Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 922.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 2

Результаты исследования структуры учебной мотивации

контрольной группы согласно тесту Валеева Г.Х.

№ п/п учащегося

Пол

Первое выполнение

Второе выполнение

1

Ж

12

11

2

Ж

10

9

3

Ж

13

10

4

М

7

8

5

М

11

11

6

М

10

10

7

Ж

12

10

8

М

10

11

9

Ж

13

10

10

Ж

12

12

11

Ж

12

11

12

Ж

7

9

13

М

12

10

14

М

10

11

15

Ж

12

10

16

Ж

8

9

17

Ж

10

10

18

Ж

12

10

19

Ж

10

9

20

М

8

10

21

Ж

7

8

22

Ж

11

10

23

М

7

7

24

Ж

11

10

25

М

10

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Проверим ограничения  G - критерий знаков. Так как n = 25 и 5 < 25 < 300, то критерий применим;

Можно ли считать обучение эффективным, если результаты таковы:

Таблица 8

№ п/п

Первое выполнение уч-ся

7 А класса

Второе выполнение уч-ся

7 А класса

Знак разности отметок

Первое выполнение уч-ся

7 В класса

Второе выполнение уч-ся

7 В класса

Знак разности отметок

1

16

19

+

12

11

_

2

14

14

0

10

9

_

3

11

13

+

13

10

_

4

9

10

+

7

8

+

5

9

10

+

11

11

0

6

8

10

+

10

10

0

7

5

10

+

12

10

_

8

14

13

_

10

11

+

9

15

17

+

13

10

_

10

9

10

+

12

12

0

11

11

11

0

12

11

_

12

11

11

0

7

9

+

13

12

14

+

12

10

_

14

12

19

+

10

11

+

15

11

13

+

12

10

_

16

12

12

0

8

9

+

17

11

16

+

10

10

0

18

12

16

+

12

10

_

19

9

10

+

10

9

_

20

16

17

+

8

10

+

21

13

14

+

7

8

+

22

13

12

_

11

10

_

23

11

12

+

7

7

0

24

11

20

+

11

10

_

25

13

16

+

10

10

0


 

Подсчитаем количество нулевых реакций и найдем новый объем выборки. Количество n0 = 4, значит n = 25 - 4 = 21 - новый объем выборки;

Подсчитаем количество положительных и отрицательных сдвигов: сдвигов «+» - 19, сдвигов «-» - 2. Значит, «+» сдвиги - «типичные», а  «–» сдвиги - «нетипичные»;

Сформулируем гипотезы:

H0: Сдвиг показателей в типичную сторону является случайным;

H1: Сдвиг показателей в типичную сторону является неслучайным.

Найдем G эмпирическое, равное количеству  «нетипичных сдвигов» - 2;

По таблице 9 для  критерия знаков для  n = 21 найдем Gэмп – это число нетипичных сдвигов – 4. По таблице 9 критических значений сравним Gэмп = 4 с Gкр при n = 21.

6 при (p ≤ 0,05)  95%

4 при (p ≤ 0,01). 99%

Если Gэмп > Gкр, то принимаем Н0 и отвергаем Н1

Если Gэмп ≤ Gкр, то принимаем Н1 и отвергаем Н0

 

 

 

 



56

 

Приложение  3

Таблица 9

Критические значения критерия знаков G для  уровней статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01

n

p

=0,05

p

=0,01

n

p

=0,05

p

=0,01

n

p

=0,05

p

=0,01

n

p

=0,05

p

=0,01

5

0

-

27

8

7

49

18

15

92

37

34

6

0

-

28

8

7

50

18

16

94

38

35

7

0

0

29

9

7

52

19

17

96

39

36

8

1

0

30

10

8

54

20

18

98

40

37

9

1

0

31

10

8

56

21

18

100

41

37

10

1

0

32

10

8

58

22

19

110

45

42

11

2

1

33

11

9

60

23

20

120

50

46

12

2

1

34

11

9

62

24

21

130

55

51

13

3

1

35

12

10

64

24

22

140

59

55

14

3

2

36

12

10

66

25

23

150

64

60

15

3

2

37

13

10

68

26

23

160

69

64

16

4

2

38

13

11

70

27

24

170

73

69

17

4

3

39

13

11

72

28

25

180

78

73

18

5

3

40

14

12

74

29

26

190

83

78

19

5

4

41

14

12

76

30

27

200

87

83

20

5

4

42

15

13

78

31

28

220

97

92

21

6

4

43

15

13

80

32

29

240

106

101

22

6

5

44

16

13

82

33

30

260

116

110

23

7

5

45

16

14

84

33

30

280

125

120

24

7

5

46

16

14

86

34

31

300

135

129

25

7

6

47

17

15

88

35

32

 

 

 

26

8

6

48

17

15

90

36

33

 

 

 

 

 

 

 



56

 

Приложение 4

Урок+презентация

по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

для 7- класса

Тип урока: урок-соревнование

Форма урока:  игра

Цель урока: закрепление и проверка изученного материала по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Задачи:

развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных  чрезвычайных ситуациях природного характера;

воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

формировать творческие способности учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: карточки с надписями: землетрясение, ураганы, наводнения, лесные пожары, эпидемии; карточки с надписями: 1, 2, 3, 4, 5; карточки с надписями: 10, 20, 30, 40, 50.

Организационный момент:

Вступительное слово учителя:

Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами примем участие в телепередаче «Своя игра». Тема нашей игры: «Чрезвычайные ситуации природного характера». Всё первое полугодие вы узнавали, какие существуют чрезвычайные ситуации природного характера, каковы их особенности, действия людей при той или иной ситуации, а сегодня вы продемонстрируете свои знания (слайд 1).

Подготовительный этап

Слова учителя: А сейчас давайте разделимся на пять команд. Я вам помогу. У меня в руках карточки, на которых написаны природные явления: землетрясение, ураганы, наводнения, лесные пожары, эпидемии. Каждый из вас выберет одну карточку и, по одинаковым названиям, вы разделитесь на команды.

Первое ваше задание придумать название и выбрать капитана команды.

Инструктаж: На экране вы видите таблицу, вопросы пяти видов:

«Определение» – дано определение, надо сказать к какому понятию оно относится,

«Тест» – задан вопрос, надо выбрать правильный вариант ответа,

«Вопрос» – дать ответ на заданный вопрос,

«Баллы» – необходимо определить баллы, по которым определяется сила природного явления,

«Действия людей при чрезвычайной ситуации природного характера» – как нужно себя вести и что делать при той или иной чрезвычайной ситуации. Вопросы разной степени трудности. Отвечая на вопросы, вы получаете карточку с соответствующем количеством баллов. Если команда неправильно отвечает на вопрос, то вопрос снимается и команда получает ноль баллов. В конце определяется победитель (слайд 2).

Игровой этап

Слова учителя: Все команды готовы, осталось определить очерёдность. Прошу капитанов подойти ко мне и выбрать карточку с цифрой. Очерёдность определена, начинаем игру.

Вопросы:

«Определение»

10. Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде – это…

20. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли – это …

30. Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах ─ это …

40. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это…

50. Выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой – это …

«Тест»

10. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;

б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;

в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.

20. Одним из признаков о приближении цунами является:

а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор;

б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;

в) резкое повышение или понижение температуры воздуха, обильное таяние ледников, сход лавин.

30. Эпидемия инфекционной болезни среди животных:

а) эпифитотия;

б) эпизоотия.

40. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

а) лесные пожары, изменения климата и погодных условий;

б) извержение вулканов, усиление сейсмоактивности, повышение уровня рек;

в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, разрушение зданий, гибель людей и животных.

50. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, называется:

а) ураган;

б) смерч;

в) буря

г) циклон.

«Вопрос»

10. Организованный вывоз населения из зоны ЧС?

20. Перечислите чрезвычайные ситуации природного характера

30. В каких районах на территории России часто происходит извержение вулкана?

Информация о работе Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ