Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 922.50 Кб (Скачать)

§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»

Результаты исследования структуры учебной мотивации экспериментальной группы согласно тесту Валеева Г.Х. были получены после обработки первичных данных согласно ключу теста (см. приложение 1 таблицу 1, 2).

Таблица 3

Результаты исследования структуры учебной мотивации

экспериментальной и контрольной группы согласно тесту Валеева Г.Х.

(в процентах)

Группа

Низкий уровень учебной мотивации

Средний уровень учебной мотивации

Высокий уровень учебной мотивации

ЭГ (n=25)

4% (n=1)

84% (n=21)

12% (n=3)

КГ (n=25)

0% (n=0)

100% (n=25)

0% (n=0)

 

По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальной группе уровень низкой внутренней мотивации составил 4% (1 учащийся), уровень средней внутренней мотивации – 84% (21 учащийся) и уровень высокой внутренней мотивации – 12% (3 учащихся).

По результатам констатирующего эксперимента контрольной группы выявлен только уровень средней внутренней мотивации – 100%, что говорит о том, в контрольной группе уровень низкой внутренней мотивации составляет 0% (рисунок 1).

Рисунок 1.

В течение первого полугодия 2010-2011 учебного года в экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент заключался в том, что на уроках ОБЖ на разных этапах урока были введены игры как средства обучения. В первой четверти было проведено 9 уроков, во второй – 7 уроков, по одному часу в неделю.

С использованием игры как средства обучения изменились задачи  урока:

Образовательные:

1.      способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

2.      способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

Развивающие:

1.      развивать у учащихся творческое мышление;

2.      способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке ОБЖ.

Воспитательные:

1.      воспитывать нравственные взгляды и убеждения;

2.      вырабатывать самосознание - осознанную сопричастность с происходящими событиям;

3.      способствовать воспитанию саморазвивающейся самореализующейся личности.

Было продумано поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке ОБЖ.

В начале урока для того, чтобы организовать и заинтересовать детей, стимулировать актив­ность были использованы игровые моменты: дидактические игры (кроссворды, ребусы, загадки, топографический диктант), сюжетно-ролевые.

Включая игры и игровые моменты в середине урока, решалась задача усвоения темы, и применялись: сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, деловая игра, дидактические игры.

В конце урока игра и игровые моменты включались для закрепления и использовались: дидактические игры, сюжетно-ролевые, конструкторские, интеллектуальные игры.

После проведения формирующего эксперимента в начале третьей четверти было проведено повторное исследование структуры учебной мотивации согласно тесту Валеева Г.Х. в контрольной и экспериментальной группах (рисунок 2).

Таблица 4

Результаты исследования структуры учебной мотивации экспериментальной и контрольной группы согласно тесту Валеева Г.Х. (в процентах) после формирующего эксперимента

 

Группа

Низкий уровень учебной мотивации

Средний уровень учебной мотивации

Высокий уровень учебной мотивации

ЭГ (n=25)

0% (n=0)

68% (n=17)

32% (n=8)

КГ (n=25)

0% (n=0)

100% (n=25)

0% (n=0)

 

Результаты после эксперимента в контрольной группе выявлены следующие: уровень средней учебной внутренней мотивации 100% (25 учащихся). В экспериментальной группе после эксперимента: уровень низкой учебной мотивации не выявился, уровень высокой учебной мотивации – 68%, уровень средней учебной мотивации – 32%

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследования структуры учебной мотивации экспериментальной и контрольной групп после эксперимента

Рисунок 2

 

§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»

Анализ полученных данных выявил следующее.

До формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах структура учебной мотивации в процентном соотношении отличалась не значительно. В ЭГ количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации 1 учащийся (4%), в КГ количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации было равно 0. В ЭГ количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации – 3 учащихся (12%), в КГ не выявлены учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации. При этом количество учащихся со среднем уровнем мотивации отличалась не значительно: в ЭГ – 21 учащийся (84%), в КГ – 17 учащихся (68%) (рисунок 3). Различия достоверны в 95% случаев (согласно критерию Манна-Уитни).

Рисунок 3

Проведённый после формирующего эксперимента анализ полученных данных показал следующее.

Таблица 5

Результаты исследования структуры учебной мотивации экспериментальной группы согласно тесту Валеева Г.Х. (в процентах)                                            до и после формирующего эксперимента

Время проведения исследования

Низкий уровень учебной мотивации

Средний уровень учебной мотивации

Высокий уровень учебной мотивации

До эксперимента (n=25)

4% (n=1)

84% (n=21)

12% (n=3)

После эксперимента (n=25)

0% (n=0)

68% (n=17)

32% (n=8)

 

Количество учащихся с уровнем средней внутренней учебной мотивации учащихся в ЭГ составляет 68%, т.е. отмечено снижение на 16%, высокий уровень внутренней мотивации повысился на 20% и составляет 32%, а уровень низкой внутренней мотивации не зафиксирован и составляет 0%. Согласно G-критерию знаков различия достоверны (p≤0,05,p≤0,01).

 

Результаты исследования структуры учебной мотивации

экспериментальной группы до и после эксперимента

Рисунок 4

 

 

 

Таблица 6

Результаты исследования структуры учебной мотивации контрольной группы согласно тесту Валеева Г.Х. (в процентах)                                            до и после формирующего эксперимента

 

Время проведения исследования

Низкий уровень учебной мотивации

Средний уровень учебной мотивации

Высокий уровень учебной мотивации

До эксперимента (n=25)

0% (n=0)

100% (n=25)

0% (n=0)

После эксперимента (n=25)

0% (n=0)

100% (n=25)

0% (n=0)

Информация о работе Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ