Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 922.50 Кб (Скачать)


56

 

Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования                           (повышения квалификации) специалистов                                    «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»              Кафедра здоровья и безопасной жизнедеятельности

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой здоровья и

безопасной жизнедеятельности

к.м.н. доцент Т.В. Горячева

_______________________

 

 

 

Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка                                    ________________________     Позычук С. П.

Научный руководитель:

старший преподаватель            ________________________  Метёлкина Т. Н.

 

 

 

Красноярск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...

Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе

§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………

§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…

§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….

Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»

§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме  «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….

§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..

§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….

РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного про­цесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших ка­честв и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой за­дачи требует нового подхода и к обучению и воспитанию детей.

«Основы безопасности жизнедеятельности» - один из тех предметов, которые непосредственно готовят учащихся к жизни, учат не теряться в экстремальных ситуациях, быстро принимать правильные решения, дорожить своей жизнью и жизнью людей, живущих рядом.

По мнению Карповой Е.В., Малегон А.В., предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет глубокое воспитательное значение; велика его роль как пропедевтики правильного поведения учащихся. В современных условиях, когда реальностью стали различного рода чрезвычайные ситуации, катастрофы и теракты, возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учеников по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Учащиеся получают представление о личном здоровье, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценки влияния их последствий на здоровье и жизнь человека, а также о выработке алгоритма безопасного поведения с учётом своих индивидуальных возможностей. (Игровые классные часы).

К сожалению, уроки ОБЖ приобрели стандартную форму, обусловленную необходимостью подготовки учащихся к выполнению типовых заданий, и, как следствие, утратили за­нимательность и привлекательность. Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, поэтому систематическое и продуманное использование разнооб­разных дидактических игр помогает решить проблему формирования учебной мотива­ции.

Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, стремится активизировать и поддержать учебную мотивацию на высоком уровне. Для этого используются игровые средства обучения на уроках ОБЖ.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Использование игры на уроках ОБЖ позволит изменить мотивацию к предмету, а следовательно достичь эффектов усвоения данного предмета. Современная практика образования, а так же имеющиеся теоретически исследования не дают полного ответа  на вопрос формирования учебной мотивации при изучении предмета ОБЖ. Но требования, выдвигаемые новыми государственными стандартами предполагают использование разнообразных и наиболее эффективных методов обучения, в том числе и в вопросе изменения отношения к предмету. В свете данных рассуждений  проблема формирования учебной мотивации учащихся средней школы, особенностей её проявления под влиянием игровых  средств обучения  на уроках ОБЖ актуальна и  своевременна.

Проблема исследования: недостаточная разработанность проблемы учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ

Объект исследования: учебная мотивация учащихся средней школы, появляющаяся при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ

Предмет исследования: уровень учебной мотивации учащихся средней школы возникающей при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ

Гипотеза: уровень учебной мотивации учащихся средней школы повышается при использовании на уроках ОБЖ игры как средства обучения.

Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения

В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:

1.      провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;

2.      экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;

3.      провести  анализ изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;

4.      обработать и проанализировать результаты эмпирического исследования;

5.      разработать рекомендации по формированию учебной мотивации на уроках ОБЖ через использование игры как средства обучения.

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

1.      анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки, прежде всего принципов системности и развития;

2.      констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня учебной мотивации,  а также фиксацию результатов;

3.      формирующий эксперимент, направленный на выявление уровня   учебной мотивации

4.      методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Структура работы: работа состоит из введения; первой и второй главы, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Практическая значимость исследования: выявление изменений уровня учебной мотивации учащихся средней школы проявляющихся  при использовании игры как средства обучения позволит разработать новые дидактические методы, формирующие учебную мотивацию при освоение содержания курса ОБЖ. По результатам работы предполагается написание методических рекомендаций при использовании игр и игровых моментов для эффективного воздействия на уровень учебной мотивации.

Теоретическая значимость исследования: результаты данного исследования, а именно рассмотрение учебной мотивации при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ  теоретически значимы, так как в современной науке этот вопрос изучен не достаточно. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»  предполагает не просто усвоение некой суммы знаний, а овладение культуросообразными способами жизни, определенным умениями и навыками. Таким образом, сам курс имеет скорее воспитывающее значение и требует новых, часто нестандартных подходов к организации образовательного процесса. В силу «молодости» данного направления школьного обучения изучение происходящих психологических изменений  учащихся, их  особенностей актуально  предопределяет новизну проведённого исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе

§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе

Огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение проблемы учебной мотивации внесли отечественные психологи, такие как: Зимняя И.А., Божович Л.И., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Фридман Л.М., Бондаренко С.М. и другие.

По мнению Зимней И.А. учебная мотивация, как и любой другой вид, определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, ─ она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, ─ организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, ─ субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета. (Зимняя И.А. педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, с. 196).

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и дина­мичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на ма­териале исследования учебной деятельности школьников отме­чалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, свя­занные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, ли­бо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаи­модействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации.

Маркова А.К. специально подчеркивает эту мысль: «...Мотива­ция учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, це­ли, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противо­речивых отношении между ними» [Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Мар­ковой. М., 1986, с. 14]. Соответствен­но при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы учащегося. В нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отноше­ние и интерес.

Информация о работе Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ