Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:43, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменения уровня учебной мотивации учащихся средней школы, возникающей на уроках ОБЖ при использовании игры как средства обучения
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе;
2. экспериментально исследовать уровень учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игры как средства обучения на уроках ОБЖ.;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретический анализ проблемы «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе
§ 1.1. Анализ особенностей учебной мотивации учащихся средней школы в психолого-педагогической литературе ……………………………………
§ 1.2. Анализ проблемы «содержания понятия игры как средства обучения и повышения мотивации» в психолого-педагогической литературе ...............…
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» в психолого-педагогической литературе…………….………………………….
Глава II. Эмпирическое исследование по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»
§ 2.1. Методическое обеспечение и организация исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»……………………………………………………………………………….
§ 2.2. Результаты исследования по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………………………………………..
§ 2.3. Анализ результатов по проблеме «Использование игровых моментов как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся средней школы на уроках ОБЖ»………………..……………………………………….
РЕКОМЕНДАЦИИ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
…………………………………………………….
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы, чайнворды и т.д.
Кроссворд (словопересечение). Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей. Кроссворды можно использовать на уроках ОБЖ для закрепления изученного материала и проверке знаний.
Ребусы. Разгадывание ребусов с использованием интересных сведений способствует развитию познавательной активности учащихся, их сообразительности и фантазии.
Загадки. Использование разнообразных терминов и понятий, связанных с темами ОБЖ, расширяют кругозор учащихся, способствуют их умственному развитию, повышают интерес к учебе, помогают лучшему усвоению материала, формируют такие качества, как настойчивость и целеустремленность.
Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.
Топографический диктант. Под диктовку учителя, учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске, вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана). Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.
Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.).
В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность.
IV группа игр - строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные.
Часто в урок ОБЖ вводят деловую игру. Деловая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Использование в обучении методов имитационного моделирования (создание моделей, имитирующих реальные условия, для решения той или иной задачи). Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитания ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых учителем, передаются детям. Это могут быть контрольные, организационные и другие функции, которые выполняют учащиеся – ассистенты, контролеры, докладчики, консультанты, бригадиры и т.д. Перед игрой необходимо раскрыть тему игры, сформулировать ее цели и конкретные учебные задачи, характеристику исходной обстановки игрового конкурса, определяющий район игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал, характер размещения участников, временные границы проведения.
Примером являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность творческую и познавательную.
V группа игр, интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Они основаны на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность. На уроках ОБЖ применяются разнообразные конкурсы и соревнования. Для практической подготовки по теме «Основы воинской службы» применяются соревнования по полосе препятствий, соревнования по ориентированию на местности.
Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций: дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков; воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности; социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Таким образом, залогом эффективности обучения может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение КВН, викторин и различных вечеров досуга. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, формировании истинной, учебной мотивации, стремления в самосовершенствованию. При формировании интереса учитель должен руководствоваться основными правилами:- необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;- объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни совершенно новым, ни хорошо известным;- материал целесообразно располагать по концентрам и «группировать его вокруг содержания».
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации. Мотивы общения: - учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;- при решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей;- совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Познавательные мотивы: каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других); в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера;- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса;- ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса, неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш); состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей, удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет; в игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа; в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность, мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Само внутреннее содержание и структура игры, и основанных на ней дидактических средств позволяет педагогу на уроке активизировать учебную деятельность. Стимулирование познавательного интереса, естественное включение в поисковую деятельность, положительный эмоциональный фон при достижении результата, то есть все необходимые элементы учебной деятельности, органично включены в игру и возникают именно в ней. Следовательно, использование игры как дидактического средства гарантируют становление мотивации, направленной на саморазвитие и образование.
§ 1.3. Анализ проблемы «изменение учебной мотивации учащихся средней школы при использовании игровых средств обучения на уроках ОБЖ» психолого-педагогической литературы
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли.
Вопрос формирование мотивационно-потребностной сферы при усвоении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» изучен недостаточно. Содержание курса предполагает реализацию не столько образовательной задачи, сколько задачу необходимости успешной социализации. У подрастающего поколения должно происходить выращивание иного, культурного способа жизнедеятельности, обеспеченного навыками самосохранения и саморазвития. В условиях классно-урочной, оторванной от практики, системы формирование подобного навыка происходит достаточно искусственно. Часто приобретенные на уроках ОБЖ умения остаются в стенах школы. Реализация поставленных данным образовательным курсом задач возможна только при условии становления учебной деятельности с истинной, внутренней учебной мотивацией, суть которой определяется потребностью в самоизменении, в появлении новых умений и навыков жизнедеятельности.
К сожалению, практика образования показывает, что уроки ОБЖ приобрели стандартную форму, обусловленную необходимостью подготовки учащихся к выполнению типовых заданий, и, как следствие, утратили занимательность и привлекательность. Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, и, по сути, снижают эффективность усвоения. Надо признать, что в курсе ОБЖ много тем информационного характера, которые нельзя отнести к непосредственно, конкретной подготовке учащегося к обеспечению безопасности. Навык для жизни превращается в сумму знаний о нем. Как следствие, происходит дискредитация самой идеи обучения безопасной жизнедеятельности.
Современная дидактика предлагает обширный арсенал средств. Проблемное обучение, моделирование учебных ситуаций, игра стимулируют формирование нужного в данной образовательной дисциплине эффекта.
Урок – это труд, но нельзя поставить «китайскую стену» между трудом и игрой. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, которая зажигает огонёк любознательности, развивает познавательный интерес к предмету.
При выборе технологии сохраняется требование. Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап – это психологическая ситуация. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться, их возрастным задачами особенностями.
В среднем школьном возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Осваивая основы безопасной жизнедеятельности, способы действий и способы отношений подросток делает осознанный выбор жизненной стратегии и тактики. Наблюдается выбор и устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения необходимо не просто учитывать, а скорее использовать на уроках ОБЖ.