые гарантируют образовательный эффект по данному курсу. Современная дидактика предлагает обширный арсенал средств. Проблемное обучение, моделирование учебных ситуаций, игра стимулируют формирование нужного в данной образовательной дисциплине эффекта.
Урок – это труд, но нельзя поставить «китайскую стену» между трудом и игрой. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, которая зажигает огонёк любознательности, развивает познавательный интерес к предмету.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы была выдвинута следующая гипотеза: уровень учебной мотивации учащихся средней школы повышается при использовании на уроках ОБЖ игры как средства обучения.
На основании выдвинутой гипотезы были определены задачи эмпирического исследования.
Для выявления особенностей структуры учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ использовался тест-опросник Валеева Г.Х.
Для обработки полученных данных были использованы методы статистической обработки для непараметрических данных.
В исследовании участвовали школьники 7 А класса и 7 В класса МОУ средней общеобразовательной школы № 21 города Канска, в общем количестве 50 человек в возрасте 13-14 лет.
Для исследования были обозначены две группы учащихся: экспериментальная (Э) и контрольная (К).
В экспериментальную вошли учащиеся 7 А класса – 25 учащихся (10 мальчиков и 15 девочек).
В контрольную группу вошли учащиеся 7 В класса – 25 учащихся (9 мальчиков и 16 девочек).
Полученные данные исследования особенностей структуры учебной мотивации были обработаны с помощью ключа. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета.
Ход экспериментального исследования определялся поставленными задачами. В первой четверти 2010-2011 учебного года до начала формирующего эксперимента в экспериментальной и в контрольной группах был проведён констатирующий эксперимент с целью определения особенностей структуры учебной мотивации согласно тесту Валеева Г.Х. В течение первого полугодия после проведения обследования в экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, а именно, на уроках ОБЖ применялись игры как средство обучения. В третьей четверти 2010-2011 учебного года после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной и в контрольной группах был проведен повторный констатирующий эксперимент с использованием того же инструментария.
Анализ полученных данных выявил следующее.
До формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах структура учебной мотивации в процентном соотношении отличалась: количество учащихся с низким и высоким уровнем мотивации имела расхождения: в ЭГ количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации 1 учащийся (4%), количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации 3 учащихся (12%), в КГ не выявлены учащиеся с низким и высоким уровнем учебной мотивации; количество учащихся со среднем уровнем мотивации отличалась не значительно: в ЭГ – 21 учащийся (84%), в КГ – 17 учащихся (68%). Различия достоверны в 95% случаев (согласно критерию Манна-Уитни).
Проведённый после формирующего эксперимента анализ показал следующее.
Количество учащихся с уровнем средней внутренней учебной мотивации учащихся в ЭГ составляет 68%, т.е. отмечено снижение на 16%, уровень высокий внутренней мотивации повысился на 20% и составляет 32%, а уровень низкой внутренней мотивации не зафиксирован и составляет 0%. Согласно критерию Манна-Уитни различия достоверны (p≤0,05,p≤0,01).
Результаты до и после формирующего эксперимента контрольной группы остались без изменения, количество учащихся с низким и высоким уровнем учебной мотивации n=0, количество учащихся со среднем уровнем внутренней мотивации n=25 (100%).
Не выявленные изменения в контрольной группе, уроки которой проводились без включения игры изменения структуры не значительны. Полученные данные достоверны в 99% случаев (согласно G-критерию знаков, p ≤ 0,01).
Изменения, произошедшие в экспериментальной группе, до и после формирующего эксперимента значительны. Полученные данные достоверны в 95% случаев (согласно G-критерию знаков, p ≤ 0,05).
Таким образом, предполагаемая гипотеза: проявление учебной мотивация учащихся средней школы при использовании на уроках ОБЖ игры как средства обучения имеет свои особенности, подтвердилась. Следовательно, использование на уроках ОБЖ игры как средство обучения на различных этапах урока эффективно.
Список используемой литературы
1. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. – Новосибирск.: Сиб. унив. из-во, 2003.
2. Анастази А. Психологическое тестирование, М.: Педагогика, 1982.
3. Антюхин Э.Г., Сулла М.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Дашков и К, 2003.
4. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М.: "Дашков и К", 2001.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., - Просвещение, 1984.
6. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
7. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - М.: Знание, 1999.
8. Безопасность: Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. - М.: Демографическая безопасность 1998, № 3-4.
9. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001.
10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
11. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.М., Просвещение, 1985.
12. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.
13. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983.
14. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М.: Лист, 1997.
15. Гостев В.С. Раны. Первая медицинская помощь: Метод, указания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
16. Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. М.: ИКЦ "МарТ", Ростов-на-Дону: Изд. центр "МарТ", 2003.
17. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
18. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003.
19. Зайцев О.С. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Библиотечка журнала "Военные знания". М.: ИЦ-Ред. "Военные знания", 2000.
20. Зиновьева Э.Н., Киршин Н.М. Отравление ядом животных: неотложная помощь и лечение. Метод. указания. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
21. Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 128 с.
22. Кирин Б.Ф., Каледина Н.О., Слепцов В.И. Защита в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Моск. госуд. горн, ун-та, 2004.
23. Кон И.С. "Психология старшеклассника", М, Просвещение, 1982 г
24. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
25. Корнилов КВ., Грязнухин Э.Т. Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях. СПб.: Изд. НИИ травматологии и ортопедии им.Р. Р. Вредена, 1992.
26. Кошелев А.А. Медицина катастроф. СПб.: Паритет, 2000.
27. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983; Т. 1.
28. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1977.
29. Лук А. И. Мышление и творчество.М., Политиздат, 1976.
30. Макеев В. И, Михайлов А.А., Стражиц Д.Н. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. - 1996. - № 1. с65-70
31. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС - 1991.
33. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
34. Михайлов Л. А, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.
35. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. - Барнаул: АГИК, 1992.
36. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности. Барнаул: АОА "Алтайский полиграфический комбинат", 1999.
37. Мошкин В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для 5-11 классов. Барнаул: АО "Полиграфист", 1996.
38. Мошкин В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера). Барнаул: АГИК, 1993.
39. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. –Спб.: Речь, 2006. – 392 с. (172-185).
40. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендаци,конспекты уроков, разработки мероприятий /авт. – сост. Л.А. Тётушкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238 с.
41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973
42. Смирнов А.Т. основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 271 с. – (Академический школьный учебник).
43. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. (167-170).
44. Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983.
Приложение 1
Таблица 1
Результаты исследования структуры учебной мотивации
экспериментальной группы согласно тесту Валеева Г.Х.
№ п/п учащегося | Пол | Первое выполнение | Второе выполнение |
1 | М | 16 | 19 |
2 | М | 14 | 14 |
3 | Ж | 11 | 13 |
4 | Ж | 9 | 10 |
5 | Ж | 9 | 10 |
6 | М | 8 | 10 |
7 | Ж | 5 | 10 |
8 | Ж | 14 | 13 |
9 | М | 15 | 17 |
10 | Ж | 9 | 10 |
11 | Ж | 11 | 11 |
12 | М | 11 | 11 |
13 | М | 12 | 14 |
14 | М | 12 | 19 |
15 | Ж | 11 | 13 |
16 | М | 12 | 12 |
17 | Ж | 11 | 16 |
18 | Ж | 12 | 16 |
19 | Ж | 9 | 10 |
20 | М | 16 | 17 |
21 | М | 13 | 14 |
22 | Ж | 13 | 12 |
23 | Ж | 11 | 12 |
24 | Ж | 11 | 20 |
25 | Ж | 13 | 16 |