Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
…………………………………………………….
Таблица 2
Результаты исследования структуры учебной мотивации
контрольной группы согласно тесту Валеева Г.Х.
№ п/п учащегося | Пол | Первое выполнение | Второе выполнение |
1 | Ж | 12 | 11 |
2 | Ж | 10 | 9 |
3 | Ж | 13 | 10 |
4 | М | 7 | 8 |
5 | М | 11 | 11 |
6 | М | 10 | 10 |
7 | Ж | 12 | 10 |
8 | М | 10 | 11 |
9 | Ж | 13 | 10 |
10 | Ж | 12 | 12 |
11 | Ж | 12 | 11 |
12 | Ж | 7 | 9 |
13 | М | 12 | 10 |
14 | М | 10 | 11 |
15 | Ж | 12 | 10 |
16 | Ж | 8 | 9 |
17 | Ж | 10 | 10 |
18 | Ж | 12 | 10 |
19 | Ж | 10 | 9 |
20 | М | 8 | 10 |
21 | Ж | 7 | 8 |
22 | Ж | 11 | 10 |
23 | М | 7 | 7 |
24 | Ж | 11 | 10 |
25 | М | 10 | 10 |
Приложение 2
Проверим ограничения G - критерий знаков. Так как n = 25 и 5 < 25 < 300, то критерий применим;
Можно ли считать обучение эффективным, если результаты таковы:
Таблица 8
№ п/п | Первое выполнение уч-ся 7 А класса | Второе выполнение уч-ся 7 А класса | Знак разности отметок | Первое выполнение уч-ся 7 В класса | Второе выполнение уч-ся 7 В класса | Знак разности отметок |
1 | 16 | 19 | + | 12 | 11 | _ |
2 | 14 | 14 | 0 | 10 | 9 | _ |
3 | 11 | 13 | + | 13 | 10 | _ |
4 | 9 | 10 | + | 7 | 8 | + |
5 | 9 | 10 | + | 11 | 11 | 0 |
6 | 8 | 10 | + | 10 | 10 | 0 |
7 | 5 | 10 | + | 12 | 10 | _ |
8 | 14 | 13 | _ | 10 | 11 | + |
9 | 15 | 17 | + | 13 | 10 | _ |
10 | 9 | 10 | + | 12 | 12 | 0 |
11 | 11 | 11 | 0 | 12 | 11 | _ |
12 | 11 | 11 | 0 | 7 | 9 | + |
13 | 12 | 14 | + | 12 | 10 | _ |
14 | 12 | 19 | + | 10 | 11 | + |
15 | 11 | 13 | + | 12 | 10 | _ |
16 | 12 | 12 | 0 | 8 | 9 | + |
17 | 11 | 16 | + | 10 | 10 | 0 |
18 | 12 | 16 | + | 12 | 10 | _ |
19 | 9 | 10 | + | 10 | 9 | _ |
20 | 16 | 17 | + | 8 | 10 | + |
21 | 13 | 14 | + | 7 | 8 | + |
22 | 13 | 12 | _ | 11 | 10 | _ |
23 | 11 | 12 | + | 7 | 7 | 0 |
24 | 11 | 20 | + | 11 | 10 | _ |
25 | 13 | 16 | + | 10 | 10 | 0 |
Подсчитаем количество нулевых реакций и найдем новый объем выборки. Количество n0 = 4, значит n = 25 - 4 = 21 - новый объем выборки;
Подсчитаем количество положительных и отрицательных сдвигов: сдвигов «+» - 19, сдвигов «-» - 2. Значит, «+» сдвиги - «типичные», а «–» сдвиги - «нетипичные»;
Сформулируем гипотезы:
H0: Сдвиг показателей в типичную сторону является случайным;
H1: Сдвиг показателей в типичную сторону является неслучайным.
Найдем G эмпирическое, равное количеству «нетипичных сдвигов» - 2;
По таблице 9 для критерия знаков для n = 21 найдем Gэмп – это число нетипичных сдвигов – 4. По таблице 9 критических значений сравним Gэмп = 4 с Gкр при n = 21.
6 при (p ≤ 0,05) 95%
4 при (p ≤ 0,01). 99%
Если Gэмп > Gкр, то принимаем Н0 и отвергаем Н1
Если Gэмп ≤ Gкр, то принимаем Н1 и отвергаем Н0
56
Приложение 3
Таблица 9
Критические значения критерия знаков G для уровней статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01
n | p =0,05 | p =0,01 | n | p =0,05 | p =0,01 | n | p =0,05 | p =0,01 | n | p =0,05 | p =0,01 |
5 | 0 | - | 27 | 8 | 7 | 49 | 18 | 15 | 92 | 37 | 34 |
6 | 0 | - | 28 | 8 | 7 | 50 | 18 | 16 | 94 | 38 | 35 |
7 | 0 | 0 | 29 | 9 | 7 | 52 | 19 | 17 | 96 | 39 | 36 |
8 | 1 | 0 | 30 | 10 | 8 | 54 | 20 | 18 | 98 | 40 | 37 |
9 | 1 | 0 | 31 | 10 | 8 | 56 | 21 | 18 | 100 | 41 | 37 |
10 | 1 | 0 | 32 | 10 | 8 | 58 | 22 | 19 | 110 | 45 | 42 |
11 | 2 | 1 | 33 | 11 | 9 | 60 | 23 | 20 | 120 | 50 | 46 |
12 | 2 | 1 | 34 | 11 | 9 | 62 | 24 | 21 | 130 | 55 | 51 |
13 | 3 | 1 | 35 | 12 | 10 | 64 | 24 | 22 | 140 | 59 | 55 |
14 | 3 | 2 | 36 | 12 | 10 | 66 | 25 | 23 | 150 | 64 | 60 |
15 | 3 | 2 | 37 | 13 | 10 | 68 | 26 | 23 | 160 | 69 | 64 |
16 | 4 | 2 | 38 | 13 | 11 | 70 | 27 | 24 | 170 | 73 | 69 |
17 | 4 | 3 | 39 | 13 | 11 | 72 | 28 | 25 | 180 | 78 | 73 |
18 | 5 | 3 | 40 | 14 | 12 | 74 | 29 | 26 | 190 | 83 | 78 |
19 | 5 | 4 | 41 | 14 | 12 | 76 | 30 | 27 | 200 | 87 | 83 |
20 | 5 | 4 | 42 | 15 | 13 | 78 | 31 | 28 | 220 | 97 | 92 |
21 | 6 | 4 | 43 | 15 | 13 | 80 | 32 | 29 | 240 | 106 | 101 |
22 | 6 | 5 | 44 | 16 | 13 | 82 | 33 | 30 | 260 | 116 | 110 |
23 | 7 | 5 | 45 | 16 | 14 | 84 | 33 | 30 | 280 | 125 | 120 |
24 | 7 | 5 | 46 | 16 | 14 | 86 | 34 | 31 | 300 | 135 | 129 |
25 | 7 | 6 | 47 | 17 | 15 | 88 | 35 | 32 |
|
|
|
26 | 8 | 6 | 48 | 17 | 15 | 90 | 36 | 33 |
|
|
|
56
Приложение 4
Урок+презентация
по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»
для 7- класса
Тип урока: урок-соревнование
Форма урока: игра
Цель урока: закрепление и проверка изученного материала по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера».
Задачи:
развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;
воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
формировать творческие способности учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Раздаточный материал: карточки с надписями: землетрясение, ураганы, наводнения, лесные пожары, эпидемии; карточки с надписями: 1, 2, 3, 4, 5; карточки с надписями: 10, 20, 30, 40, 50.
Организационный момент:
Вступительное слово учителя:
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами примем участие в телепередаче «Своя игра». Тема нашей игры: «Чрезвычайные ситуации природного характера». Всё первое полугодие вы узнавали, какие существуют чрезвычайные ситуации природного характера, каковы их особенности, действия людей при той или иной ситуации, а сегодня вы продемонстрируете свои знания (слайд 1).
Подготовительный этап
Слова учителя: А сейчас давайте разделимся на пять команд. Я вам помогу. У меня в руках карточки, на которых написаны природные явления: землетрясение, ураганы, наводнения, лесные пожары, эпидемии. Каждый из вас выберет одну карточку и, по одинаковым названиям, вы разделитесь на команды.
Первое ваше задание придумать название и выбрать капитана команды.
Инструктаж: На экране вы видите таблицу, вопросы пяти видов:
«Определение» – дано определение, надо сказать к какому понятию оно относится,
«Тест» – задан вопрос, надо выбрать правильный вариант ответа,
«Вопрос» – дать ответ на заданный вопрос,
«Баллы» – необходимо определить баллы, по которым определяется сила природного явления,
«Действия людей при чрезвычайной ситуации природного характера» – как нужно себя вести и что делать при той или иной чрезвычайной ситуации. Вопросы разной степени трудности. Отвечая на вопросы, вы получаете карточку с соответствующем количеством баллов. Если команда неправильно отвечает на вопрос, то вопрос снимается и команда получает ноль баллов. В конце определяется победитель (слайд 2).
Игровой этап
Слова учителя: Все команды готовы, осталось определить очерёдность. Прошу капитанов подойти ко мне и выбрать карточку с цифрой. Очерёдность определена, начинаем игру.
Вопросы:
«Определение»
10. Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде – это…
20. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли – это …
30. Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах ─ это …
40. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это…
50. Выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой – это …
«Тест»
10. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:
а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;
б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;
в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.
20. Одним из признаков о приближении цунами является:
а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор;
б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;
в) резкое повышение или понижение температуры воздуха, обильное таяние ледников, сход лавин.
30. Эпидемия инфекционной болезни среди животных:
а) эпифитотия;
б) эпизоотия.
40. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:
а) лесные пожары, изменения климата и погодных условий;
б) извержение вулканов, усиление сейсмоактивности, повышение уровня рек;
в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, разрушение зданий, гибель людей и животных.
50. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, называется:
а) ураган;
б) смерч;
в) буря
г) циклон.
«Вопрос»
10. Организованный вывоз населения из зоны ЧС?
20. Перечислите чрезвычайные ситуации природного характера
30. В каких районах на территории России часто происходит извержение вулкана?